Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1.Сущность франшизы и франчайзинга
1.2. Плюсы и минусы франчайзинга
1.3. Эволюция форм франчайзинга
Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России
2.2. Анализ франчайзинга на примере сетей «PizzaHart» и «Белый кит»
В первой десятке рейтинга франшиз России, по данным интернет-ресурса FranchExpert, находятся: ТОМ TAILOR (магазины одежды), «ИНВИТРО» (лаборатории диагностики и процедурные кабинеты), «Росинтер Ресторантс Холдинг» (И Patio, «Планета суши»), TELE2 (сотовый оператор), SUBWAY (сеть кафе быстрого обслуживания)[27].
Если рассматривать города Россин, то достаточно широко используется франчайзинг в Москве и Санкт-Петербурге, перспективными являются также Тюмень, Екатеринбург, Тольятти, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Новосибирск и Владивосток. Обычно внедрение брендов происходит в стратегически важных городах и крупных экономических центрах, потом уже марка выводится на региональный рынок, это дает возможность при минимальных финансовых вложениях быстро выйти на рынок[28].
Можно выделить несколько перспективных направлений, имеющих высокий потенциал роста в России:
1. Общественное питание. Здесь огромный выбор: суши-бары, престижные рестораны, точки фаст-фуда, семейные кафе, пивные. Все зависит от размера первоначального взноса. Рестораны, предлагающие здоровую пищу, пользуются большим спросом.
2. Розничная торговля. Это самая лидирующая франшизная сеть у нас в стране и занимает почти половину продаваемых франшиз. Самым популярным направлением считается торговля, связанная с одеждой («ГОТА», «Энтон» (Enton), «Люди в новом» (Finn Flare), «Легпроммаркет» (Glance), «Август» (OGGI), «Саваж» (Savage)).[29]
3. Информационные технологии. Международные корпорации будут активно внедрять инновационные технологии, а потребители будут более активно скупать смартфоны, планшеты и различные приложения к ним.
4. Сфера услуг. Предложения касаются разных сфер и их достаточно много: туристическая компания, салон красоты, юридическое бюро, фитнес-клуб, химчистка, а также услуги в области здоровья и спорта, аренды, ремонта и продажи автомобилей.
5. Сфера производства. Здесь находится около 10 % предложений рынка, особенно в сфере производства безалкогольных напитков. По франчайзинговой системе у нас работают почти все региональные заводы[30].
На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации – коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ – Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESS F&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.
РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.
Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив. РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы[31].
Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТПП.
Таким образом, франчайзинг можно рассматривать как действительно перспективный вид бизнеса, который позволяет одновременно решать целый ряд задач, прежде всего, для сегмента малого и среднего предпринимательства в России[32].
Однако приобретение франшизы и расширение бизнеса посредством данного инструмента требует довольно серьезных вложений, которые не позволяют позиционировать франчайзинг как инструмент для «стартапов», то есть для бизнеса с нуля. Очевидно, что франчайзер продаст франшизу только предпринимателям, которые уже имеют серьезный опыт ведения эффективного бизнеса. Тем не менее, данный инструмент позволяет активно расширять торговые сети, тем самым обеспечивая новые рабочие места, повышать общую культуру и усиливать инновационный вектор предпринимательства в нашей стране.
2.2. Анализ франчайзинга на примере сетей «PizzaHart» и «Белый кит»
При формировании франчайзинговых отношений возникают определенные риски, характерные как для франчайзера, так и для франчайзи. Проанализируем франчайзинг на примере двух сетей: «PizzaHart» и «Белый кит». Анализ возможных рисков и количественная оценка их последствий важны для франчайзи, поскольку обуславливают целесообразность создания собственного бизнеса. На этапе подготовки франчайзингового соглашения следует детально оценить внешние и внутренние факторы как позитивного, так и негативного характера. Например, оценка привлекательности франшизы можно провести по следующему алгоритму[33]:
Pf = f(α, β, λ, γ, ρ, ω, θ, δ), (1)
где Рf — привлекательность франшизы;
α — конкурентоспособность торговой марки франчайзера;
β — объем (перечень) видов экономической и технической помощи, которую предоставляет франчайзер франчайзи;
λ — индекс транснациональности франчайзинговой системы;
γ — стоимость франшизы;
ρ — роялти;
ω — требования сети (условия, которые надо выполнить будущим франчайзи для приобретения лицензии);
θ — минимальная сумма инвестиций;
δ — срок окупаемости инвестиций.
Конкурентоспособность торговой марки франчайзера является важнейшим параметром привлекательности франшизы, поскольку франчайзинг эффективен в тех сферах, в которых весомым фактором является наличие видов экономической и технической помощи франчайзера. Чем шире перечень, и чем выше качество услуг франчайзер предоставляет франчайзи, тем привлекательнее будет франшиза, то есть, если β → max, то Pf → max.
