Файл: Выбор стиля руководства в организации ( ООО «СТРОЙКОМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская экономика [2, с.143] базируется на функционировании предпринима­тельского типа организаций [2, с.143]. Сущность предпринимательской организации заключается в том, что все её действия, а следовательно, и действия работников организации направлены на удовлетворение запросов и потребностей заказ­чиков и потребителей во внешней и внутренней средах организации.

Определяющим для формирования пред­принимательской организации «...являются не продукты и услуги, предлагаемые организацией, не разрабатываемые технологии и организаци­онные структуры, а стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринима­тельства» [9, с.7].

Здесь также следует отметить, что опреде­ляющим для создания рабочих мест является наличие потребителей продукции, работ, услуг и удовлетворение их потребностей, наличие воз­можностей приобрести продукцию, работы, услуги.

В этой связи требуется новый подход к управлению предпринимательской организаци­ей.

Такой подход к управлению предприятием видится на основе предпринимательского стиля руководства.

Таким образом, целью данной работы является изучение теоретических основ стилей управления.

Объект исследования – стили руководства.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и понятие стиля руководства
  • рассмотреть виды стилей руководства;
  • дать краткую характеристику предприятия ООО «Стройком»;
  • проанализировать стили руководства предприятия;
  • сделать выводы.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Стиль управления, в управлении персоналом

В настоящее время эффективность работы персонала во мно­гом зависит от руководителя и его стиля руковод­ства. Руководителю не легко выработать такой стиль деятельно­сти, который смог бы удовлетворить всех членов его коллектива.


Каждый руководитель отличается от другого собственным подходом к управленческой деятельности, и осуществляет свои обязанности в присущем только ему стиле. Стиль управления проявляется в том, какими методами, способами руководитель побуждает работников к активному и творческому подходу, ка­ким образом проверяет плоды деятельности подчиненных [4].

Используемый стиль руководства служит характеристикой качества деятельности руководителя, его способности осуществ­лять эффективную управленческую деятельность, а также формировать в коллективе благоприятный климат, способствующий развитию здоровых отношений в коллективе.

Многие ученые изучали природу руководства и лидерства: Г. Блейк, А. Журавлев, Г. Юкл и многие другие. Существует множество определений стиля руководства. Каждый учёный трактует это понятие по-своему.

К примеру, Е.П. Малахова читает, что стиль управления - своеобразный метод воздействия на подчиненных с целью полу­чения необходимого результатах [2]. Г.Я. Гольдштейн утвержда­ет, что стиль управления - это типичная манера и способ поведе­ния руководителя [1].

Можно сказать, что стиль руководства - типичная манера поведения начальника по отношению к своим подчиненным в процессе выполнения поставленных целей и задач.

Различают потенциальный и фактический стили управления [3]. Потенциальный - это стиль управления, который должен ис­пользоваться для наиболее эффективной работы. А фактический - э то который используется руководителем для достижения по­ставленных целей.

Также принято выделять по К. Левину авторитарный, демо­кратический и либеральный стили управления [5].

Для авторитарного стиля характерна четкая иерархия, бес­прекословное подчинение, тотальный контроль, безынициатив­ность, подавление новых идей сотрудников. Руководители с та­ким стилем, как правило, с завышенной самооценкой, самоуве­ренны, порой агрессивны.

Преимущества данного стиля заключаются в качественном контроле за работой подчиненных и персональной ответственно­сти.

Основные недостатки: задатки, умения и навыки сотрудни­ков не используются, так как от них требуется только выполнение поставленных задач, без проявления индивидуальности и в связи с этим практически отсутствует творческая активность работни­ков.

Демократический стиль кардинально отличается от автори­тарного. Работники не заключены в четкие рамки, могут реализо­вывать свой потенциал. Сотрудники участвуют в делах организа­ции, это поощряется руководителем, и могут высказывать свои предложения и советы, а также быть уверенными в том, что к ним прислушаются. Для работников создается благоприятный социально-психологический климат, что положительно сказывается на их производительности.


Руководитель - демократ важные решения принимает, в ос­новном, после одобрения большинства коллег. Он поощряет со­трудников, которые реализуют нестандартные идеи. Также такой руководитель старается, чтобы были учтены интересы всех ра­ботников и клиентов. Он создает благоприятную, позитивную атмосферу в рабочем коллективе.

Несмотря на все плюсы, данному стилю тоже присущи недо­статки - это долгое внедрение новых идей и замыслов, поскольку руководитель старается считаться с мнением каждого сотрудника, и порой бывает трудно реализовать проект, чтобы он отвечал всем требованиям.

Руководитель должен быть лидером и уважаемым человеком среди коллег, иначе тёплые отношения с работниками могут по­степенно перерасти в беспорядочность и неуправляемость.

Следующий стиль - либеральный или по-другому пассив­ный. Он характеризуется безучастностью, безынициативностью руководителя, нежеланием управлять людьми и делать что-то для компании. Обычно такой стиль бывает, когда руководителя вы­двинули «по-знакомству» или, когда он временно заменяет ос­новного управляющего. При таком стиле управления у сотрудни­ков снижается мотивация, страдает дисциплина, падает произво­дительность. Есть и плюсы данного стиля. Поскольку сотрудники лишены рамок и строгого контроля, то творческие работники мо­гут проявить все свои задатки.

Все стили управления имеют свои положительные и отрица­тельные стороны. Нельзя сказать, что какой-либо стиль лучше, чем другой.

Для эффективного управления и достижения высоких ре­зультатов руководитель должен уметь сочетать в себе все стили управления, быть гибким, адаптивным. Должен уметь находить индивидуальный подход к сотрудникам, кому-то предоставлять свободу действий, если сотрудник при таком подходе работает эффективнее, а кого-то постоянно контролировать.

