Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Понятие и формы контроля за деятельностью нотариусов и Процедуры осуществления отдельных форм внесудебного контроля за деятельностью нотариусов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МГНП о лишении нотариуса К. права нотариальной деятельности, сделав вывод о том, что выявленные в ходе проверки профессиональной деятельности указанные нарушения не подпадают под содержащийся в ч. 5 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате)[19] перечень юридически значимых обстоятельств, наступление которых объективно требует освобождения нотариуса от полномочий, поскольку все допущенные им ошибки устранены, не привели к тяжким последствиям или оспариванию совершенных нотариальных действий, ни одно из совершенных нотариусом К. нотариальных действий не признано незаконным.

Суд также указал на то, что нотариальная палата не оценила характер, степень тяжести и последствия допущенных нотариусом К. нарушений и не учла, что отдельные действия нотариуса, отраженные в акте проверки как нарушающие законодательство, таковыми не являются, а выявленные недостатки нотариального делопроизводства не являются существенными и были устранены нотариусом[20].

Рассматривая дело по апелляционной жалобе палаты, суд второй инстанции, не установив каких-либо новых обстоятельств по делу, дал иное толкование примененным нормам права, признал допущенные нотариусом нарушения существенными, дающими основания для лишения нотариуса К. права нотариальной деятельности и отменил решение суда первой инстанции. В частности, суд апелляционной инстанции признал грубым нарушением законодательства передачу нотариусом своих полномочий в будние дни лицу, временно исполняющему обязанности нотариуса, в связи с тем, что нотариус работал в выходные и праздничные дни, а также перевод принятых в депозит нотариуса денежных средств с расчетного счета в банке на срочный вклад (депозит) с выплатой процентов; указал на несоответствие действий нотариуса требованиям ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) при выдаче наследникам свидетельств о праве на наследство на каждый из объектов наследственного права в отдельности без учета желания наследников.

Судебная коллегия отменила апелляционное определение суда из-за неправильного применения им норм материального права. При этом Судебная коллегия указала, что выводы суда о нарушении нотариусом законодательства при передаче своих полномочий замещающему его лицу, при выдаче свидетельства о праве на наследство на каждый объект отдельно при отсутствии выраженного об этом в письменной форме волеизъявления наследников, при переводе принятых в депозит денежных средств с расчетного счета нотариуса на вклад (депозит) с выплатой процентов либо не основаны на законе, либо основаны на неправильном толковании норм материального права из-за отсутствия необходимого, достаточного и четкого правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Судебная коллегия также отметила, что суд апелляционной инстанции нарушил принцип соразмерности и применил к нотариусу такую меру ответственности, которая несоизмерима с нарушениями, выявленными в ходе проверки профессиональной деятельности нотариуса.


Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и оставляя в силе его решение, Судебная коллегия отметила, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно истолковал нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и пришел к верному выводу о том, что существенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения права нотариальной деятельности, нотариусом не допущено, в связи с чем обстоятельств, исключающих возможность продолжения нотариусом К. нотариальной деятельности, не имеется.

Для обоснования правовой позиции по комментируемым судебным актам прежде всего необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся оснований, вследствие которых допустимо прекращение полномочий частнопрактикующих нотариусов, степени и значимости этих оснований для лишения нотариуса права нотариальной деятельности и объема полномочий органов, наделенных правом осуществлять контроль за профессиональной деятельностью частнопрактикующего нотариуса.

В соответствии с Основами о нотариате (ст. 34) контроль за осуществлением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, возложен на нотариальные палаты. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П, наделение государством нотариальных палат отдельными контрольными полномочиями согласуется с международной практикой, характеризующей профессию нотариуса как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства. Осуществление контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами является не правом, а публичной обязанностью нотариальных палат.

Поскольку нотариальные палаты также наделены правом обращаться в суд с ходатайствами о лишении частнопрактикующих нотариусов права нотариальной деятельности при наступлении определенных юридически значимых обстоятельств, выявленных в ходе осуществления контроля, в практической плоскости остается открытым вопрос о предмете контроля, т.е. о том, что в себя включают профессиональные обязанности нотариуса, и об их соотношении с указанными юридически значимыми обстоятельствами.

Обращение к закону не дает четкого ответа на этот вопрос, поскольку закон не содержит конкретизированного полного перечня профессиональных обязанностей нотариуса, равно как не раскрывает и самого понятия "профессиональные обязанности". Перечисленные в ст. ст. 5, 6, 11, 16, 18, 47 Основ о нотариате обязанности нотариуса (о соблюдении нотариальной тайны, ограничений в нотариальной деятельности, территории нотариальной деятельности; о наличии нотариальной конторы, страхования гражданской ответственности нотариуса и др.) касаются в основном сферы совершения нотариальных действий. В отдельный спектр профессиональных обязанностей нотариусов выделено соблюдение правил нотариального делопроизводства, контроль за исполнением которых осуществляется совместно территориальным органом юстиции и региональной нотариальной палатой в силу ч. 2 ст. 9 Основ о нотариате и раздела XIII Правил нотариального делопроизводства, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 17 декабря 2012 г. и Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78.


