Файл: Выбор стиля руководства в организации ( ООО «СТРОЙКОМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная цель предпринимательского стиля руководства как вида предпринимательского по­ведения предпринимателя - руководителя с предпринимателями - работниками заключается в создании своего потребителя, выработке запро­сов, удовлетворении потребностей и высоко­классном обслуживании потребителей и других заинтересованных сторон путем создания пред­принимательских формирований, функциониру­ющих на базе бизнес-процессного подхода.

Цели предпринимательского стиля руковод­ства могут быть основаны на подходах к пред­принимательскому управлению, выдвинутых Л.Н. Тэпманом [12, с.8]. Это увеличение усилий для генерирования и реализации новых идей; поощрение инициативы, предприимчивости, но­ваторства; информирование о предстоящих из­менениях и результатах изменений; поддержание высокого доверия к предпринимателям- работникам; терпимость к неудачам в предпри­нимательстве; отведение критически важной ро­ли предпринимателям-менеджерам, предприни­мателям-работникам.

Формируя инновационное развитие пред­приятия на основе предпринимательского стиля руководства, необходимо определиться со стра­тегией реализации товаров, работ, услуг. Непра­вильно выбранная стратегия реализации отрица­тельно отразится на конечных результатах дея­тельности предприятия.

В настоящее время на российских предприя­тиях используются две стратегии реализации то­варов, работ, услуг: стратегия сбыта и стратегия маркетинга.

Согласно имеющемуся толкованию [1, с.980-981] сбыт - это реализация готовой про­дукции; функция предприятия по продаже его продукции. Включает логистику, взаимоотноше­ния с внешней сбытовой сетью и налаживание отношений с покупателями. Эту работу выпол­няет отдел сбыта (торговый отдел). В том же ис­точнике [1, с.491] маркетинг рассматривается как работа с рынком с целью удовлетворения чело­веческих нужд и потребностей. Основу марке­тинга составляют исследования рынка, разработ­ка товара, налаживание коммуникаций, органи­зация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Так хоро­шо познать клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Проведенные нами с помощью качествен­ных методов исследования позволили установить (рис.1) взаимосвязи стилей руководства и страте­гий сбыта и маркетинга. Рассматривались авто­ритарный, демократический, либеральный и предпринимательский стили руководства.


Рис. 1. Взаимосвязи стилей руководства и стратегий сбыта и маркетинга

Нами установлено на основе метода коллек­тивной экспертной оценки, что степень реализа­ции стратегии сбыта для авторитарного стиля руководства равна 1; демократического - 0,5; либерального - 0,25; предпринимательского - 0. В то же время степень реализации стратегии маркетинга для предпринимательского стиля ру­ководства равна 1; либерального - 0,75; демокра­тического - 0,25; авторитарного - 0. Отсюда предпринимательскому стилю руководства при реализации товаров, работ, услуг характерна стратегия маркетинга, а не стратегия сбыта. В целом предпринимательской экономике должна быть присуща стратегия маркетинга.

Каждому из стилей руководства (авторитар­ному, демократическому, либеральному, пред­принимательскому) и стратегиям сбыта и марке­тинга соответствует самостоятельное структур­ное подразделение предприятия, ответственное за реализацию продукции [таблица 1]. Если при сбытовой стратегии товар реализуется отделом сбыта, то при маркетинговой стратегии этой ра­ботой должен заниматься, по нашему мнению, торговый дом или отдел маркета (продаж). Мар­кет (лат. marcatus) - торг, рынок [10, с.502]. Сло­во маркет можно рассматривать в качестве меж­дународного. Так, например, английские слова менеджмент и маркетинг, в качестве междуна­родных, широко и обоснованно используются в российской действительности.

Называя отдел реализации продукции, ра­бот, услуг предприятия отделом маркета, под­черкивается, что деятельность подразделения предприятия направлена на удовлетворение за­просов, потребностей, желаний потребителей и заказчиков, сформированных или выявленных отделом маркетинга.

