Файл: Выбор стиля руководства в организации ( ООО «СТРОЙКОМ»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Стиль управления, в управлении персоналом
1.2 Подход к управлению предприятием на основе предпринимательского стиля руководства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТРОЙКОМ»
Главная цель предпринимательского стиля руководства как вида предпринимательского поведения предпринимателя - руководителя с предпринимателями - работниками заключается в создании своего потребителя, выработке запросов, удовлетворении потребностей и высококлассном обслуживании потребителей и других заинтересованных сторон путем создания предпринимательских формирований, функционирующих на базе бизнес-процессного подхода.
Цели предпринимательского стиля руководства могут быть основаны на подходах к предпринимательскому управлению, выдвинутых Л.Н. Тэпманом [12, с.8]. Это увеличение усилий для генерирования и реализации новых идей; поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства; информирование о предстоящих изменениях и результатах изменений; поддержание высокого доверия к предпринимателям- работникам; терпимость к неудачам в предпринимательстве; отведение критически важной роли предпринимателям-менеджерам, предпринимателям-работникам.
Формируя инновационное развитие предприятия на основе предпринимательского стиля руководства, необходимо определиться со стратегией реализации товаров, работ, услуг. Неправильно выбранная стратегия реализации отрицательно отразится на конечных результатах деятельности предприятия.
В настоящее время на российских предприятиях используются две стратегии реализации товаров, работ, услуг: стратегия сбыта и стратегия маркетинга.
Согласно имеющемуся толкованию [1, с.980-981] сбыт - это реализация готовой продукции; функция предприятия по продаже его продукции. Включает логистику, взаимоотношения с внешней сбытовой сетью и налаживание отношений с покупателями. Эту работу выполняет отдел сбыта (торговый отдел). В том же источнике [1, с.491] маркетинг рассматривается как работа с рынком с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Основу маркетинга составляют исследования рынка, разработка товара, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Так хорошо познать клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.
Проведенные нами с помощью качественных методов исследования позволили установить (рис.1) взаимосвязи стилей руководства и стратегий сбыта и маркетинга. Рассматривались авторитарный, демократический, либеральный и предпринимательский стили руководства.
Рис. 1. Взаимосвязи стилей руководства и стратегий сбыта и маркетинга
Нами установлено на основе метода коллективной экспертной оценки, что степень реализации стратегии сбыта для авторитарного стиля руководства равна 1; демократического - 0,5; либерального - 0,25; предпринимательского - 0. В то же время степень реализации стратегии маркетинга для предпринимательского стиля руководства равна 1; либерального - 0,75; демократического - 0,25; авторитарного - 0. Отсюда предпринимательскому стилю руководства при реализации товаров, работ, услуг характерна стратегия маркетинга, а не стратегия сбыта. В целом предпринимательской экономике должна быть присуща стратегия маркетинга.
Каждому из стилей руководства (авторитарному, демократическому, либеральному, предпринимательскому) и стратегиям сбыта и маркетинга соответствует самостоятельное структурное подразделение предприятия, ответственное за реализацию продукции [таблица 1]. Если при сбытовой стратегии товар реализуется отделом сбыта, то при маркетинговой стратегии этой работой должен заниматься, по нашему мнению, торговый дом или отдел маркета (продаж). Маркет (лат. marcatus) - торг, рынок [10, с.502]. Слово маркет можно рассматривать в качестве международного. Так, например, английские слова менеджмент и маркетинг, в качестве международных, широко и обоснованно используются в российской действительности.
Называя отдел реализации продукции, работ, услуг предприятия отделом маркета, подчеркивается, что деятельность подразделения предприятия направлена на удовлетворение запросов, потребностей, желаний потребителей и заказчиков, сформированных или выявленных отделом маркетинга.
