Файл: Разработка модели управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Процесс создания модели управленческого решения

Процесс создания модели управленческого решения носит этапный характер и включает в себя ряд этапов.

Этап первый - поисковый, связанный с созданием общих представлений о модели того или иного объекта или процесса, разработкой исходной модели, являющейся наиболее общей схемой и носящей гипотетический характер;

Этап второй - познавательный, представляющий собой единство практической деятельности, направленной на работу с моделями;

Этап третий - теоретический анализ результатов мысленного и реального исследования моделей, их включение в общую систему знаний, разработку путей практической реализации для решения задач управления, возникающих при использовании данной модели.

Таким образом, построение модели представляет собой установление определенных отношений - аналогий между явлениями (процессами) на основе превращения более простого по структуре и содержанию явления (процесса) в модель более сложного. В этом случае осуществляется воспроизведение наиболее значимых для исследования характеристик некоторого объекта на специально созданном объекте-модели[13].

Методика принятия управленческих решений представляет собой процедуре, свод правил, алгоритм выявления психологических установок,
склонностей и ценностей, а также знаний и умений, которые способствуют и препятствуют принятию эффективных управленческих решений. Методика организует процесс, обеспечивает получение необходимой информации, на основе анализа которой и делаются выводы, разрабатываются рекомендации[14].

Управленческие решения всегда связаны с необходимостью воздействия на объем управления с целью приведения ею в желаемое состояние. Поскольку это требует затрат времени, можно говорить о процессе принятия решений. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым или нормативным и оканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. Поэтому основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управляемою объекта желаемому или заданному. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность процесса принятия решений[15].


В организационном аспекте процесс принятия решении представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений[16].

Схема процесса принятия управленческою решения представлена на рисунке 1.

В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, что обусловлено характером и спецификой основной деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако, общие этапы их последовательность и сущность схожи для различных организаций. После начала реализации решения необходимо установить обратную связь для контроля выполнения и оценки результатов. На этом этапе происходит измерение и оценка последствий принятия решения, определяется достижение поставленных целей и эффективность принятого решения. Основная задача контроля своевременно выявить убывающую эффективность принятою решения. Обратная связь, которая возникает в процессе контроля и оценки результатов, позволяет менеджеру вносить коррективы в процесс реализации решений, процедуру их разработки, что в дальнейшем поможет избежать или решить схожие проблемы[17].

Рисунок 1 - Процесс принятия управленческих решений[18]

Таким образом, проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы. Модель управленческого решения – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект управления, способна замещать его так, чтобы позволять его изучение. Среди моделей управленческих решений выделяют:

  • нормативные, которые применяются в условиях достаточной определенности и необходимого объема информации;
  • дескриптивные, позволяющие описать процесс принятия решений в сложных ситуациях с высоким уровнем неопределенности;
  • политические, используемые для принятия непрограммируемых решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о цели и методах ее достижения;
  • модели инкрементального процесса принятия решений, используемые для принятия незапрограммированных решений;
  • модель «мусорного ящика», в которой управленческое решение принимается не поэтапно и последовательно.

Построение модели представляет собой установление определенных отношений - аналогий между явлениями (процессами) на основе превращения более простого по структуре и содержанию явления (процесса) в модель более сложного.

Глава 2.Анализ и выявление проблем деятельности ООО «Консул»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Консул» организовано 20 ноября 2002 г.

Общество осуществляет производство мебели по современной европейской технологии.

ООО «Консул» представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных производственных единиц. Производственная структура представлена на рисунке 2.

ООО «Консул»

Основное производство

Вспомогательное хозяйство

Производственные цехи

Складское хозяйство

Выставочный салон – приемный пункт

Склад материалов и комплектующих

Цех 1

Склад готовой продукции

Цех 2

Обслуживающее хозяйство

Участок технического обслуживания

Рисунок 2 - Производственная структура ООО «Консул»[19]

ООО «Консул» включает в себя основное производство по изготовлению мебели и выставочный салон-приемный пункт.

