Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки модели управленческих решений
1.1. Понятие модели управленческого решения
1.2. Процесс создания модели управленческого решения
Глава 2.Анализ и выявление проблем деятельности ООО «Консул»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Описание проблемной ситуации
Глава 3. Разработка модели управленческого решениядля ООО «Консул»
Таблица 5
Структура прибыли от продажи мебели, %[23]
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Изменение 2012/2010, п.п. |
Изменение 2012/2011, п.п. |
Мебель для спальни |
33,00 |
20,03 |
12,58 |
-20,42 |
-7,45 |
Мебель для прихожей |
5,00 |
5,01 |
6,00 |
1,00 |
0,99 |
Мебель для гостиных |
57,00 |
45,03 |
50,00 |
-7,00 |
4,97 |
Офисная мебель |
5,00 |
29,93 |
31,42 |
26,42 |
1,49 |
Всего прибыли от продаж |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Согласно данным таблицы 3, за анализируемый период произошли изменения в структуре прибыли от продажи мебели. Так, в 2010 г. 57 % прибыли приходилось на мебель для гостиных, 33 % - на мебель для спален, 5 % - на мебели для прихожих и 5 % - на офисную мебель. В 2012 г. доля прибыли от продажи мебели для гостиных составила 50 %, 12,58 % - от продажи мебели для спален, 6 % - от продажи мебели для прихожих и 31,42 % прибыли приходится на офисную мебель.
Проанализируем выручку от продаж и безубыточный объем продаж. Безубыточный объем продаж – это минимально необходимая предприятию выручка от продаж, позволяющая обеспечить покрытие всех переменных и постоянных затрат при нулевой прибыли:
Обез = О * (Ц-Зпер) – Зпост (1)
где – О – объем продаж в натуральном измерении;
Ц – цена единицы продукции;
Зпер – переменные затраты на единицу продукции;
Зпост – постоянные затраты.
В таблице 4 представлен расчет безубыточного производства продаж мебели для спален.
Таблица 4
Расчет безубыточного объема продаж мебели для спален[24]
Показатель |
Мебель для спален |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|
Цена, тыс.руб. |
18 |
19 |
19 |
Переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб. |
15 |
16 |
16 |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
375 |
439 |
358 |
Безубыточный объем продаж, шт. |
126 |
134 |
135 |
Безубыточный объем продаж, тыс.руб. |
2273 |
2537 |
2565 |
Из данных таблицы 4 видно, что безубыточный объем продаж мебели для спален в 2010-2012 гг. увеличивался и составил в 2012 г. 2 565 тыс.руб. (135 единиц продукции).
В таблице 5 представлен расчет безубыточного объема продаж мебели для прихожих.
Таблица 5
Расчет безубыточного объема продаж мебели для прихожих[25]
Показатель |
Мебель для прихожих |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|
Цена, тыс.руб. |
32 |
36 |
42 |
Переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб. |
27 |
30 |
37 |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
375 |
439 |
358 |
Безубыточный объем продаж, шт. |
75 |
70 |
69 |
Безубыточный объем продаж, тыс.руб. |
2392 |
2520 |
2909 |
Из данных таблицы 5 видно, что безубыточный объем продаж мебели для прихожих в 2010-2012 гг. также увеличивался и составил в 2012 г. 2 909 тыс.руб. Однако, в натуральном выражении безубыточный объем продаж мебели для прихожих в 2012 г. ниже, чем в 2011.
В таблице 6 представлены данные о безубыточном объеме продаж мебели для гостиных.
Таблица 6
Расчет безубыточного объема продаж мебели для гостиных[26]
Показатель |
Мебель для гостиных |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|
Цена, тыс.руб. |
45 |
48 |
48 |
Переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб. |
41 |
43 |
44 |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
375 |
439 |
358 |
Безубыточный объем продаж, шт. |
95 |
96 |
96 |
Безубыточный объем продаж, тыс.руб. |
4275 |
4608 |
4584 |
Из данных таблицы 6 видно, что безубыточный объем продаж мебели для гостиных в 2010-2012 гг. сокращался как в денежном, так и натуральном измерении.
В таблице 7 представлен расчет безубыточного производства офисной мебели.
Таблица 7
Расчет безубыточного объема продаж офисной мебели[27]
Показатель |
Офисная мебель |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|
Цена, тыс.руб. |
28 |
32 |
34 |
Переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб. |
24 |
27 |
30 |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
375 |
439 |
358 |
Безубыточный объем продаж, шт. |
100 |
87 |
80 |
Безубыточный объем продаж, тыс.руб. |
2800 |
2768 |
2720 |
По офисной мебели наблюдается положительная ситуация. Безубыточный объем продаж снижается, а объем продажи мебели увеличивается. По данному виду мебели необходимо наращивать объемы производства, заниматься поиском новых рынков сбыта. Это единственный вид мебели, который имеет положительные перспективы развития, без ущерба для прибыли от продаж.
Наглядное представление динамики безубыточного объема продаж (в натуральном и денежном выражении) по видам мебели представлено на рис. 4 и 5.
Рисунок 4 - Безубыточный объем продаж (в натуральном измерении) по видам мебели[28]
Рисунок 5 - Безубыточный объем продаж (в тыс.руб.) по видам мебели[29]
Итак, проведенный во второй главе анализ выявил следующую проблему: если сложившаяся динамика выручки и безубыточного объема продаж сохраниться, то через 2-3 года продажа мебели для спален, гостиных и прихожих будет убыточна. По данным видам мебели наблюдается увеличение безубыточности продаж.
Предприятию необходимо провести инвентаризацию затрат и определить пути снижения отдельных видов затрат. Это особенно важно для мебели для прихожих, в себестоимости которой особенно высока доля переменных затрат в выручке (88 %).
