Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки модели управленческих решений
1.1. Понятие модели управленческого решения
1.2. Процесс создания модели управленческого решения
Глава 2.Анализ и выявление проблем деятельности ООО «Консул»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Описание проблемной ситуации
Глава 3. Разработка модели управленческого решениядля ООО «Консул»
Введение
Принятие решений представляет собой интеллектуальную деятельность,
направленную на выбор способа достижения поставленной цели. Поиски рациональных схем принятия решений ведутся в современных научных
исследованиях. Постепенно происходит изменение критериев оценки принятого решения - от его логичности или соответствия цели до последовательности в реализации плана, возможности действования в неопределенной ситуации, где планирование ограничено, все большее внимание уделяется способности актуализировать личностный потенциал.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в процессе принятия управленческого решения, лицу, принимающему решение, необходимо одновременно отслеживать несколько разноуровневых процессов. В частности, необходимо одновременно мысленно следить за изменениями семи информационных модулей: состоянием объекта управления, состоянием субъекта управления, состоянием взаимодействующих объектов, состоянием окружающей среды, состоянием управляющей структуры, указаниями или ограничениями более высоких управленческих структур, методологией управленческой деятельности.
Состояние объекта управления определяется силами и средствами, которые имеются в распоряжении руководителя. Состояние субъекта управления характеризуется правовыми и организационными условиями, в которых функционирует орган управления. Состояние взаимодействующих объектов определяется структурой взаимодействия органов управления, подразделений, организаций и учреждений других ведомств. Состояние окружающей среды характеризуется показателями риска и прогнозами возможной обстановки. Состояния управляющей структуры образуется иерархией управления, а также полномочиями и обязанностями подчиненного состава. Указания или ограничения более высоких управленческих структур определяются нормативно-правовыми актами, которые регулируют деятельность руководителя, а также приказами и указаниями вышестоящего руководителя. Методология управленческой деятельности представляет собой систему определенных способов и приемов, применяемых при принятии решений. Она характеризуется выделением приоритетных направлений, осуществлением ранжирования задач по степени важности.
Если менеджер не способен удерживать, отслеживать динамику данных
информационных модулей, то ему крайне затруднительно осуществлять управленческую деятельность. Для того чтобы он наиболее полно мог учитывать все информационные модули и без труда следить за их изменениями, необходима разработка определенного инструментария, таковым может служить моделирование. С помощью моделей легче узнавать и отслеживать вышеперечисленные состояния (информационные модули). Благодаря им менеджер может принимать управленческие решения с информационной поддержкой на новом технологическом уровне.
Цель работы – разработать модель управленческого решения для решения проблем ООО «Консул».
Задачи работы:
- исследование теоретические аспекты разработки моделей управленческого решения;
- выявить проблемы в деятельности ООО «Консул»;
- разработка модели управленческого решения выявленной проблемы.
Предмет исследования – модели управленческих решений и особенности их применения.
Объект исследования – ООО «Консул».
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи работы, предмет и объект исследования, а также информационная база. В первой главе работы рассмотрены сущность и виды моделей управленческих решений. В это же главе работы рассмотрено содержание этапов построения моделей управленческих решений. Во второй главе работы дана краткая характеристика ООО «Консул». Проведен анализ основных показателей деятельности предприятия за 2010-2012 гг. и выявлена проблема его развития.
В третьей главе работы по результатам исследования проблемной ситуации разработана модель управленческого решения. В заключении работы представлены общие выводы по результатам проведенного исследования.
Информационная база работы: отчетная и текущая документация ООО «Консул» за 2010-2012 гг.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки модели управленческих решений
1.1. Понятие модели управленческого решения
Одним из инструментов решения управленческих задач является организационно-управленческое и экономическое моделирование описываемого и анализируемого процесса. Моделирование служит для анализа экономических ситуаций, проверки реализуемости возможных решений и оценки последствий их принятия и довольно активно применяются при решении задач управления[1].
Исследуя понятие модели управленческого решения, предварительно необходимо определить, что подразумевают под моделью. В научной литературе данное понятие рассматривается с нескольких позиций. Число истолкований понятия «модель» насчитывает несколько десятков. И философии «модель» рассматривается как метод исследования объектов на их моделях - аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности[2]:
построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов, а также как метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная естественная или искусственная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать ее на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте.
Наиболее полным и приемлемым, на наш взгляд, является понятие модели В.Л. Штофа, который определяет ее как такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте[3].
Моделирование – это разработка, создание модели. Моделирование – это система преобразований, производимых над некоторой концептуальной схемой и приводящих к построению новой концептуальной схемы, стоящей в определенных (модельных) отношениях к исходной.
Модели принятия решений должны содержать следующие основные элементы: цель, альтернативы, состояние внешней среды, временной аспект. Классификация моделей принятия решений строится на основе проявления вышеназванных элементов модели.
Нормативная модель управленческого решения основана на следующих положениях:
1. Лицо, принимающее решение, стремится к достижению известных и согласованных целей. При этом проблемы определены и точно сформулированы.
2. Лицо, принимающее решение стремится к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия.
3. Лицу, принимающему решение, известны критерии оценки альтернатив. При этом выбирается наиболее экономически выгодный вариант.
4. Лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке альтернатив, определению приоритетов. Решение выбирается таким образом, чтобы оно оптимально способствовало достижению целей предприятия[4].
Таким образом, нормативная модель способствует выбору рациональных решений. Использование такой модели целесообразно в условиях достаточной определенности, когда имеется доступ к необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.