В производственную структуру предприятия входят два основных цеха; вспомогательное производство – складское хозяйство, включающее склад материалов, комплектующих, инструмента и склад готовой продукции, а также выставочный салон, где осуществляется прием заказов от населения.

Производственная структура во многом определяет принципы организации производства на основных производственных участках. Организация производства в основных цехах построена по технологическому принципу, где каждый из участков специализируется на выполнении части общего технологического процесса. Такой принцип организации производства обеспечивает технологическую специализацию каждого участка, облегчает руководство участками и их обслуживание, и является в условиях предприятия весьма рациональным.


Система управления предприятия представлена на рисунке 3.

Директор предприятия

Начальник производства

Главный бухгалтер

Приемщики заказов

Инженер-технолог

Бригадиры

Рисунок 3 - Структура управления предприятия[20]

Главные задачи, которые ставятся при управлении предприятием «Консул» заключаются в том, чтобы заказы населения были выполнены в наиболее короткий срок, выполнение заказов было высококачественным, по приемлемым для целевой группы потребителей ценам и экономически выгодным для предприятия.

Для анализа основных экономических показателей деятельности предприятия было исследовано их изменение за 2010-2012 гг. (см. табл. 1, а также график в Приложении 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности ООО «Консул»[21]

Показатели

Абсолютное значение

Темп роста

2010

2011

2012

2012 к 2010 г., %

2012 к 2011 г., %

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

45650

51790

56051

122,78

108,23

Численность работающих всего, чел. в том числе

рабочих, чел.

28

21

28

18

29

19

103,57

90,48

103,57

105,56

Среднегодовая выработка, тыс.руб.:

одного работающего;

одного рабочего

1630,351

2173,801

1849,656

2877,243

1932,781

2950,034

118,55

135,71

104,45

102,53

Полная себестоимость продукции, тыс.руб.

41085

45576

48764

118,69

106,99

Затраты на 1 руб. проданной продукции, руб.

0,90

0,88

0,87

96,67

98,86

Прибыль от продажи продукции, тыс.руб.

4565

6215

7287

159,63

117,49

Рентабельность продажи продукции, %

10,0

12,0

12,9

-

-


В 2012 г. выручка от продажи продукции составила 56 051 тыс. руб., что выше показателя 2010 г. на 22,78 %., а показателя 2011 г. – на 8,23 %. Среднесписочная числен­ность работающих в 2010-2011 гг. составляла 28 человек, в 2012 г. она увеличилась на одного работника. Среднего­довая выработка одного работающего в 2012 г. выше аналогичных показателей 2010-2011 гг. (на 18,55 % и 4,45 % соответственно). Таким образом, на предприятии как 2011, так и в 2012 г. отмечается рост производительности труда.

Основное производство предприятия – прибыльное. В 2012 г. прибыль от продажи продукции составила 7 287 тыс.руб., что выше показателя 2010 г. на 59,63 %, а показателя 2011 г. – на 17,49 %. Рентабельность продаж в 2012 г. составила 12,9 %, что выше показателя 2010 г. – на 2,9 процентных пункта, а показателя 2011 г. – на 0,90 пункта.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что ООО «Консул» в 2010-2012 гг. работает достаточно эффективно, о чем свидетельствует рост прибыли от продажи продукции и рентабельности продаж.

2.2. Описание проблемной ситуации

В 2011-2012 гг. на предприятии выявилась проблема снижения рентабельности отдельных видов продукции.

Проанализируем динамику прибыли от продаж отдельных видов продукции в 2010-2012 гг. (таблица 2).

Таблица 2

Динамика прибыли от продажи мебели, тыс.руб.[22]

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Темп роста 2012/2010, %

Темп роста 2012/ 2011, %

Мебель для спальни

601

576

665

110,57

115,47

Мебель для прихожей

91

144

317

348,63

220,31

Мебель для гостиных

1038

1295

2643

254,65

204,15

Офисная мебель

91

863

1662

1825,82

192,47

Всего прибыли от продаж

1821

2876

5287

290,30

183,70

По данным таблицы 2 рассчитаем и представим в таблице 5 структуру прибыли от продаж (графически структура прибыли от продаж представлена в Приложении 2).