Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Законность и правопорядок как правовые категории
1.1. Понятие законности, ее принципы и содержание
1.2 Понятие, содержание и особенности правопорядка
Глава 2 Обеспечение законности и правопорядка: система способов и роль государства
2.1 Система способов обеспечения законности и правопорядка
2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности
2.3 Правопорядок и законность в условиях формирования правового государства в Российской Федерации
На современном этапе развития, начавшемся после принятия Конституции РФ 1993 г., появляется ряд проблем, связанных с механизмом обеспечения правопорядка.
Первая проблема вызвана необходимостью совершенствования качества обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ. Это объясняется тем, что в конституционной среде защита прав человека остается одной из острых проблем государства. Успешное их осуществление содействует не только воспитанию уважения конституционных прав и свобод личности органами государственной власти и их должностными лицами, но и выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина [2, с. 6-7].
Вторая проблема относится к федеральному законодательству, в котором положения отдельных норм права противоречат правам и свободам личности. Признание их неконституционными возможно лишь при обращении гражданина с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.
Третья проблема связана с отсутствием той или иной информации о результатах невыполнения своих полномочий органами государственной власти, что приводит к информационному вакууму, неблагоприятно воздействующему на правоприменительный процесс.
Обеспечению правопорядка способствуют такие юридические средства, как правоустановительные и правоприменительные меры. Правоустановительные меры характеризуются тем, что государство на законодательном уровне определяет общеобязательные правила поведения для граждан. Их выполнение является необходимым условием обеспечения правопорядка. Они наделяются юридической силой и являются обязательными для соблюдения всеми гражданами и должностными лицами. С одной стороны, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию правовых отношений; с другой стороны - способствует ограничению и вытеснению других правовых отношений. Правоприменение возникает на основе правоохранительной деятельности органов государственной власти. В этой деятельности особая роль отводится правообеспечительной функции, проявляющейся в возникающих «конфликтных ситуациях». Например, в случае возникновения споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, при нарушении прав граждан, несоблюдении норм права и т.д. В этих ситуациях, при разрешении дела, в правоприменительную деятельность включается соответствующий компетентный орган государства, который на основе своих государственновластных полномочий подтверждает существование субъективного права и принимает решение о необходимости принудительного исполнения обязанностей и восстановления, в случае необходимости, нарушенных прав и свобод.
Большое значение для обеспечения правопорядка играют такие факторы, как информационный, эмоционально-оценочный и установочный. Они необходимы как в целях более эффективного восприятия правовых установлений, протекающих у каждой личности, так и в целях обеспечения правопорядка в целом. Чтобы сделать этот процесс более действенным и целенаправленным, необходимо располагать достоверной информацией о многочисленных внутренних и внешних условиях, опосредующих этот процесс, знать средства и методы достижения желаемых результатов.
Таким образом, одной из важнейших задач нормального функционирования общества и государства является поддержание правопорядка. Эффективность его реализации требует целенаправленного правового воздействия на поведение и деятельность субъектов общественных отношений. Тем самым он преобразуется в управленческий процесс, для результативного воздействия на который необходимо наличие действенных механизмов реализации правовых норм в деятельности людей.
Заключение
В ходе исследования роли государства в обеспечении законности и правопорядка были сделаны следующие выводы.
В широком смысле под законностью понимается требуемый государством образ поведения населения, который состоит в безусловном соблюдении изданных государством законов (и подзаконных актов) всеми лицами (гражданами) и организациями. В этом аспекте законность выступает как принцип должного поведения всего населения и представляет собой антипод неправомерному поведению вообще. В узком смысле законность обозначают как принцип деятельности государственного аппарата, заключающийся в том, что «все органы государства осуществляют свои властные функции в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно права граждан и их общественных организаций. В этом значении законность выступает в качестве антипода злоупотребления властью и субъективизма при осуществлении властных функций государственного управления, а также следственных и судебных функций».
Правопорядок представляет собой объективно и субъективно обусловленное состояние общественной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы общественных отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Эффективное функционирование государственной власти обеспечивается, во-первых, законодательным закреплением правовых пределов ее деятельности, а во-вторых, неукоснительным соблюдением властью установленных в ее отношении правовых ограничений. Принцип связанности власти правом (правового ограничения государственной власти, самоограничения) является одним из основополагающих в организации современного демократического государства, но он выступает лишь элементом, одним из аспектов проявления более фундаментального и общего принципа законности.
Укрепление законности - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его основная функция. Чтобы законность реально существовала, необходимы соответствующие условия и определённый комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Таким образом, законность характеризует качественное состояние правового регулирования и выступает как основа жизни личности, общества и функционирования государства. Поэтому обеспечение законности — одна из основных функций государства.
Важное значение в деле укрепления законности имеет практическая деятельность каждого члена гражданского общества, общественных объединений и эффективности деятельности органов государства. Экономическая устойчивость, социальная и политическая стабильность в обществе - важнейшие факторы обеспечения режима законности.
Следовательно, проблемы обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования правового государства, гражданского общества и демократии.
Список литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|