Файл: Управление эффективностью деятельности банка посредством рекламных продуктов.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
Банковская реклама
Историю своего развития банковская реклама в России начинает с рекламы Сбербанка. Слоган “Храните деньги в сберегательной кассе ” родился в советское время, когда единственным банком, работавшим с деньгами населения, был государственный банк – Сбербанк. Сбербанк в рекламе не нуждался и реальное развитие банковской рекламы началось только в начале 1990-х гг., когда в России появились первые коммерческие банки.
Реклама - это целенаправленная коммуникация, распространяемая известным источником в оплаченное им время или на оплаченном месте, используемая для достижения множества целей, который произведен на избранную аудиторию.
Банковскую рекламу можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репутация банка, создаются и поддерживаются взаимопонимание, расположение и сотрудничество между банком и контрагентами.
Обычно принято выделять четыре основных функции рекламы:
- Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде всего, к стимулированию сбыта и наращиванию объемов прибыли от реализации некой продукции за определенную единицу времени. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека к их приобретению.
- Социальная функция.
Рекламная информация оказывает огромное воздействие на формирование массового общественного сознания и сознание каждого индивидуума, ей внимающего. Обращенная к потребителям, помимо собственно рекламирования той или иной продукции, реклама:
· Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное влияние на характер общественных отношений;
· Вызывает к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня своего благосостояния;
· Определенным образом способствует повышению культуры потребления - ведь сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее.
- Маркетинговая функция.
Реклама - важная составляющая маркетинга, или, составляющая продвижения механизма продукта. Реклама всецело подчинена задачам маркетинга, преследующего в качестве конечных полное удовлетворение потребностей покупателя в товарах и услугах.
- Коммуникационная функция.
Реклама также являет одну из специфических форм коммуникации. Она призвана выполнять и соответствующую - коммуникационную функцию, связывая воедино посредством информационных каналов рекламодателей и потребительскую аудиторию.
Но самой главной функцией рекламы является «индивидуализация продукта», т.е. выделение его из остальной массы конкурирующих изделий путем подчеркивания какой - либо свойственной только ему отличительной черты (высокое качество, надежность, умеренная цена, оригинальные потребительские свойства, удобная упаковка), способность более полно удовлетворить ту или иную потребность.
Виды банковской рекламы
Реклама классифицируется по следующим видам.
• Корпоративная, которая рекламирует организацию, фирму в целом.
• Товарная, которая рекламирует товар/услугу.
• Имиджевая реклама формирует определенный имидж организации или
продукта. Это основной вид банковской, финансовой и страховой рекламы. В отношении продукта имиджевая реклама создает его позитивный образ через презентацию эстетичности дизайна, статуса известности, элитности.
• Стимулирующая реклама информирует потребителя о товаре; склоняет к покупке; ускоряет процесс принятия решения о покупке; провоцирует импульсивные (незапланированные) покупки в местах продаж. Она показывает конкретные свойства данного товара и выгоды для потребителя.
• Реклама стабильности напоминает участникам рынка (партнерам, поставщикам, покупателям, акционерам) об организации и ее торговых предложениях, подчеркивая, что ее бизнес стабилен и устойчив.
• Системная реклама должна выходить периодически, даже если продукт пользуется популярностью и спрос на него растет. На стадии роста и зрелости можно сокращать рекламный бюджет, но нельзя совсем прекращать рекламу, чтобы не вызывать подозрений у общественности. К примеру, у вкладчиков может появиться предположение о том, что банк начал экономить на рекламе, значит, пора перебросить вклады в другой.
• Смешанная реклама— наиболее распространенный вид. Она выполняет все три вышеназванные функции. Для раскрутки бизнеса сначала рекомендуется использовать имиджевую рекламу, чтобы название фирмы было на слуху, а потом уже под этот имидж продвигать конкретные товары.
Цель банковской рекламы
Банковскую рекламу в общем виде можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг. формируется и поддерживается репутация банка, создаются и поддерживаются взаимопонимание, расположение и сотрудничество между банком и контрагентами.
Главной функцией рекламы является «индивидуализация продукта», т.е. выделение его из остальной массы конкурирующих изделий путем подчеркивания какой - либо свойственной только ему отличительной черты (высокое качество, надежность, умеренная цена, оригинальные потребительские свойства, удобная упаковка), способность более полно удовлетворить ту или иную потребность.
Цели рекламы в первую очередь определяются принятой общей стратегией маркетинга банка и его коммуникационной стратегией.
Большое разнообразие всевозможных целей можно свести к двум большим группам:
1) цели в области сбыта или направление на непосредственное побуждение к определенным действиям и
2) цели в области коммуникаций или косвенного воздействия. Осуществление целей в области сбыта ведет к ощутимому приросту таких показателей, как объем продаж.
Цели в области коммуникаций направлены на передачу определенных идей, формирование имиджа и изменение потребительских привычек, что содействует росту уровня сбыта на долгосрочных временных интервалах.
Цели рекламы служат исходным пунктом при разработке рекламного обращения. Прежде всего, что бы осуществить обзор специфических свойств предлагаемых продуктов и разработать перечень достоинств и выгод, извлекаемых клиентом из их потребления.
Для более полной характеристики рекламы нужно выделить ее специфические особенности, в частности, следующие:
1) реклама отнюдь не беспристрастна;
2) реклама ориентируется на конкретного адресата, имеет специфическую направленность, идет в рамках оплаченного места или времени;
3) реклама выступает как многофункциональное явление. Она способна стимулировать трату денег или их накопление, цели высокие или низкие, платные или бесплатные акции от имени самых разных источников, для любых аудиторий и по самым различным причинам;
4) реклама является средством, способным привести колоссальный успех или катастрофический провал, и не редко действующим в условиях неопределенности конечного результата.
