Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Большой интерес среди предпринимателей России вызывает открытие своего бизнеса по системе франчайзинга, что дает многократное снижение инвестиционных рисков путем использования широко известной торговой марки и многократно апробированной и четко отлаженной технологии ведения бизнеса. А деньги, которые предприниматель платит за право использование бренда и технологии, на порядки меньше суммы, необходимой для создания и развития бизнеса «с нуля», что весьма важно в условиях ограниченности ресурсов для открытия своего дела и сложностей в финансировании бизнеса в нашей стране. Применение франчайзинга позволяет успешно создавать и развивать предприятия в масштабе страны и за рубежом.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений, выявление перспектив его развития в России.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать сущность и механизм франчайзинга;
  • рассмотреть достоинства и недостатки франчайзинга;
  • дать оценку развития франчайзинга в России;
  • провести анализ эффективности франчайзинга на примере сетей «PizzaHart» и «Белый кит».
  • выявить перспективы развития франчайзинга в России.

Предмет исследования – франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

Объектом исследования является развитие франчайзинга в России.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию франчайзинга в России и за рубежом.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования франчайзинговых технологий ведения бизнеса. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме франчайзингового бизнеса позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «франчайзинг». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы франчайзинговых взаимоотношений, применялся комплекс формально-правовых методов.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1.Сущность франшизы и франчайзинга

Франшиза - это форма соглашения, заключаемого между двумя субъектами бизнеса, один из которых (франчайзер) владеет известной торговой маркой, брендом, а второй франчайзи желает использовать этот бренд в своих коммерческих целях. [1]

Франчайзинг – это и есть бизнес по франшизе, те есть бизнес работающий под известным брендом на условиях соглашения.

Франчайзинговая деятельность – это предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением договора комплексной предпринимательской лицензии.[2]

Опытные бизнесмены, испытавшие на себе и взлеты, и падения, со временем понимают, что наиболее стабильный доход с низкими рисками может дать только покупка франшизы. Работая через меркурий взаимный фонд, можно скопить достаточно средств, чтобы стать партнером очень известного бренда, а не просто руководителем его филиала. Создатель сети всячески стремится развить собственный бизнес, управлять которым легче не из одного центра, а сразу на местах. Это взаимовыгодное дело, когда франчайзер получает стабильную прибыль и рекламу своего бренда, а франчайзи получает готовый и уже раскрученный проект.[3].

Выбор хорошей франшизы – дело не простое. Наиболее известные бренды стоят не дешево, да и требования к предпринимателю будут повышенные. Если же выбирать из менее раскрученных компаний, то следует учитывать популярность их сферы деятельности, а также экономические тенденции внутри страны. Франчайзеры отдают большое предпочтение предпринимателям, которые имеют собственные активы. А именно недвижимость, оборудование и средства на реализацию рекламной кампании. Так что, если ваш ресторанный бизнес провалился, не стоит отчаиваться, ведь достаточно приобрести франшизу медицинского бизнеса и простоя будто небывало.

Капитал некоторые франчайзеры целиком безвозвратно берут себе, выдавая взамен «готовую» торговую точку. Иногда же такая сумма берется франчайзером в качестве залога, который вернется франчайзи при его уходе из бизнеса, а оборудование точки продаж при этом вернется в собственность франчайзера. Наконец, нередок и вариант, когда капиталом для запуска точки продаж франчайзи изначально распоряжается сам под неусыпным контролем франчайзера или даже без особого контроля.[4]


Франчайзинг - это использование философии бизнеса другого человека. Франчайзер гарантирует независимому пользователю право продавать продукцию, услуги, технологию или торговую марку в обмен на процент от ежемесячных доходов или на фиксированную оплату. Разные материальные и нематериальные ценности, такие как национальная или международная реклама, обучение персонала, и поддержка других услуг как правило производятся самим франчайзером. Договор обычно заключается на срок от 5-и до 20 лет, разрыв которого приносит нежелательные последствия франчайзи.

Понятие «франчайзинг» используется, чтобы описать бизнес модель, которая может подходить или не подходить под общее описание, указанное в первом абзаце. Как правило в договоре указывается определенная территория, на которой франчайзи осуществляет свою деятельность и где он будет поддерживаться франчайзером (всевозможное обучение, маркетинговые кампании).

Примером франшизы и франчайзинга можно привести компанию Макдональдс. Покупка франшизы означает запуск нового ресторана. От франчайзи требуется огромный объем работы — от руководства процессом приготовлением пищи до принятия стратегических бизнес решений. При этом потребуются хорошие коммуникативные навыки и знания в самых разных областях, связанных с бизнесом и общественным питанием. Главное преимущество франшизы Макдональдс – это возможность использования всемирно известного и узнаваемого бренда, который знают и любят почитатели фаст фуда по всему миру.

В Москве и Петербурге франчайзинговым партнером Макдональдс является компания «Развитие РОСТ». Она занимает открытием филиалов всем известных ресторанов быстрого питания на вокзалах и в аэропортах.

Франчайзер обычно получает роялти от валовой выручки франчайзи. В таком случае франчайзи обязан выплачивать роялти независимо от уровня чистого дохода от бизнеса.