Таблица 1 Стиль руководства, стратегии сбыта и маркетинга и подразделения предприятия, ответственные за реализацию продукции
Стратегия сбыта |
Стиль руководства |
Стратегия маркетинга |
---|---|---|
Наименование отдела |
Наименование отдела |
|
- |
Предпринимательский |
Отдел маркета (продаж) |
Отдел сбыта |
Либеральный |
Отдел маркета (продаж) |
Отдел сбыта |
Демократический |
Отдел маркета (продаж) |
Отдел сбыта |
Авторитарный |
- |
В Российской Федерации на предприятиях и особенно в торговых учреждениях имеются отделы продаж. Слово продажа (существительное) происходит от русских глаголов продавать (продать) и обозначает отдать кому-либо продукт труда за определенную плату [8, с.360-361]. Во главе угла таких экономических отношений находится не удовлетворение потребностей, запросов, желаний потребителей и заказчиков (причин рыночных отношений), а денежное вознаграждение, за передаваемые товар, работу, услугу (следствие рыночных отношений).
В Толковом словаре русского языка глагол продать (существительное продажа) разъясняется как передать кому-нибудь в собственность за плату [11, с.598]. Рыночный подход в таком действии четко не обозначен. Передать в собственность потребителю за плату возможно при монопольном положении производителя (отсутствии конкуренции) и нужды в этом товаре, работе, услуге; навязывании потребителю товара, работы услуги и невозможности от них отказываться (распределение по карточкам, талонам).
Уточним, название отдела, занимающегося реализацией продукции (торговлей), должно раскрывать сущность явления при определенном стиле руководства.
Называть подразделение предприятия, ответственное за реализацию продукции, работ, услуг (торговлю) отделом сбыта при:
предпринимательском стиле руководства не корректно, контрпродуктивно; либеральном стиле руководства возможно в меньшей степени; демократическом стиле руководства возможно в большей степени; авторитарном стиле руководства отвечает самой сути.
Называть подразделение предприятия, ответственное за реализацию продукции, работ, услуг (торговлю) отделом маркета при: предпринимательском стиле руководства корректно, продуктивно; либеральном стиле руководства возможно в большей степени; демократическом стиле руководства возможно в меньшей степени; авторитарном стиле руководства не соответствует сути экономического явления.
Предпринимательский стиль руководства как предпринимательское поведение предпринимателя-руководителя с предпринимателями- работниками, поставщиками, потребителями и другими заинтересованными сторонами, в нашем видении, представляет систему (рис.2). Утверждение базируется на общепринятых определениях понятия система. Например, система (гр. systema целое, состоящее из частей, соединение) - определенная целостность, состоящая из множества элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом; форма организации чего- либо [7, с.440]; система - единое целое, образованное взаимосвязанными частями, каждая из которых привносит что-то конкретное, уникальное [6, с.694].
Рис. 2. Модель системы предпринимательского стиля руководства
Нами дается следующее определение: «Система предпринимательского стиля руководства - множество форм предпринимательского поведения руководителя с предпринимателями- работниками, поставщиками ресурсов, потребителями и другими заинтересованными сторонами, находящихся в связях и предпринимательских отношениях, образующих предпринимательскую целостность, единство». Система предназначена для создания своих потребителей путем формирования их запросов и удовлетворения нужд и потребностей за счет предпринимателей- менеджеров, предпринимателей-работников и других заинтересованных сторон, действующих на позициях справедливости и приносящих радость обслуживающим потребителям и себе.
Поведение руководителя, работников, поставщиков, потребителей и других заинтересованных лиц, поведение предпринимательское - образ, способ, характер поведения, предпринимательских отношений, предпринимательских действий руководителя, работников, поставщиков ресурсов и других заинтересованных лиц в тех или иных складывающихся рыночных условиях в предпринимательском пространстве и предпринимательском времени. Особенностью предпринимательского поведения является то, что вкладываются все усилия в предпринимательство, а в основе предпринимательских отношений, предпринимательских действий лежат бизнес-процессы, предпринимательские процессы. Бизнес-процесс, предпринимательский процесс - это совокупность предпринимательских целенаправленных последовательных действий, скоординированных в предпринимательском пространстве и предпринимательском времени работ, направленных на создание конечного потребителя и выполнения его требований в процессе производства, приносящие систематическую прибыль предприятию и автономным группам, задействованным в производстве.
