Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и правовое регулирование рынка ценных бумаг
1.1 Понятие рынка ценных бумаг
1.2 Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Глава 2 Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России
2.1 Структура рынка государственных ценных бумаг
Нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются иными органами в пределах их компетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России. Не нужно забывать и о нормативных актах, которые обуславливают правовой режим ценных бумаг, в первую очередь это - Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 ноября 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и прочее.
Отношения, которые возникают при осуществлении деятельности в сфере ценных бумаг, регулируются при помощи актов из других правовых отраслей, таких как Налоговый кодекс РФ.
Урбанович О.Н. выделяет следующие принципы финансово-правового регулирования:
-недопущение монополизации и поощрение конкуренции на рынке;
-гласность и публичность регулирования;
-раздельное регулирование отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка - с другой;
-выделение при регулировании инвестиционных бумаг;
-раскрытие информации обо всех участниках рынка;
-преемственность системы регулирования рынка ценных бумаг;
-сочетание государственного регулирования с саморегулированием.
Международная организация комиссий по ценным бумагам определила 8 категорий принципов регулирования рынка ценных бумаг:
1) принципы, относящиеся к регулирующему органу (РО): круг обязанностей РО должен быть четко определен. Регулятор должен быть независим в своей оперативной работе и отчитываться вышестоящему органу управления; РО должен иметь возможности для выполнения своих функций; сотрудники РО должны строго соблюдать требования профессиональной этики, в том числе требования конфиденциальности;
2) принципы саморегулирования: система органов регулирования должна включать саморегулируемые организации (СРО) в зависимости от размеров и степени развития рынков. СРО должны находиться под контролем РО, соблюдать все стандарты, осуществляя свои функции;
3) принципы контроля за соблюдением законодательства: РО должен обладать полномочиями для того, чтобы контролировать, проводить инспекторские проверки и расследования; РО должен обладать полномочиями по контролю за соблюдением законодательства по ценным бумагам, включая контроль за наказанием нарушителей; регулятивная система должна обеспечивать эффективное использование полномочий РО;
4) принципы международного сотрудничества РО: РО должен предоставлять информацию зарубежным РО, а регулятивная система должна давать возможность им предоставлять помощь в расследовании операций на фондовом рынке;
5) принципы для эмитентов: эмитенты должны выдавать инвесторам информацию о своей деятельности, которая влияет на инвестиционные решения. Отношение к акционерам должно быть беспристрастным, а стандарты учета и аудита должны соответствовать международным нормам;
6) принципы регулирования для институтов коллективного инвестирования (ИКИ): регулятивная система должна устанавливать стандарты деятельности и регулирования тех, кто намерен продавать эти инструменты или управляет ими; регулятивная система должна содержать положения, которые касаются юридической формы и структуры ИКИ; регулятивная система должна предусматривать полное раскрытие информации эмитентами инструментов коллективного инвестирования, чтобы инвестор мог оценить целесообразность участия в данном ИКИ;
7) принципы для посредников фондового рынка: регулирование должно предусматривать наличие минимальных требований для начала деятельности на фондовом рынке; должно быть установлено постоянное требование по минимальной величине капитала, отражающие риски, которые несут эти посредники; посредники должны соблюдать стандарты внутренней организации и деятельности для защиты интересов клиентов; система регулирования должна предусматривать процедуры на случай банкротства посредника, для минимизации потерь инвесторов и уменьшения систематического риска;
8) принципы для вторичного рынка: создание торговых систем и фондовых бирж не может носить нерегулируемый характер; система регулирования должна содержать постоянный надзор над биржами и другими торговыми системами для обеспечения честных правил игры с соблюдением баланса интересов всех участников рынка; регулирование должно способствовать прозрачности торговли; система регулирования должна быть построена так, чтобы вовремя обнаруживать и воспрепятствовать манипулированию на рынке и прочим нечестным методам торговли.
Исходя из этих принципов и учитывая все подходы к классификации отраслей российского права, в зависимости от предмета и метода правового регулирования, финансовое право можно отнести к комплексным отраслям права, в рамках которых объединяются разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Следовательно, характерной чертой правового регулирования в области финансового права, рынка ценных бумаг, финансового контроля является его комплексность.[7]
Государственное регулирование рынка ценных бумаг может быть косвенным, посредством экономических рычагов, через систему налогообложения, денежную политику, государственную собственность и капиталы. Структура органов, осуществляющих регулирование ценных бумаг, до настоящего времени не сложилась.
Глава 2 Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России
2.1 Структура рынка государственных ценных бумаг
С точки зрения времени производства операций, по структуре рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный сегменты.[8]
Первичный рынок объединяет в себе создание нового выпуска ценных бумаг и их размещение. Первое появление вновь изданных государственных ценных бумаг фиксируется на бирже (ММВБ).
Вторичный рынок представляет рынок, где обращаются ранее уже эмитированные ценные бумаги на первичном рынке. Он может являться биржевым и внебиржевым. По объему производимых операций, вторичный рынок почти в 3 раза превосходит первичный.
Первичный рынок ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг (IPO) – это рынок, на котором эмитент выпускает и продает вновь выпущенные ценные бумаги. Продажа этих бумаг осуществляется по подписке или непосредственно для первичных покупателей.
IPO – первоначальное публичное предложение ценных бумаг для инвесторов. Также рынок (IPO) говорит о том, что компания впервые вывела свои ценные бумаги на биржу и предлагает их широкому кругу лиц.