К другим профессиональным обязанностям исходя из анализа действующего законодательства применительно к нотариальной деятельности можно отнести обязанности, затрагивающие все иные аспекты профессиональной деятельности нотариуса по организации и обеспечению деятельности нотариальной конторы, по повышению своего профессионального уровня, по выполнению обязанностей налогоплательщика, работодателя и члена нотариальной палаты.

Перечень юридически значимых обстоятельств, наступление которых объективно требует освобождения нотариуса от полномочий, содержится в ч. ч. 5 и 7 ст. 12 Основ о нотариате. К ним относятся не только неоднократное совершение дисциплинарных проступков и нарушение законодательства, но и осуждение за совершение умышленного преступления, ограничение дееспособности или признание недееспособным в установленном порядке, невозможность исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья или по достижении 75-летнего возраста и другие обстоятельства, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

Следует отметить, что Основы о нотариате, установив возможность лишения нотариуса права нотариальной деятельности за совершение дисциплинарных проступков и нарушение законодательства, не раскрывают понятия "дисциплинарный проступок" и "нарушение законодательства" как основания ответственности частнопрактикующего нотариуса, не называют виды таких проступков и нарушений и не конкретизируют их характер. Только с 1 января 2015 г. в Основы о нотариате включена отсылочная норма к документу, в котором должны содержаться основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности частнопрактикующего нотариуса за его виновные действия. Таким документом является Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принятый решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 33 и утвержденный Минюстом России 19 января 2016 г.

На момент проверки деятельности частнопрактикующих нотариусов привлечение нотариусов к дисциплинарной ответственности регулировалось внутренним локальным актом нотариального сообщества - Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации (далее - Профессиональный кодекс), утвержденным собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18 апреля 2001 г., и профессиональными кодексами нотариусов, принятыми региональными палатами.


В соответствии с Профессиональным кодексом (раздел VIII) дисциплинарным проступком признавалось виновное ненадлежащее выполнение или невыполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей, а также нарушение этических норм поведения нотариусов и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и данным Кодексом. К числу дисциплинарных проступков Кодекс относил, в частности: совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства; несоблюдение налогового и иного законодательства Российской Федерации; оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий; отсутствие страхования риска профессиональной ответственности; нарушение нотариальной тайны; нарушение территории нотариальной деятельности; совершение нотариальных действий в отсутствие соответствующих лиц; произвольное изменение размера нотариального тарифа; непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты; нарушение установленного режима работы нотариальной конторы и др.

В правоприменительной практике в рамках вопроса о пределах полномочий нотариальной палаты при осуществлении контрольных проверок профессиональных обязанностей нотариуса постоянно обсуждается вопрос о правомочии нотариальной палаты проверять соблюдение нотариусом законодательства при совершении нотариальных действий, имея в виду, что нотариус независим в своей профессиональной деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и международными договорами, а контроль за совершением нотариальных действий осуществляется судом (ст. ст. 5 и 33 Основ о нотариате)[21].

При ответе на этот вопрос, представляется, прежде всего следует вспомнить о том, что нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающихся частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных актов. Нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые всеми нотариусами от имени государства, являются публично значимыми (ст. 1 Основ о нотариате, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. N 15-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. N 349-О).


Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 июля 2015 г. N 1523-О, осуществление нотариальных функций от имени государства в целях обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает предъявление к ним особых (повышенных) требований с тем, чтобы обеспечить независимое, объективное и беспристрастное исполнение нотариусами публичных функций на основании закона, что является одной из основных гарантий нотариальной деятельности.

Конституция Российской Федерации (ст. ст. 78, 132) не запрещает наделять отдельными государственными полномочиями негосударственные организации при условии осуществления контроля со стороны государства за реализацией этих полномочий. Контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан наделены суды и нотариальные палаты. Но если суд в рамках осуществления правосудия проверяет законность совершения нотариального действия или отказа в его совершении только при наличии обращения заинтересованного лица в случае нарушения его прав (ст. ст. 3, 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 4, п. 9 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то для нотариальной палаты обращение третьего лица с жалобой на действия (бездействие) нотариуса не является основанием и/или условием проведения плановых проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусом, занимающимся частной практикой. В силу закона (ч. 2 ст. 34 Основ о нотариате) обязательная периодичность проведения таких проверок не должна быть реже одного раза в четыре года, а первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Таким образом, нотариальная палата, исходя из публичных интересов, обязана осуществлять постоянный контроль за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов, составной частью которой является совершение нотариальных действий.

Рассмотрение названных положений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что правомочие нотариальных палат проверять в рамках контроля за нотариальной деятельностью соблюдение частнопрактикующими нотариусами законодательства при совершении нотариальных действий обусловлено необходимостью ответственного исполнения нотариусами своих публичных полномочий в целях оказания гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи и недопущения нарушения прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.