Исследование структуры материальных затрат, проведенное работниками бухгалтерии ООО «Консул», выявило, что для предприятия целесообразно освоение производства зеркального полотна (взамен его закупки).
Глава 3. Разработка модели управленческого решениядля ООО «Консул»
Для принятия управленческого решения предлагается использование нормативной модели, что обусловлено следующими факторами:
- цели управленческого решения известны – обеспечение безубыточности продаж мебели для спален, гостиных и прихожих;
- для принятия решения имеется вся необходимая информации: данные о выручке от продаж, количестве проданных единиц, себестоимости продаж, величине переменных и постоянных затрат, прибыли от продаж по отдельным видам мебели и по всей продукции в целом;
- у лиц, принимающих решение, существует возможность выбора из альтернатив.
Таким образом, на входе модели управленческого решения: лица, принимающие решения (менеджмент ООО «Консул»), информация о производстве. Для принятия управленческого решения рассмотрено два сценария: закупка зеркального полотна; производство зеркального полотна собственными силами.
Реализация алгоритма метода сценариев представлена в таблице 8.
Таблица 8
Алгоритм разработки сценариев[30]
Содержание
Этапы |
|
1 |
2 |
1.Установление предмета исследования и его структурирование |
Установление предмета исследования. Определение показателей (индикаторов), посредством которых можно охарактеризовать предмет исследования. Анализ фактического состояния предмета исследования |
2. Определение существующих факторов, влияющих на предмет исследования, их структурирование. |
Отбор факторов и альтернатив Определение напр. и силы воздействия факторов (позитивное и негативное влияние). Определение структуры влияющих факторов не предмет исследования. Графическое представление взаимосвязей. |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3.Определение тенденций развития. |
Прогноз фактического состояния предмета исследования (выполняется на основе методов экспертизы, прогнозов динамики отдельных факторов. Выявление факторов с явной и неявной тенденцией развития. Определение и обоснование альтернатив развития для областей с неявным развитием. |
4.Разработка и выбор альтернативных сценариев будущего. |
Разработка альтернативных сценариев и их проверка на комплексность, логику и непротиворечивость. Отбор двух-трех вариантов по выбранному критерию. Проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость и высокую степень вероятности. |
5.Интерпретация выбранных сценариев развития. Учет возможных противодействующих событий. |
Прогноз развития выбранных сценариев. Разработка детальной расширенной редакции отобранных сценариев. Определение результатов противодействия событий, которые могут повлиять на ход развития. Разработка «сценария будущего» с учетом влияния противодействующих событий. |
6. Разработка окончательного варианта сценария и снижение степени риска возможных потерь. |
Формулировка «сценария будущего» с учетом всех вновь открывающихся факторов и событий. Оценка влияния отклонений от основной идеи сценария. Оценка возможных отклонений от первоначального образа организации. |
7. Перенос сценария на практическую основу. |
Формулирование стратегии развития организации. Разработка системы планов развития организации (стратегический план, планы развития, текущие планы, программы и проекты). |
Итак, при применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования: 1) построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев; 2) прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы.
Цена, по которой зеркальное полотно закупается ООО «Консул» в настоящее время варьируется от 300-320 руб. за 1 кв. м. Собственные затраты предприятия по изготовлению 1 кв. м зеркального полотна представлены в таблице 9.
Таблица 9
Затраты ООО «Консул» на изготовление 1 кв. м зеркального полотна[31]
Показатель |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
Прямые затраты на материал |
146,0 |
Прямые затраты на рабочую силу |
68,0 |
Переменные накладные расходы |
41,0 |
Продолжение таблицы 9
1 |
2 |
Итого переменная часть себестоимости |
255,0 |
Постоянные накладные расходы |
60,0 |
Всего полная себестоимость |
315,0 |
Собственное производство зеркал обойдется ООО «Консул» в 315,0 руб. за 1 кв. м. Цена собственного производства выше нижней границы цены поставщиков. Определим безубыточное количество производства зеркального полотна для двух сценариев.
Сценарий 1 «Закупка зеркального полотна».
Стоимость приобретенного зеркального полотна можно выразить следующим образом:
С = Д * Х, (2)
где Д – цена за 1 кв.м зеркального полотна;
Х – необходимое количество кв. м. зеркального полотна в год.
С = 320,0* 2 000 = 640 000 руб.
Сценарий 2 «Производство зеркального полотна».
Себестоимость производства зеркал определяется как:
Спр = А + В*Х, (3)
где В – переменные расходы на единицу продукции;
А – постоянные затраты в год[32].
Спр = 255 * Х + 120 000.
Определим, при какой потребности в зеркалах стоимость их приобретения и производства совпадет:
С = Спр = Д * Х = А + В*Х (4)
Х= 120 000 / (320 - 255) = 1 846,1 кв. м.
В таблице 10 представлен сравнительный анализ двух сценариев.
Таблица 10
Сравнительный анализ двух сценариев развития ситуации[33]
Сценарий 1 «Закупка зеркального полотна» |
Сценарий 2 «Производство зеркального полотна» |
||||
Показатель |
Значение показателя |
Показатель |
Значение показателя |
||
Цена 1 кв. м зеркального полотна, руб. |
320,00 |
Постоянные затраты, руб. |
120000 |
||
Годовая потребность в зеркальном полотне, кв.м. |
2000 |
Переменные затраты на производство 1 кв. м. зеркального полотна |
255,00 |
||
Годовая потребность в зеркальном полотне, кв. м |
2000 |
||||
Итого затрат, руб. |
640000 |
Итого затрат, руб. |
630000 |