Файл: Право государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

│ │предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого│

│ │бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней│

│ │торговли), имущественных отношений, несостоятельности│

│ │(банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной│

│ │деятельности, земельных отношений (за исключением земель│

│ │сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра│

├───>┤недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и│

│ │кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки│

│ │земель, государственного мониторинга земель (за исключением│

│ │земель сельскохозяйственного назначения), государственной│

│ │регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии,│

│ │государственной статистической деятельности, инвестиционной│

│ │деятельности и государственных инвестиций, формирования│

│ │межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных│

│ │целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и│

│ │реализации программ социально-экономического развития Российской│

│ │Федерации, создания и функционирования особых экономических зон│

│ │на территории Российской Федерации, управления государственным│

│ │материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров,│

│ │выполнение работ, оказание услуг для государственных и│

│ │муниципальных нужд. Министерство экономического развития│

│ │Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом│

│ │исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной│

│ │деятельности │

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Департамент имущественных отношений │

│ │является структурным подразделением центрального аппарата│

│ │Минэкономразвития России, осуществляющим реализацию функций│

├───>┤Министерства по выработке государственной политики и нормативно-│

│ │правовому регулированию в сфере имущественных отношений, а также│

│ │контроля и координации находящегося в ведении Министерства│

│ │Росимущества, за исключением вопросов в сфере оценочной│

│ │деятельности и финансового оздоровления (банкротства) │


│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом │

│ │является уполномоченным федеральным органом исполнительной│

│ │власти, осуществляющим функции в области приватизации и│

│ │полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере│

│ │управления имуществом Российской Федерации (за исключением│

│ │случаев, когда указанные полномочия в соответствии с│

├───>┤законодательством Российской Федерации осуществляют иные│

│ │федеральные органы исполнительной власти); │

│ │- осуществляет полномочия государственного финансового│

│ │контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным│

│ │законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия│

│ │собственника имущества должника - федерального государственного│

│ │унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; │

│ │- является уполномоченным федеральным органом исполнительной│

│ │власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77

│ │Федерального закона «Об акционерных обществах» │

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└───>┤ Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной │

│ власти │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Осуществлять права собственника от имени муниципального образования призваны органы местного самоуправления. Глава 8 Закона о местном самоуправлении содержит перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определяя при этом право органов местного самоуправления самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом от имени муниципального образования[7]. Таким образом, законодатель указал на то, что имущество находится «в собственности муниципальных образований», от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Вместе с тем до настоящего времени в науке гражданского права не утихают споры, предметом которых является выяснение вопроса о том, кто же собственник муниципального имущества: муниципальные образования, органы муниципального образования или население соответствующего муниципального образования?


Так, А.А. Хорев полагает, что указанные выше нормы об определении субъекта права муниципальной собственности нисколько не проясняют решение этого вопроса [13]. «Фактически полномочия собственника признаются только за органами местного самоуправления, но де-юре собственником они не считаются» [13]. И далее: «...все это косвенно означает предоставление местному самоуправлению правомочий собственника» [13].Такой вывод А.А. Хорев делает исходя из конституционной нормы о том, что за местным самоуправлением признается право обеспечивать самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С мнением автора сложно согласиться. Согласно ст. 1 Закона о местном самоуправлении под местным самоуправлением понимается «форма осуществления народом своей власти...» [7]. Как форма осуществления власти местное самоуправление в принципе не может быть субъектом муниципальной собственности. Законодатель в ст. 130 Конституции Российской Федерации [1] имел в виду то, что такая форма осуществления власти, как местное самоуправление, призвана обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, и это вовсе не означает факта признания местного самоуправления субъектом муниципальной собственности [6].

Н.А. Модин предлагает признать население соответствующего муниципального образования субъектом гражданского права в силу закона. С целью реализации такого законодательного признания населению необходимо придать статус муниципальной организации, при наличии которого оно сможет участвовать в гражданских правоотношениях. Данная позиция, на наш взгляд, весьма спорна. Для участия населения в гражданском правоотношении его необходимо будет наделить таким качеством, как правосубъектность. Каким образом определить это качество применительно к населению? Более того, само по себе признание за населением правосубъектности не наделяет его муниципальным имуществом и, соответственно, не определяет население как субъекта муниципальной собственности. Принимать участие в осуществлении местного самоуправления население может непосредственно (местный референдум, сход граждан) или опосредованно (через представительные органы местного самоуправления и должностных лиц). В первом случае именно граждане выражают свою волю с целью решения вопросов местного значения, а не население в целом, как некий коллективный субъект в виде муниципальной организации. Во втором случае представительные органы и должностные лица реализуют соответствующие права на осуществление местного самоуправления населения в пределах установленной для них компетенции. Однако «осуществлять местное самоуправление» и "выступать собственником" муниципального имущества не идентичные высказывания [14].


Специфика права муниципальной собственности как раз и заключается в том, что осуществляют это право другие лица: органы местного самоуправления или созданные муниципальным образованием предприятия, учреждения, но это вовсе не означает того факта, что органы должны обладать известной самостоятельностью. В отрыве от муниципального образования орган местного самоуправления не может существовать, так же как не может действовать и орган юридического лица обособленно от самого юридического лица. Если напротив, органы местного самоуправления являются всего лишь "частью" "целого", то не ясно, каким образом она (часть) может быть самостоятельным участником гражданского правоотношения и, соответственно, выступать как самостоятельный субъект права. В противном случае в гражданском обороте участвует правосубъектное муниципальное образование и такой же правосубъектный орган местного самоуправления. Таким образом, субъектом гражданского правоотношения может быть только само муниципальное образование.

Имеющееся различие в понимании и определении субъекта права муниципальной собственности, на наш взгляд, связано с отсутствием содержательных признаков муниципального образования в Законе о местном самоуправлении. Отправным, основополагающим в определении муниципального образования, согласно Закону о местном самоуправлении, является территориальный признак. Однако наличие населения и территории в числе признаков, посредством которых закон определяет типы муниципальных образований, является юридически безразличным с точки зрения гражданского права. В имущественных отношениях публично-правовая природа муниципального образования проявляется в порядке, способах и границах осуществления права собственности, тесно связанных с вопросами местного значения.

Таким образом, муниципальное образование - это вид публично-правового образования, при котором население установленной законом территории непосредственно и (или) посредством органов местного самоуправления совершает действия, направленные на осуществление местного самоуправления путем решения вопросов местного значения, исходя из собственных интересов с учетом исторических и иных местных традиций [6].


2.2 Объекты права государственной и муниципальной собственности

Согласно гражданскому законодательству государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом [2].

Согласно постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1»О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся следующие объекты государственной собственности:

-Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

- Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

- Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

 - Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).