Таблица 1 Стиль руководства, стратегии сбыта и маркетинга и подразделения предприятия, ответственные за реализацию продукции

Стратегия сбыта

Стиль руководства

Стратегия маркетинга

Наименование отдела

Наименование отдела

-

Предпринимательский

Отдел маркета (продаж)

Отдел сбыта

Либеральный

Отдел маркета (продаж)

Отдел сбыта

Демократический

Отдел маркета (продаж)

Отдел сбыта

Авторитарный

-

В Российской Федерации на предприятиях и особенно в торговых учреждениях имеются от­делы продаж. Слово продажа (существительное) происходит от русских глаголов продавать (про­дать) и обозначает отдать кому-либо продукт труда за определенную плату [8, с.360-361]. Во главе угла таких экономических отношений находится не удовлетворение потребностей, за­просов, желаний потребителей и заказчиков (причин рыночных отношений), а денежное воз­награждение, за передаваемые товар, работу, услугу (следствие рыночных отношений).


В Толковом словаре русского языка глагол продать (существительное продажа) разъясняет­ся как передать кому-нибудь в собственность за плату [11, с.598]. Рыночный подход в таком дей­ствии четко не обозначен. Передать в собствен­ность потребителю за плату возможно при моно­польном положении производителя (отсутствии конкуренции) и нужды в этом товаре, работе, услуге; навязывании потребителю товара, рабо­ты услуги и невозможности от них отказываться (распределение по карточкам, талонам).

Уточним, название отдела, занимающегося реализацией продукции (торговлей), должно раскрывать сущность явления при определенном стиле руководства.

Называть подразделение предприятия, от­ветственное за реализацию продукции, работ, услуг (торговлю) отделом сбыта при:

предпринимательском стиле руководства не корректно, контрпродуктивно; либеральном сти­ле руководства возможно в меньшей степени; демократическом стиле руководства возможно в большей степени; авторитарном стиле руковод­ства отвечает самой сути.

Называть подразделение предприятия, от­ветственное за реализацию продукции, работ, услуг (торговлю) отделом маркета при: предпри­нимательском стиле руководства корректно, продуктивно; либеральном стиле руководства возможно в большей степени; демократическом стиле руководства возможно в меньшей степени; авторитарном стиле руководства не соответству­ет сути экономического явления.

Предпринимательский стиль руководства как предпринимательское поведение предприни­мателя-руководителя с предпринимателями- работниками, поставщиками, потребителями и другими заинтересованными сторонами, в нашем видении, представляет систему (рис.2). Утвер­ждение базируется на общепринятых определе­ниях понятия система. Например, система (гр. systema целое, состоящее из частей, соединение) - определенная целостность, состоящая из мно­жества элементов, находящихся в связях и отно­шениях друг с другом; форма организации чего- либо [7, с.440]; система - единое целое, образо­ванное взаимосвязанными частями, каждая из которых привносит что-то конкретное, уникаль­ное [6, с.694].

Рис. 2. Модель системы предпринимательского стиля руководства

Нами дается следующее определение: «Си­стема предпринимательского стиля руководства - множество форм предпринимательского пове­дения руководителя с предпринимателями- работниками, поставщиками ресурсов, потреби­телями и другими заинтересованными сторона­ми, находящихся в связях и предприниматель­ских отношениях, образующих предпринима­тельскую целостность, единство». Система пред­назначена для создания своих потребителей пу­тем формирования их запросов и удовлетворения нужд и потребностей за счет предпринимателей- менеджеров, предпринимателей-работников и других заинтересованных сторон, действующих на позициях справедливости и приносящих ра­дость обслуживающим потребителям и себе.


Поведение руководителя, работников, по­ставщиков, потребителей и других заинтересо­ванных лиц, поведение предпринимательское - образ, способ, характер поведения, предприни­мательских отношений, предпринимательских действий руководителя, работников, поставщи­ков ресурсов и других заинтересованных лиц в тех или иных складывающихся рыночных усло­виях в предпринимательском пространстве и предпринимательском времени. Особенностью предпринимательского поведения является то, что вкладываются все усилия в предпринима­тельство, а в основе предпринимательских отно­шений, предпринимательских действий лежат бизнес-процессы, предпринимательские процес­сы. Бизнес-процесс, предпринимательский про­цесс - это совокупность предпринимательских целенаправленных последовательных действий, скоординированных в предпринимательском пространстве и предпринимательском времени работ, направленных на создание конечного по­требителя и выполнения его требований в про­цессе производства, приносящие систематиче­скую прибыль предприятию и автономным груп­пам, задействованным в производстве.