Одной из основных целей франчайзинга является быстрое расширение бизнеса, в том числе перенос деятельности за границу, следовательно, при условии λ → max, Pf → max[34]. При подписании франчайзингового соглашения франчайзи платит так называемый первоначальный взнос за вхождение в сеть (стоимость франшизы), а в течение действия соглашения - осуществляет периодические платежи (роялти) за пользование франшизой[35]. Очевидно, если λ → min и ρ → min, то Pf → max.
Если предприниматель стремится быстро расширить деятельность на принципах франчайзинга, размер стоимости франшизы и роялти будут минимальными или вообще отсутствовать. Каждый вид бизнеса для успешного его ведения требует выполнения определенных условий. Однако иногда франчайзеры выдвигают дополнительные требования,
такие как опыт работы в определенной сфере, образование, хотя одно из основных преимуществ франчайзинга - доступность. Поэтому чем меньше дополнительных условий выдвигает франчайзер потенциальному франчайзи, тем привлекательнее будет его рейтинг при выборе франшизы, то есть если ω→ min, то Pf → max.
Каждая отрасль экономической деятельности требует определенного размера инвестиций, но чем меньше объем необходимых инвестиций для открытия бизнеса, и чем быстрее они окупаются, тем привлекательнее будет франшиза, то есть если δ→ min, то Pf → max. К примеру, рассмотрим покупку франшизы и открытие в Твери ресторана «PizzaLand» и «Белый кит».
Приведем сравнительную характеристику франчайзинговых систем, которые сегодня активно развивают свои сети в региональном масштабе (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика франчайзинговых сетей «Белый кит» и
«PizzaHart» [36]
Показатели |
«Белый кит» |
«PizzaHart» |
Концепция бизнеса (миссия) |
Сделать так чтобы кофе стал неотъемлемой частью образа жизни, а кофейня - местом встречи |
Лучшие ингредиенты. |
Год основания |
1995 |
2005 |
Страна происхождения |
Франция |
США |
Страна экспансии |
Россия |
Россия |
Итоговая оценка определена совокупностью факторов, которые имеют положительную тенденцию (табл. 3).
Таблица 3
Итоговая оценка привлекательности франчайзингових сетей «Белый кит» и «PizzaHart»
Показатели |
Желаемая |
Сравнение |
Сравнительная привлекательность сетей |
Конкурентоспособность торговой марки франчайзера - α |
|||
Объем (перечень) видов экономической и технической |
|||
Индекс транснациональности |
|||
Стоимость франшизы - γ |
|||
Роялти - ρ |
|||
Требования сети - ω |
|||
Срок окупаемости инвестиций - δ |
|||
Сравнительная привлекательность сетей |
Очевидно, что сеть «PizzaHart» является привлекательной для франчайзи. Основными факторами являются объем технической и экономической поддержки франчайзи. Итак, для российских предпринимателей в кризис доступны интернациональные франшизы.
Поэтому франчайзинг можно назвать одним из основных факторов интеграции национальной экономики в мировую экономику. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала, он сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.
Глава 3. Перспективы развития франчайзинга в России
Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом, в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психологическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. Общемировая тенденция последних лет, и здесь Россия не является исключением, показывает явное превалирование дистрибутивного франчайзинга над производственным. Поэтому, заслуживает внимания развитие производственного и франчайзинга и франчайзинга бизнес формата в России. Производственный франчайзинг. На российском рынке успешно развиваются следующие производственные франшизы:
• Алина (производство респираторов);
• Мастерфайбр (изготовление покрытий из резиновой крошки для спортивных и детских площадок);
• ПаттернПринт (изготовление тротуарной плитки);
• МАСТЕРБОРДЮР (изготовление бордюров и дорожек);
• H-Point (изготовление гидравлических шлангов);
• ПолиграфычЪ (изготовление печатей, штампов);
• VitaCrisps (производство фруктовых чипсов).
Если проанализировать действующее в настоящее время законодательство Российской Федерапнн, регулирующее франчайзинговые отношения, становится очевидным его несоответствие международной практике. При сопоставлении постатейных комментариев главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия» обнаруживаются факторы, сдерживающие развитие франчайзинговых отношений в нашей стране. Например, исходя из статьи 1028 Гражданского кодекса РФ договор коммерческой концессии (франчайзинга) регистрируется в соответствии с законодательством территориальным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. В случае если по договору передается комплекс исключительных прав, права на который зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, то договор подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким образом, в наличии двойная регистрация договора франчайзинга, что выступает в качестве барьера для начинающего предпринимателя[37].