Файл: «Рынок ценных бумаг» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практически в любой момент в портфеле среднесрочных облигаций может быть успешно выстроена облигационная «лестница». ПИФы, инвестирующие в этот сегмент рынка, обычно отличаются большей стабильностью по сравнению с ПИФами долгосрочных облигаций.

Маловероятно, что широко диверсифицированные портфели среднесрочных облигаций или паев ПИФов, специализирующихся на инвестициях в данный вид активов, в долгосрочном периоде превзойдут по доходности портфели высокодоходных акций. Однако с учетом риска они представляют собой хорошую сферу размещения капитала для консервативных инвесторов и надежный вид вложений в доходные ценные бумаги для тех инвесторов, чьи первостепенные инвестиционные интересы связаны с рынком акций.

На данный момент на рынке ценных бумаг выпущены и обращаются четыре вида ОФЗ:

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Между ГКО и ОФЗ существует много общих черт. Сходство выражается в механизме эмиссии, обращении и расчетах, на рынке ОФЗ действует та же структура участников, что и на рынке ГКО. Чаще всего рынки этих государственных ценных бумаг объединяют в один рынок ГКО-ОФЗ из-за востребованности данных рынков среди инвесторов, а значит, он пользуется большой популярностью среди потенциальных инвесторов.

Государственные казначейские векселя

14 апреля 1994 года Правительство РФ приняло Постановление о появлении на фондовом рынке казначейских векселей.

Эмитент казначейских векселей - Министерство финансов РФ. Казначейские векселя рассчитаны на юридических лиц, которые являются резидентами.

Генеральный агент по обслуживанию казначейских векселей – ЦБ России, который регистрирует сделки купли-продажи и производит погашение. Погашение ведется путем денежных переводов в день погашения на банковские счета владельцев. Казначейские векселя хранятся в ЦБ и не выдаются их владельцам на руки.

В 1994 году вексельная сумма одного казначейского векселя составляла 14 млн. рублей. Сумма задолженности федерального бюджета, на которую оформлялся один казначейский вексель, равна 10 млн. рублей. Министерство финансов должно было перечислить ЦБ России денежные средства до того момента, как наступил срок погашения серии казначейских векселей.


Государственные казначейские обязательства

Государственные казначейские обязательства – это ценные бумаги, которые являются финансовыми инструментами переходного периода. Выпуск такого типа бумаг обусловлен жестким правительственным курсом, который направлен на снижение инфляции и сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Выпуск казначейских обязательств (КО) начался в августе 1994 года. Эмитентом выступает Министерство финансов. Этот вид ценных бумаг выпускается сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии. Каждая серия имеет:

-единые даты выпуска обязательств;

-даты погашения;

-номинальную стоимость;

-процентную ставку.

Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов совместно с погашением казначейских обязательств.

Владельцами КО бумаг могут быть как юридические, так и физические лица Российской Федерации. Размещение осуществляется в следующем порядке: переводится определенное количество казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в виде оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги, а так же выступать в качестве залога. Могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет.

Казначейские обязательства на самом деле не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, они направляются в банк или финансовую компанию. В итоге посредник получает свои проценты, а финансовые компании проводят высокодоходные операции. Государству отчисляются 35% налога на прибыль, а предприятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, терпят убытки.

Обращение казначейских обязательств может быть в ограниченной или неограниченной форме.

Ограничения распространяются на:

-погашения казначейскими векселями кредиторской задолженности,

-права передачи казначейских обязательств только юридическим лицам,

-минимальное число индоссаментов перед предъявлением к погашению,

-сроки учета и обмена на налоговые освобождения.

Одной из отличительных особенностей казначейских обязательств является то, что они одновременно обладают рядом свойств: свойство векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.


Облигации государственного внутреннего валютного займа

Для решения условий урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР Правительство РФ приняло выпустить государственные внутренние валютные облигации займа. Условия выпуска утверждены 15 марта 1993 года Постановлением Совета Министров РФ.

Все обязательства бывшего СССР перешли к РФ, а значит и российские организации и учреждения по их валютным счетам. По состоянию на 1 января 1992 года во Внешэкономбанке эти обязательства переоформлялись путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте. Основные условия выпуска следующие:

-эмитентом является Министерство финансов РФ;

-валюта облигационного займа - доллары США;

-процентная ставка - 3% годовых;

-даты платежа указаны на облигациях и соответствующих купонах;

-погашение производится по номинальной стоимости.

Всего было выпущено пять партий облигаций со сроком погашения 1,3,6,10,15 лет. Номинал составлял от 1 000 до 100 000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

Расчеты по облигациям могли осуществляться и в рублях, и в иностранной валюте. Сумма основного долга по облигациям при их погашении и причитающиеся к выплате проценты освобождена от налогов, сборов, пошлин и обязательных платежей, исключая случаи, рассмотренные законодательством РФ. Облигации являются валютными ценностями, которые могут обращаться на территории России в соответствии с валютным законодательством, вывоз их за пределы страны запрещен. Валютные облигации – уникальный инструмент на рынке ценных бумаг России. То, что они имитированы в долларах США, говорит о доминирующем положении иностранных инвесторов в этом сегменте рынка. Отсюда уровень доходности валютных облигаций в значительной степени зависит от уровня доверия западных инвесторов к российским долговым обязательствам.

Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Крупнейшими участниками рынка ОВВЗ являются Внешэкономбанк РФ, Международная финансовая компания, Альфа-Альянс. Внешэкономбанк выполняет решение задач по поддержке рынка облигаций ОВВЗ.

Главным платежным органом по выплате основного долга и процентов по купонам является Центральный банк Российской Федерации, источником средств которого являются валютные и золотые резервы государства.

Облигации внутреннего валютного займа – это первые ценные бумаги на рынке валютных облигаций России. Уровень их доходности намного превышает степень доходности на рынках за рубежом, что очень привлекает иностранных инвесторов.


Облигации государственного сберегательного займа

В 1995 годы создан новый вид долговых обязательств для того, чтобы привлекать к покупке ГЦБ физических лиц. Такой вид ценных бумаг носил название облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Кроме этого, эти ценные бумаги должны были служить дополнительным средством покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Стабилизация курса рубля привели к тому, что у населения пропал интерес к вложениям в твердую валюту в связи с ростом потребительских цен.

В Указе Президента РФ от 9 августа 1995 года № 836 и Постановлении Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812 были описаны условия выпуска ОГСЗ.

Выпуском облигаций сберегательного займа занималось Министерство финансов. Выпускались облигации сроком на один год, начиная с 27 сентября 1995 года, номинальная стоимость которых составляла 100 000 и 500 000 рублей. Облигации сберегательного займа – это государственные ценные бумаги на предъявителя. Объем их выпуска составлял 1 трлн. рублей. Каждая облигация имела четыре купона, а купонный период включал в себя четыре календарных месяца и определялся с даты начала выпуска. ОГСЗ позволяли владельцам получать доход, который превышал уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачивались ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости.[14]

Бумажная форма такого вида облигаций обусловливала простоту обращения. Не было необходимости регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Такие условия привлекали физические лица, которые доверяли осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ составлял 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента и распространялся на физические и юридические лица. Но в течение 60-ти дневного срока дилер должен был разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее

50% должно было быть реализовано за наличный расчет. Обращение ОГСЗ осуществлялось через уполномоченные банки.

Муниципальные ценные бумаги

Муниципальные ценные бумаги, или как их еще называют «субфедеральные», были созданы для привлечения денежных ресурсов в местные бюджеты. Они тесно связаны с государственными ценными бумагами. 9 ноября 1994 года по Указу Президента России «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» понятия «государственные ценные бумаги» и «облигации, выпускаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации» четко разграничены, условия их размещения и обращения очень похожи. В соответствии с решениями Федеральной комиссии муниципальные займы приравнены к государственным займам по налоговым льготам.


Данный вид ценных бумаг выпускали местные органы власти. Муниципальные ценные бумаги разделялись на бумаги общего покрытия и целевые. Займы общего покрытия выпускались для снижения дефицита местного бюджета, целевые займы – для финансирования конкретных инвестиционных проектов. Рынок муниципальных займов содержал крупные эмиссии на сотни миллиардов рублей для реализации серьезных инвестиционных проектов, мелкие займы – для финансирования проектов местного значения. За три года существования эти ценные бумаги распространились от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Число зарегистрированных эмиссий составляло 43 единицы на общую сумму 3 трлн. рублей. Среди инвесторов муниципальные облигации не пользовались особой популярностью из-за их ненадежности, низкой доходности и неразвитости вторичного рынка.

Перечень выпускаемых органами власти облигаций был достаточно велик, однако выделим среди них следующие основные виды:

-займы, аналогичные ГКО и ОФЗ;

-«сельские» облигации;

-еврооблигации;

-жилищные займы;

-сберегательные займы для населения.

«Сельские» облигации выпускались субъектами Российской Федерации для погашения их задолженности перед федеральным бюджетом по товарным кредитам. Это бездокументарные ценные бумаги номинальной стоимостью 10 млн. рублей. Купонный доход по ним выплачивается в размере 10% годовых. «Сельские» облигации, или как их еще называют «агрооблигации», выпускались партиями со сроком погашения один, два и три года. Вторичный рынок этих ценных бумаг был малоактивен и низколиквиден.

На рынке муниципальных ценных бумаг лидерами являлись займы типа ГКО и ОФЗ, которые носили нецелевой характер, выпускались в бездокументарной форме и являлись именными, бескупонными или купонными.

В категорию муниципальных ценных бумаг в России входят ценные бумаги, выпускаемые местными органами местного самоуправления для привлечения средств от населения для решения определённых задач.

Как показывает практика, задачи эти почти всегда делятся на два вида: либо ликвидация образовавшегося дефицита местного бюджет, либо финансирование значимого для данного муниципалитета проекта социального развития (в области здравоохранения, образования, культуры, строительства и тому подобного).

При этом долговые обязательства на себя берут именно муниципальные власти, обязующиеся расплатиться с владельцами ценных бумаг из средств бюджета местного уровня. В законодательстве специально оговорено, что максимальная сумма долговых обязательств на этом уровне не может превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.