Стоит помнить, что все люди разные, и только вниматель­ное и уважительное отношение, в сочетании с личным примером, сможет сделать из руководителя настоящего, мудрого лидера.

1.2 Подход к управлению предприятием на основе предпринимательского стиля руководства

Под предпринимательским стилем руковод­ства мы понимаем обобщенное рыночно­ориентированное (предпринимательское) пове­дение предпринимателя-руководителя, предпри­нимателя-менеджера в отношениях, взаимодей­ствиях с предпринимателями-работниками для формирования и удовлетворения потребностей, ожиданий, запросов потребителей, заказчиков и других заинтересованных сторон; совокупности наиболее характерных и устойчивых методов и форм работы предпринимателя - руководителя с предпринимателями - подчиненными и иными, имеющими интересы, лицами при бизнес- процессном подходе в достижении поставленных целей.


В рамках решения проблемы рассмотрим вы-двинутые Питером Ф. Друкером предприни­мательские функции и функции менеджмента [6]. Он утверждает, что поскольку цель любого предприятия заключается в создании своего по­требителя, то предприятие обязано иметь следу­ющие предпринимательские функции: маркетинг и инновация [6, с.50], а также продуктивное ис­пользование ресурсов для производства матери­альных благ (производительность) [6. С.53].

Питер Ф. Друкер отмечает: «Любую органи­зацию, использующую маркетинг при разработке или продаже продукта или услуги, можно назвать бизнесом. Любую организацию, в кото­рой маркетинг не проводится или проводится не регулярно, нельзя назвать бизнесом» [6. с. 50]. Отсюда функция маркетинг является критически важной для предпринимательской организации (предприятия).

Питер Ф. Друкер разъясняет: «.Вторая функция бизнеса - это инновация, т.е. предо­ставление более качественных и дешёвых това­ров и услуг» [6, с. 51]. Предпринимательскую функцию инновация также можно отнести к кри­тически важной для предприятия.

В связи с тем, что для эффективной работы предприятия требуется не одна, даже очень зна­чимая, инновация, а множество инноваций, по­этому, на наш взгляд, предпринимательское формирование должно иметь предприниматель­скую функцию инновации.

Проблему производительности в свое время Питер Ф. Друкер отмечал так: «.Мы очень мало знаем о производительности и мы действительно пока не способны её измерять» [6, с. 53]. Ее можно назвать актуальной и для современности. Так производительность производственного процесса в рыночно-ориентированной экономике определяется интегрированным показателем: производительностью труда, производительно­стью средств труда, продуктивностью предметов труда и их связями и отношениями в предприни­мательском пространстве и предприниматель­ском времени. Обобщенный показатель, в каче­стве которого часто используется производи­тельность труда, представляется не корректным.

По утверждению Питера Ф. Друкера: «В ос­нове . лежит предрассудок XIII века, что физи­ческий труд - это единственный производитель­ный ресурс, физические усилия - это единствен­ное настоящее «усилие». Они всё ещё выражают механистическое заблуждение ., что все дости­жения человека можно в конечном итоге изме­рить в единицах мышечных усилий» [6, с. 53].

Согласно научным разработкам Питера Ф. Друкера, предприятие для создания своего по­требителя должно продуктивно использовать ресурсы для производства материальных благ. «Это административная функция бизнеса, кото­рая с точки зрения экономики называется произ­водительностью» [6, с. 53].


В толково-грамматическом словаре «Рус­ский глагол и его причастные формы» прилага­тельное производительный (создающий, произ­водящий что-либо ценное, продуктивный) от глагола производить - совершать, делать, вы­полнять [8, с. 383].

Питер Ф. Друкер определил: «... Высокая производительность, т.е. рациональное исполь­зование ресурсов, является результатом пред­принимательской деятельности и играет ключе­вую роль в обеспечении высокого уровня жизни» [6, с. 53].

Питер Ф. Друкер выделил также функции менеджмента:

  1. управление бизнесом (важнейшая или главная функция менеджмента) [6, с. 23];
  2. управление менеджерами - «. создание производительного предприятия с использовани­ем человеческих и материальных ресурсов» [6, с. 26];
  3. функцией менеджмента также выступает

управление работниками и работой. Сущность её заключается в следующем: «Работу нужно вы­полнять, а ресурсом, с помощью которого её можно выполнять, являются работники . . Это

означает, что работу необходимо организовать так, чтобы она подходила каждому отдельному человеку, а людей нужно организовать так, что­бы каждый человек достигал на своем рабочем месте максимальной эффективности и произво­дительности» [6, с. 28-29].

Если исходить из того, что цель бизнеса находится за пределами самого бизнеса, то «есть только одно обоснованное определение цели бизнеса - создание потребителя» [6, с. 49].

Отсюда действия по созданию своего потре­бителя являются предпринимательскими, а функция относится к предпринимательскому ме­неджменту.

Функции менеджмента управление мене­джерами, управление работниками и работой также относятся к предпринимательскому ме­неджменту, т.к. направлены на максимизацию производительности и эффективности. Поэтому, на наш взгляд, перечисленные функции можно назвать функциями предпринимательского ме­неджмента.

Исходя из того, что управление предприяти­ем на основе формирования предприниматель­ского стиля руководства представляет проблему малоизученную и довольно сложную, рассмот­рим цели предпринимательского стиля руковод­ства, место предпринимательского стиля руко­водства при реализации стратегий сбыта и мар­кетинга. Составим матрицу стилей руководства, подразделений предприятия, ответственных за реализацию продукции, работ, услуг при страте­гиях сбыта и маркетинга. Отразим качественные показатели степени предпринимательского риска в зависимости от стилей руководства по отноше­нию к предпринимательскому стилю.