Файл: Право государственной и муниципальной собственности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности
1.1 Понятие права государственной и муниципальной собственности
1.2 Содержание права государственной и муниципальной собственности
Глава 2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности
2.1. Субъекты права государственной и муниципальной собственности
2.2 Объекты права государственной и муниципальной собственности
1.3. Осуществление права государственной и муниципальной собственности
Осуществление права государственной или муниципальной собственности означает реализацию собственником гарантированных законом возможностей удовлетворения определенных потребностей и законных интересов за счет принадлежащего ему имущества, составляющих содержание субъективного права собственности.
Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Одновременно он несет и бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором [2].
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом [2].
В частности, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они, представляя интересы собственника, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу — доверительному управляющему (п. 4 ст. 209 ГК).
Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ) [2].
Право государственной или муниципальной собственности осуществляется различными способами. Способы осуществления права государственной и муниципальной собственности зависят от того, закреплено ли имущество за унитарным предприятием, учреждением либо находится в государственной (муниципальной) казне.
Органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Федерации. Причем эта деятельность должна соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и издаваемыми в соответствии с ними нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, а также соответствовать конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации.
Кроме того, органы государственной власти субъекта Федерации вправе передавать имущество субъекта Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Федерации.
Порядок и условия приватизации имущества субъекта Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Федерации поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации [11].
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 51 Закона о местном самоуправлении) [7].
При осуществлении правомочий собственника органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако они должны соответствовать федеральным законам. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
В соответствии со ст. 54 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.
Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется в уставе муниципального образования, а также устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [7].
Глава 2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности
2.1. Субъекты права государственной и муниципальной собственности
Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.
Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).
В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами [2]. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В отличие от частной собственности федеральная собственность характеризуется множественностью субъектов публично-правовых отношений, связанных с ее конституционным режимом (см. рис. 1).
В гражданско-правовом смысле собственником федерального имущества является Российская Федерация. Однако публично-правовое регулирование статуса Российской Федерации предполагает разграничение компетенции между федеральными государственными органами, в т.ч. в области федерального имущества[12].
Сравнение полномочий Президента Российской Федерации, органов законодательной и судебной ветвей власти показывает, что главную роль в управлении федеральным имуществом играет исполнительная власть, которая обладает полномочиями непосредственно осуществлять управление федеральным имуществом. Все федеральные органы исполнительной власти в той или иной мере принимают участие в управлении федеральным имуществом. Аналогичный вывод можно сформулировать и в отношении органов исполнительной власти субъектов Федерации исходя из их компетенции, установленной федеральным законодательством. Эти выводы позволили выделить систему органов управления федеральным имуществом (см. рис. 2).
Рис. 1
Организация управления государственной собственностью
┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌──────┤ Организация управления государственной собственностью │
│ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │определение и выработка целевых ориентиров государственной │
├─────>┤политики в области государственной собственности │
│ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │образование институциональной основы управления (формирование │
├─────>┤органов исполнительной власти и наделение их компетенцией) │
│ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение │
├─────>┤государственной собственностью (установление правового статуса │
│ │функционирования, осуществление системного учета, регистрации, │
│ │определение направлений стратегического развития) │
│ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │создание системы контроля над деятельностью объектов │
├─────>┤государственной собственности (инвентаризация, классификация │
│ │объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними) │
│ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │осуществление непосредственного управления в различных формах │
└─────>┤(приватизация, разграничение государственной собственности, │
│национализация, гражданско-правовые сделки, управление │
│пакетами акций, банкротство и пр.). │
└───────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2
Система органов управления федеральным имуществом
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌────┤ Система органов управления федеральным имуществом │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├───>┤ Правительство Российской Федерации │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Министерство экономического развития Российской Федерации │
│ │является федеральным органом исполнительной власти,│
│ │осуществляющим функции по выработке государственной политики и│
│ │нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и│
│ │прогнозирования социально-экономического развития, развития│