Дескриптивные (описательные) модели основываются на эмпирических наблюдениях, они содержат небольшое количество элементов и объясняют экономические соотношения так, как они существуют в реальном мире, но в упрощенной форме. Дескриптивная модель описывает реальный процесс принятия решений в сложных ситуациях, когда решения сложно запрограммировать, а неопределенность высока[5].
Дескриптивная модель управленческих решений основана на следующих положениях:
1. Существует несколько целей принятия решений, причем, зачастую, они противоречат друг другу. Лица, принимающие решения не в полной мере представляют объем проблем и возможностей.
2. Рациональные процедуры используются далеко не всегда, а если и
применяются, то ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, не
отражающим сложности реальных событий;
3. Возможности рассмотрения альтернативных вариантов управленческих решений ограничены ресурсами (человеческими, информационными, финансовыми);
4. Лицо, принимающее решение, ориентируется на приемлемость решения, а не на его максимальный эффект.
Дескриптивная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческих решений в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать их в соответствии с идеальным[6].
Политическая модель принятия решений (Модель Карнеги) была сформулирована Г.А. Саймоном, Дж. Марчем, Р.Кайертом. Данная модель уделяет большое внимание человеческому фактору в процессе принятия решения. Данная модель используется, как правило, для принятия непрограммируемых решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель преследовать или какую линию поведения выбрать[7].
При реализации этой модели, лица, принимающие решения, образую коалиции. Что, в ряде случаев является оправданным: если цели не достаточно четкие, имеющиеся варианты целей не совместимы; единое мнение о приоритетности проблем отсутствует. Кроме того, данная модель, как правило, используется в условиях ограниченного времени и ресурсов. Создание коалиции способствует выработке решений, которые поддерживаются всеми заинтересованными сторонами. При рассмотрении проблем коалиция примет то решение, которое воспринимается как удовлетворительное, а не как максимальный уровень достижения цели. Так как все менеджеры озабочены текущими проблемами и их быстрым решением, то есть они занимаются проблемно-ориентированным поиском, который означает, что менеджеры ищут решение, способное быстро нейтрализовать проблему.
Модель Карнеги наиболее близка к реальным условиям: решения
сложны и требуют участия многих людей, имеющаяся информация не позволяет сделать однозначные выводы, а несогласие и даже конфликт относительно решения проблемы является привычным явлением. Цели и альтернативы вырабатываются в ходе дебатов. Решения являются результатом дискуссий и «переговоров» между членами коалиций.
Модель инкрементального процесса принятия решений предложена
Г. Минцбергом[8]. Данная модель может быть использована для принятия незапрограммированных решений и основное внимание в решении проблем организации сосредоточено на структурной последовательности действий, предпринимаемых на протяжении всего процесса принятия решений. Основное решение состоит из нескольких составляющих, соответствующий определенным этапам процесса принятия решений. На любом из этапов возможны определенные проблемы и препятствия, которые Г. Минцберг назвал прерываниями процесса решения. Прерывание процесса принятия решения означает, что организация должна вернуться к предыдущим решениям и повторить цикл (стадии процесса принятия решения), стараясь предложить какие-то новые варианты действий (альтернативы). Эти циклы, или «петли» по Г. Минцбергу процесса поиска решения (альтернативы, стратегии, направления действии) являются одним из способов обучения персонала организации, нахождение понимания того, какие альтернативы, решения необходимо реализовать.
Модель «мусорного ящика» была разработана Майклом Коэном, Дж. Марчем, Дж. Олсеном с целью объяснить схему принятия решений в условиях крайней неопределенности, которые авторы определили термином «организованная анархия».
«Организованная анархия» характеризуется тремя признаками: проблематичность предпочтений; нечетко и плохо понимаемой технологией принятия решений; текучесть кадров. «Организованная анархия» свойственна организациям, для которых характерны частые изменения и коллегиальная небюрократическая обстановка[9].
В модели «мусорного ящика» управленческое решение принимается не поэтапно и последовательно. Напротив, решения в данной модели представляют собой результат независимых потоков событий, происходящих внутри организации, имеющих отношение к процессу принятия решения: поток проблем, потоки потенциальных решений, участники принятия решений и благоприятные возможности для выбора. В результате общая схема принятия решения в организации приобретает случайный характер[10]. Проблемы, предлагаемые решения, участники и выбранные решения все это проходит через
организацию, которая, по образному выражению авторов модели, является корзиной для мусора, в которой все эти потоки смешиваются. Если проблема,
решение и участник принятия решения случайно соединяются в одной точке,
то проблема может быть урегулирована; но если решение не подходи к
данной проблеме, то проблема может остаться нерешенной. Таким образом,
рассматривая организацию в целом в крайней степени неопределенности
можно увидеть проблемы, которые не решаются и решение, которое не
реализуется, так как ситуация является на столько сложной, что решения,
проблемы и результаты совершенно независимы друг от друга[11].
Использование модели «мусорного ящика» дает ряд преимуществ и в определенных ситуациях обосновано:
- решения могут быть предложены даже тогда, когда проблема не
выявлена и даже не существует; - выбор может быть сделан без решения проблем;
- проблемы могут оставаться нерешенными в организации, но некоторые проблемы решаются.
При компьютерном моделировании в условиях модели «мусорного ящика» не редко решались важнейшие проблемы, так как появлялась возможность связывать проблемы с соответствующими решениями участниками, таким образом, что делался удачный выбор управленческого решения[12].