Ричард Л. Дафт, обобщив личностные ха­рактеристики предпринимателя, имеющие осо­бое значение, приводит следующие: внутренний и внешний контроль, энергичность, потребность в достижениях, уверенность в себе, осознание ограниченности во времени, толерантность к не­определенности [5, с. 220-222].

Базируясь на выполненных Ричардом Л. Дафтом исследованиях, уточним личностные характеристики таких участников предпринима­тельского стиля руководства, как предпринима­теля-руководителя и предпринимателя- работника. Внутренний контроль нельзя рас­сматривать только как убежденность, что буду­щее находится в его руках. А удача, как награда за смелость, интуиция? Относительно внешнего контроля как убежденности предпринимателя в том, что будущее находится вне сферы его кон­троля и определяется внешними силами. Это, на наш взгляд, одна из крайностей личностной ха­рактеристики предпринимателя. Предпринима­тель-руководитель и предприниматель-работник могут спроектировать свое будущее, двигаться к намеченному, несмотря на внешние воздействия. С энергичностью как решительностью и настой­чивостью в действиях следует согласиться.

Потребность в достижениях как стремление добиться выдающихся результатов в своей дея­тельности и поиск ситуации, в которых вероят­ность достижения успеха наиболее весома, по нашему мнению, присущи блаженным, в высшей степени счастливым предпринимателям. Такую характеристику на всех предпринимателей- руководителей и предпринимателей-работников распространять нельзя. Это определенное заблуждение. Каждый предприниматель должен соизмерить свои мечты, желания или хотения с реальными возможностями, что положительно будет сказываться на их психике.


Такая личностная характеристика предпри­нимателя как уверенность в себе видится весьма амбициозной. Если же уверенность в себе будет подкреплена сомнениями во всем, скептицизмом и осторожностью[13, с.7], «дутьем на холодную воду», то успех предпринимателя в большей сте­пени обеспечен.

Осознание ограниченности во времени до­вольно значимая личностная характеристика предпринимателя. Требует высокой организо­ванности на работе и в быту. Известно, что «го­рение на работе» [5, с.243] не является рацио­нальным. В нашем понимании более важно осо­знание ограниченности в предпринимательском времени и предпринимательском пространстве. Причем, предпринимательское время необрати­мо.

Представляется спорным использовать та­кую личностную характеристику предпринима­теля, как толерантность к неопределенности, позволяющая предпринимателю не обращать внимание на хаос и неизвестность. Все в мире упорядочено, устроено. Надо только «увидеть»,

Стиль руководства по отношени

Квазипредпринимательский стиль руковод­ства - как будто предпринимательский, ложно­предпринимательский, ненастоящепредпринима­тельский.

Условнопредпринимательский стиль руко­водства - имеющий силу при соблюдении усло­вий предпринимательского стиля руководства.

Допустимо предпринимательский стиль руководства - возможный для отнесения к пред­принимательскому стилю руководства.

Таблица 2 Стиль руководства по отношению к предпринимательскому и степень предпринимательского риска

Стиль руководства

Стиль руководства по отношению к предпринимательскому

Степень предприниматель­ского риска

Авторитарный

Квазипредпринимательский

Очень высокая

Демократический

Условнопредпринимательский

Высокая

Либеральный

Допустимопредпринимательский

Средняя

Предпринимательский

Предпринимательский

Низкая

Определенную проблему представляет уяс­нение соотношения стилей руководства, пред­принимательских функций, функций предпри­нимательского менеджмента и определение сте- искать и идти «бродом». Не зная броду, нельзя соваться в воду. Неопределенность надо побеж­дать предвидением, т.к. при неопределенности вероятность наступления события оценить зара­нее невозможно.

При предпринимательском стиле руковод­ства деятельность предпринимателя- руководителя, предпринимателей-работников всегда связаны с риском. В Гражданском кодексе Российской Федерации имеется определение, в котором говориться, что предпринимательской является осуществляемая на свой риск деятель­ность [4, с.4].