Именно на первичном рынке ценных бумаг предприятие повышает свой капитал от продажи акций и облигаций. Этот капитал способствует улучшению финансового положения, нужного для производственного процесса.
Первичное размещение ценных бумаг осуществляется в двух формах – в частной и публичной форме.
Частное размещение – ценные бумаги продают определенному числу лиц (число это состоит из одного – двух институциональных инвесторов). Отличием частного размещения – является закрытость сделки. Не предъявляются требования по раскрытию финансовых документов.
Публичное размещение – ценные бумаги размещают и продают с помощью посредников. Такими посредниками могут быть как институциональные брокеры, так и биржи.
Когда для инвестиционного банка, выпуск новых бумаг компании становиться слишком большим, он в этом случае пользуется услугами других инвестиционных банков, с той целью, чтобы организовать «эмиссионный синдикат» и объединиться по размещению этого выпуска.
Таким образом, первичный рынок ценных бумаг – это место, где эмитент конструирует новый выпуск ценных бумаг, для того, чтобы разместить их среди инвесторов. Акционерное общество свои ценные бумаги может размещать посредством закрытой и открытой подписки. Общество может самостоятельно определять способ размещения акций: в уставе, или же решением общего собрания - осуществить выпуск в открытой (ОАО Открытое акционерное общество) или закрытой (ЗАО Закрытое акционерное общество) подписке.
Одной из причин эмиссии новых акций – может являться поглощение (объединение, слияние) компаний. Поглощающие компании применяют форму обмена акций для поглощаемых компаний на свои акции. Такие компании принимают активное участие на первичном рынке, поскольку производят эмиссию новых акций.[9]
Второй причиной выхода на рынок ценных бумаг может быть в умении доли заемного капитала, которая состоит в совокупном капитале компании. Некоторые страны, соотношение между заемным и собственным капиталом устанавливают с помощью закона. Но, не смотря на наличие закона, каждая страна имеет четкое представление о допустимых размерах заемных средств. Превышение этих размеров, может привести к риску компании и ее акционеров. При такой ситуации компания путем эмиссии новых акций (замещает ими долговые обязательства), может отрегулировать структуру своего капитала.
Независимо от того какова форма размещения ценных бумаг – через посредника или через прямое обращение к инвестору – подготовка по выпуску ценных бумаг включает в себя ряд этапов.
Конечно, в первую очередь, первичный рынок осуществляет мобилизацию временно свободных капиталов и инвестирует их в экономику. Но он не только является двигателем для расширения накоплений национальной экономики, он также занимается распределением денежных средств по сферам национальной экономики и отраслям. В условиях рыночной экономики критерием этого размещения - служат доходы, которые приносят ценные бумаги. Это говорит о том, что свободные денежные средства вливаются в сферы хозяйства, отрасли и предприятия, вследствие чего обеспечивают максимизацию дохода. С точки зрения рыночных критериев, первичный рынок является средством создания эффективной и полноценной структуры национальной экономики, также с его помощью уравновешивается пропорциональность хозяйства при той прибыли, которая сложилась на данный момент по отдельным отраслям и предприятиям.
Первичный рынок ценных бумаг фактически является регулятором рыночной экономики. Он значительно определяет размер накоплений и инвестиций страны.
Вторичный рынок ценных бумаг
На вторичном рынке ценных бумаг происходит перепродажа тех бумаг, которые в свою очередь закупались на первичном рынке. Здесь для эмитента перестают сосредоточиваться новые финансовые средства, поскольку идет перераспределение ресурсов (финансовых средств) среди последующих инвесторов.
Другими словами, сделки на вторичном рынке осуществляются без участия эмитента, и на положение его дел не оказывают ни какого влияния. Эмитенту все равно, кто обладатель и в чьих руках сейчас его бумаги, для него более важным становиться объем обязательств по ценным бумагам. Вторичный рынок является наиболее активной частью фондового рынка, поскольку именно здесь заключается большинство сделок с ценными бумагами.
Целью этого рынка является обеспечение купли - продажи ценных бумаг после их первичного размещения. Он способен обеспечить необходимые условия для быстрой и справедливой перепродажи ценных бумаг. Также существуют внебиржевой (неорганизованный или "уличный" рынок) и биржевой (организованный рынок) для вторичного рынка.
Все ценные бумаги, которые обращаются на вторичном рынке, строго упорядочены или ранжированы согласно их надежности, значимости и других показателей рынка. Процедура по ранжированию и отбору ценных бумаг называется листингом. У биржевой и внебиржевой системы организованной торговли фондовых бирж существует свой листинг ценных бумаг (свой листинг для допуска к обращению).
Являясь механизмом перепродажи, этот рынок позволяет инвесторам легко покупать и продавать бумаги. Инвесторы на вторичном рынке по необходимости могут получить обратно те средства (продав актив), которые были вложены в ценные бумаги, а также получить прибыль от операций с ними.[10]
Возможность по перепродаже ценных бумаг основывается на том, что первоначальный владелец этих бумаг - свободен и имеет право владеть ими и распоряжаться, а также перепродавать их другому инвестору. Сам по себе вторичный рынок стимулирует активную работу первичного рынка.
Если бы вторичный рынок ценных бумаг был слабо организован или вовсе не существовал, то операции с ценными бумагами были бы невозможны или затруднены, что могло бы послужить отталкивающим фактором для инвесторов по купли-продажи всех или части ценных бумаг. Общество было бы в проигрыше, поскольку новые начинания эмитентов остались бы без необходимой финансовой поддержки.