Несмотря на обилие видов рекламы следует выделить некоторые общие правила рекламной деятельности, которые обязан соблюдать каждый рекламодатель, чтобы добиться поставленной цели:
1) разные потребители подходят к рекламе с разных позиций, разные убеждения, интересы и системой потребностей.
2) сформировавшиеся у потребителя убеждения и мнения связаны с приобретением опыта потребления. Реклама не завоюет доверия, если не будет отвечать ранее сформированным убеждениям, оценкам и интересам;
3) если выявляется, что данная реклама соответствует взглядам потребителей на данный товар или услугу, то без ее повтора, положительной информации других потребителей она будет мало эффективна. Поэтому клиент должен периодически вновь встречаться с данной рекламой;
4) реклама особенно эффективна тогда, когда необходимо проинформировать клиентуру и вызвать ее заинтересованность по отношению к новым услугам;
5) наиболее убедительной рекламной информацией является та, которая наиболее соответствует практическому опыту клиента;
6) реклама стимулирует сбыт хорошего товара или услуги и ускоряет провал плохого;
7) рекламная кампания, подчеркивающая микроскопическое отличие, которое клиент не в состоянии уловить, ускоряет провал товара.
Рекламировать банковские услуги гораздо сложнее, чем любой другой вид продуктов. Основное отличие банковских операций от всех других состоит в том, что их далеко не всегда можно ощутить с помощью пяти имеющихся у человека
Банки всегда работают с более менее постоянной клиентурой. Многие услуги, оказываемые банком своим клиентам, рассчитаны на длительный срок. Депозитные и текущие счета, индивидуальные сейфы, пластиковые карты — услуги долгосрочные, и отдачу они дают через значительный промежуток времени. Поэтому при рекламе банков значительно больше, чем в других видах реклам используются приемы, призванные демонстрировать личное общение, персонифицировать связь клиента и банка, создавая в общем и целом взаимную ауру доверия. Доверие есть непременное условие успеха рекламы. Для того чтобы потенциальный потребитель решился на покупку товара, он должен проникнуться доверием к производителю, позитивно восприняв его рекламу. ь
Что касается банковской рекламы, –основной и решающий фактор .
Показателем, отличающим банковскую рекламу от всех других видов рекламы, по праву может считаться и разнообразие услуг, оказываемых банками. Если при рекламе промышленного товара мы имеем дело с одним объектом рекламы, то, рекламируя банк, мы должны представить клиенту информацию о целом комплексе услуг.
Обычно банки проводят самостоятельные рекламные кампании для каждой из услуг, объединенные единым стилем подачи рекламного материала. Еще одной особенностью банковской рекламы является ее ориентированность на два принципиально различных типа клиентов: частное лицо и организацию. Если рекламное обращение к частной клиентуре обычно не вызывает у рекламиста проблем, то общение с организацией часто оказывается трудновыполнимой задачей. Реклама банка, как любая реклама, призвана воздействовать на потребителя.
Восприятие банка клиентом складывается из двух компонентов: рационального, называемого убеждениями, и эмоционального, известного в маркетинге как отношения. Убеждения есть оценка банка клиентом.
Клиент руководствуется при этом критериями, которые сформировались в его сознании для оценки данной категории товаров. Критерии поддаются сознательному контролю и могут быть подвергнуты количественному анализу. Итак, из этого следует, что важнейшим для потребителя критерием является надежность, потом идет процент и т.д. Чтобы точнее определить иерархию критериев, необходимо провести маркетинговые исследования.
Отношения клиента с банком имеют также эмоциональную природу. Они рождены имиджем, который клиент себе создал в результате общения с банком. Эти отношения могут быть измерены в терминах интенсивности — от резко выраженного негативного отношения до сверхпозитивной оценки. Одна из центральных проблем продвижения банка в целом и планирования банковской рекламы в частности - стандартность, максимальная унифицированность банковских услуг и, как следствие, практическая "неотличимость" одного банка от другого.
Существует несколько основных путей формирования запоминающегося образа банка и его успешного позиционирования в сознании клиентов:
- Традиционно рекламный.
Заключается в поиске нестандартных решений представления стандартных банковских услуг и ассоциации образа банка с чем-либо не банковским (спорт – «новые достижения», автомобили – «скорость обслуживания» и пр.). Данный путь является достаточно перспективным, но и является наиболее рискованным. Необходимым условием использования такого подхода является тщательное тестирование, отбор и обработка рекламных идей на представителях целевой аудитории банка.
2. Акцент на современные банковские технологии (системы передачи данных, INTERNET и пр.). Данный путь в настоящее время успешно используется «банками нового поколения». В настоящий момент такой подход представляется практически беспроигрышным.
3. Перенос основного акцента рекламы с услуг и технологий на рекламу персонала, сотрудников банка.
В качестве отечественных примеров можно ролики Альфа-банка, подчеркивавшие уютную, дружелюбную атмосферу в банке, печатную рекламу австрийского банка Райффазенбанк, изображающую искрящихся дружелюбием сотрудников и довольных клиентов. Достаточно удачной можно считать рекламу Бин-Банка: «Личные контакты упрощают выбор» . Необходимо различать собственно имиджевую и информационную банковскую рекламу.