Ричард Л. Дафт, обобщив личностные характеристики предпринимателя, имеющие особое значение, приводит следующие: внутренний и внешний контроль, энергичность, потребность в достижениях, уверенность в себе, осознание ограниченности во времени, толерантность к неопределенности [5, с. 220-222].
Базируясь на выполненных Ричардом Л. Дафтом исследованиях, уточним личностные характеристики таких участников предпринимательского стиля руководства, как предпринимателя-руководителя и предпринимателя- работника. Внутренний контроль нельзя рассматривать только как убежденность, что будущее находится в его руках. А удача, как награда за смелость, интуиция? Относительно внешнего контроля как убежденности предпринимателя в том, что будущее находится вне сферы его контроля и определяется внешними силами. Это, на наш взгляд, одна из крайностей личностной характеристики предпринимателя. Предприниматель-руководитель и предприниматель-работник могут спроектировать свое будущее, двигаться к намеченному, несмотря на внешние воздействия. С энергичностью как решительностью и настойчивостью в действиях следует согласиться.
Потребность в достижениях как стремление добиться выдающихся результатов в своей деятельности и поиск ситуации, в которых вероятность достижения успеха наиболее весома, по нашему мнению, присущи блаженным, в высшей степени счастливым предпринимателям. Такую характеристику на всех предпринимателей- руководителей и предпринимателей-работников распространять нельзя. Это определенное заблуждение. Каждый предприниматель должен соизмерить свои мечты, желания или хотения с реальными возможностями, что положительно будет сказываться на их психике.
Такая личностная характеристика предпринимателя как уверенность в себе видится весьма амбициозной. Если же уверенность в себе будет подкреплена сомнениями во всем, скептицизмом и осторожностью[13, с.7], «дутьем на холодную воду», то успех предпринимателя в большей степени обеспечен.
Осознание ограниченности во времени довольно значимая личностная характеристика предпринимателя. Требует высокой организованности на работе и в быту. Известно, что «горение на работе» [5, с.243] не является рациональным. В нашем понимании более важно осознание ограниченности в предпринимательском времени и предпринимательском пространстве. Причем, предпринимательское время необратимо.
Представляется спорным использовать такую личностную характеристику предпринимателя, как толерантность к неопределенности, позволяющая предпринимателю не обращать внимание на хаос и неизвестность. Все в мире упорядочено, устроено. Надо только «увидеть»,
Стиль руководства по отношени
Квазипредпринимательский стиль руководства - как будто предпринимательский, ложнопредпринимательский, ненастоящепредпринимательский.
Условнопредпринимательский стиль руководства - имеющий силу при соблюдении условий предпринимательского стиля руководства.
Допустимо предпринимательский стиль руководства - возможный для отнесения к предпринимательскому стилю руководства.
Таблица 2 Стиль руководства по отношению к предпринимательскому и степень предпринимательского риска
Стиль руководства |
Стиль руководства по отношению к предпринимательскому |
Степень предпринимательского риска |
---|---|---|
Авторитарный |
Квазипредпринимательский |
Очень высокая |
Демократический |
Условнопредпринимательский |
Высокая |
Либеральный |
Допустимопредпринимательский |
Средняя |
Предпринимательский |
Предпринимательский |
Низкая |
Определенную проблему представляет уяснение соотношения стилей руководства, предпринимательских функций, функций предпринимательского менеджмента и определение сте- искать и идти «бродом». Не зная броду, нельзя соваться в воду. Неопределенность надо побеждать предвидением, т.к. при неопределенности вероятность наступления события оценить заранее невозможно.
При предпринимательском стиле руководства деятельность предпринимателя- руководителя, предпринимателей-работников всегда связаны с риском. В Гражданском кодексе Российской Федерации имеется определение, в котором говориться, что предпринимательской является осуществляемая на свой риск деятельность [4, с.4].