Отмена или разрыв договора о франчайзинге до завершения срока действия этого договора приводит к серъезным последствиям для франчайзи. В договоре как правило указано что в результате деньги теряет франчайзи, который использовал чужое имя, рекламу, материальные и нематериальные ценности привнесенные от франчайзера. [5]

В договоре должна быть упомянута возможность прекращения франшизы до окончания договора.[6].

На рисунке 1 представлена схема, иллюстрирующая механизм взаимодействия франчайзера и франчайзи в рамках соответствующей сделки.


Рисунок 1 – Механизм франчайзинга[7]

Согласно схеме, представленной на рис. 1, в рамках договора франчайзинга между франчайзером и франчайзи заключается договор франшизы, определяющий условия взаимодействия сторон. Данным документом (а договор франчайзинга должен иметь письменную форму) устанавливается, что франчайзер возмездно предоставляет франчайзи право использования его торговой марки, а также и иные услуги (консалтинг, маркетинг) при условии соблюдения стандартов франчайзера[8].

В рамках франчайзинговой схемы крупная компания-франчайзер, имеющая сильные рыночные позиции и хорошо «раскрученный» бренд, для расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи) на производство и реализацию строго оговоренных видов товаров и услуг, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. В данном случае, речь идет, в первую очередь, о деловом франчайзинге, при котором франчайзером предлагается уже проверенная на практике модель организации бизнеса, то есть предлагается копия уже успешного бизнеса. [9]

Помимо делового франчайзинга известны и иные его виды: товарный, производственный, сервисный франчайзинг[10]. Так, в случае предоставления товарного франчайзинга франчайзи получает право на реализацию товара, произведенного под брендом компании-франчайзера. При этом чаще всего франчайзи имеет право на послепродажное и гарантийное обслуживание товара.

Договор франчайзинга жестко регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и товаров и четкие правила использования торговой марки производителя. Если франчайзи приобретает у производителя торговое оборудование, франчайзер оказывает ему финансовую поддержку, обеспечивает рекламными технологиями, обучает работников. Франчайзер получает вознаграждение в следующих формах: единовременные платежи (стартовая цена франшизы), в стоимостном выражении; роялти, то есть регулярные платежи с бизнеса (в виде процентов от продаж).

В рамках промышленного франчайзинга компания-патентообладатель технологией производства продукта передает франчайзи право на производство и продажу продукции под своим фирменным знаком[11].

Помимо патента на производство, компания-франчайзер передает второй стороне сырье и эксклюзивные ингредиенты, которые производит только она по секретным технологиям. В договоре при этом прописываются четкие требования к производственному процессу, объему выпускаемой продукции, ее качеству, планам продаж. Также регламентируются квалификация персонала и формы отчетности. Франчайзер производит поставку оборудования на льготных условиях, обучает персонал, организует производство, осуществляет рекламу.


При сервисном франчайзинге франчайзи получает право оказывать те или иные услуги под торговой маркой франчайзера. Франчайзер обеспечивает франчайзи оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией, ведет контроль над деятельностью фирмы-франчайзи[12].

Наиболее популярными сферами бизнеса, где особо активно используется франчайзинг, являются розничные сети (прежде всего, продажи одежды, обуви), сети автозаправок, предприятия индустрии красоты и здоровья. Постепенно франчайзинг проникает в другие экономические сферы.

В зависимости от количества торговых марок, которыми располагает франчайзер, франчайзинговые сети делят на простые и диверсифицированы. Простые франчайзинговые сети созданы субъектами хозяйствования, действующих на рынке под одной торговой маркой на условиях франчайзинга, в их состав входят предприятие франчайзера и от одной до нескольких сотен бизнес-единиц франчайзи. функционируют на основе полученных от него франшиз и занимаются одним видом деятельности. Диверсифицированные франчайзинговые сети — сети, в состав которых входят бизнес-единицы франчайзи, координируются одним франчайзером, но действуют на рынке под различными торговыми марками, и могут заниматься различными видами деятельности.

В зависимости от уровня эксклюзивности прав, предоставляемых франчайзером франчайзи, франчайзинговые сети бывают:

1) эксклюзивные — на указанной территории создается и работает
франчайзинговая сеть только одного франчайзи от непосредственного франчайзера;

2) типичные — на указанной территории создается и работает сеть, внутри которой конкурируют несколько предприятий франчайзи и франчайзера[13].

Специалисты указывают на сходство договора франчайзинга с договором коммерческой концессии, хотя в рамках договора франчайзинга передается значительно больше прав[14].

Франчайзинг как направление малого и среднего бизнеса стремительно набирает обороты. Сегодня в России успешно развиваются сети отечественных компаний, а также работают зарубежные франшизы. Такой способ устройства бизнеса очень удобен: покупая франшизу, предприниматель получает подробное описание конкретного проекта и практические рекомендации, которые позволяют сразу начать зарабатывать. Плюс – возможность работать под уже раскрученным брендом, что позволяет экономить на рекламе.

Однако законодательство в этой сфере ведения бизнеса по-прежнему «хромает»: только недавно в Госдуму на рассмотрение поступил проект закона о франчайзинге в России. Он содержит множество недочетов, и создает массу сложностей для работы таких сетей. А пока законодатели пытаются вникнуть в суть устройства простой и успешной бизнес-схемы и ее усложнить, список франшиз в России активно расширяется, франчайзинговые компании набирают обороты и открывают новые точки.