Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Плюсы и минусы франчайзинга

Сегодня многие хотят зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, и одним из способов является – франчайзинг. У него есть как сторонники так и противники. Но как метод ведения бизнеса франчайзинг имеет свои плюсы и минусы. Франшиза хороша тем, кто имеет свой бизнес и хочет его расширить. Франчайзинг – это отличная платформа для расширения бизнеса. Франчайзинг – это отличный старт для самостоятельной работы при минимальном вложении. Попробуем разобраться в плюсах и минусах такого классного метода развития бизнеса в России, как франшиза. Так как договор франшизы имеет две стороны – франчайзера, то есть правообладателя, и франчайзи, то есть пользователя, соответственно, и плюсы и минусы имеют обе стороны.

Плюсы.

Для молодого предпринимателя это получить готовый бизнес, который проверен и гарантирует стабильный доход. Это верный способ освоить и расширить огромную часть рынка в короткие сроки.

Существенный плюс – раскрученный бренд. Не нужно тратить время на создание имиджа, рекламу бизнеса. Все это сделали уже за него. Для начинающего предпринимателя это большой плюс, особенно в России.

Поддержка со стороны правообладателя франшизы. Ему также выгодно продвижение своего товара, поэтому он будет поддерживать франчайзера, особенно на первых порах. А это является большим плюсом. Так можно избежать крупных ошибок и получить прибыль. Это и обучение, маркетинговая политика, рекламные материалы – все это предоставляет компания. Это плюс вообще всего франчайзинга. [15]

База, которую предоставляет компания предпринимателю, который работает по методу франшизы, огромна. Это опыт, анализ деятельности компании, знание рынка, клиентов, конкурентов, товара и т.д. На самостоятельное изучение всего этого у молодого предпринимателя уйдет много времени. Обязательно прочтите статью о поиске клиентов для бизнеса и про анализ рынка.

Готовая клиентская база. Не нужно тратить время на их поиски. Коллективные закупки, при которых франчайзи получает большие скидки, которые не получит простой бизнесмен. 

Минусы франчайзинга.

Самостоятельность франчайзера ограничена. Так как предприятие решило предоставить предпринимателю франшизу, то оно на первых порах обязательно будет за ним наблюдать. Особенно, если это раскрученный бренд и компания дорожит своим именем. Необходимо, чтобы франчайзи строго выполнял все пункты договора, работал только по определенному формату, к тому же он немного ограничен в управлении. По многим вопросам он обязан сотрудничать с правообладателем.


Следующий минус – цена франшизы. В России она может колебаться от сотни до нескольких тысяч долларов. Все зависит от бренда и как договорятся две стороны.

Обязанность франчайзи выплачивать определенные проценты с оборота, которые называются роялти. Это своего рода плата за раскрученный бренд, рекламу.

Еще один немало важный минус франшизы – по окончании срока договора – вы покидаете бизнес. И вы опять в свободном плавании.

Франчайзинг – это ежегодная прибыль, опыт, но не развитие собственного бизнеса.

С точки зрения повышения конкурентоспособности франчайзинг выгоден всем участникам. Для франчайзера это возможность развиваться с минимальными собственными капиталовложениями и издержками. Кроме того франчайзер получает возможность расширить систему гарантированного сбыта собственных товаров и услуг.[16]

В свою очередь франчайзи также заинтересован в максимизации продаж при минимизации издержек. Что и предоставляет ему система франчайзинга. Риск ведения бизнеса уменьшается многократно, если МСП работает под известной торговой маркой. Тем более, когда товар или услуга уже широко известны и востребованы определенным кругом потребителей. По сравнению с дисперсными предприятиями работа под известной маркой требует в несколько раз меньше капиталовложений. Расходы франчайзи по выплате франшизы существенно меньше сумм, которые он потратил бы на создание и укрепление своего дела по своей собственной схеме, а также на продвижение своей продукции на рынке.

Важным аспектом повышения конкурентоспособности франчайзи является возможность уделять все свое внимание своим ежедневным операциям, не распыляя управленческий ресурс (который в МСП очень ограничен) на вопросы стратегического развития, маркетинга и т.п. Кроме того, в определенной мере, франчайзи может учитывать специфику «своего» целевого, локального потребителя в рамках «локализации» предусмотренных франчайзинговым договором.[17] 

1.3. Эволюция форм франчайзинга

В процессе своей эволюции франчайзинг прошел через два основных этапа, которые представлены схематически на рисунке 2.

Рисунок 2 – Эволюция системы франчайзинга[18]

I этап. Традиционный франчайзинг (1880е-1950е). Представлен в следующих отраслях:


• Продажа автомобилей и бытовой техники. Немецкая фирма Singer использовала схему франчайзинга еще с 1860 года, а американская компания General Motors – с 1911 года. Последняя сегодня продает по франчайзингу 95% своей продукции.

• Розлив и продажа прохладительных напитков. Первооткрывателем в данной области является компания Coca-Cola, которая практикует франчайзинг с 1886 года, за ней следуют Pepsico и другие аналогичные предприятия.

• Реализация нефтепродуктов. Нефтяные компании предоставляли заправочным станциям свою продукцию на условиях франчайзинга (джоббинг), освобождаясь от функции розничной торговли. Стандартный товарный франчайзинг начал бурно развиваться в 1920х годах в США. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

II этап. Франчайзинг бизнес формата (1950е-настоящее время). Начинался со сферы услуг, особенно таких, как рестораны быстрого обслуживания (фаст-фуд), услуги по поддержанию и ремонту домов, автомобилей, а в настоящее время получил широкое распространение практически во всех сферах экономики. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.[19]

Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России

2.1. Тенденции развития франчайзинга в России

Если говорить о франчайзинге в России, то здесь сразу же возникает проблема со статистикой. Фактически такая статистика не проводится, поэтому цифры могут быть крайне приблизительными.

Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1%, в 2015 году – 3,5%. К примеру, в США этот показатель достигает 10%. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет. Россия находится в числе лидеров по динамике роста старт-апов, открывшихся по франшизе. Несмотря на негативный прогноз экономического развития страны, 2016 год оказался успешным для франчайзинга в России. Число франчайзинговых предприятий возросло на 30% и достигло 1300, а число франчайзинговых точек (74,6 тыс.) превысило данный показатель в Германии (72,7 тыс.) на 1,9 тысяч.


Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США. При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.

Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «Баскин Роббинс» [20].

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров[21].

Рисунок 3- Распределение франшиз в России по сферам хозяйственной деятельности

По данным журнала «Франчайзи» более половины российских франшиз были связаны непосредственно с торговлей. Дальше в списке следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье. Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и услуг, и в этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром[22].

Таблица 1

Динамика распределения франчайзинговых сетей в России за 2013-2016 гг. [23]

Сегмент

Количество
франчайзеров

Количество франчайзинговых точек

Количество
франчайзеров

Количество франчайзинговых точек

2013

2014

2013

2014

2015

2016

2015

2016

Торговля

187

199

16403

17562

206

201

17571

17566

Сфера услуг

63

78

1890

3156

84

87

3174

3182

Общепит

21

25

2116

2124

25

23

2124

2119

Информация

3

11

128

165

19

24

176

184

Производство

12

14

389

561

21

13

583

576

Вендинг

11

11

1195

1195

12

12

1197

1197

Финансы

3

4

93

108

6

6

112

112

Всего

305

342

22214

24871

373

371

24937

24936


Исследование «Российский сетевой рынок общественного питания — 2015», проведённое «РБК. Исследования рынков», утверждает, что из появившихся на рынке в мае 2015 г. ресторанов 47,8 % были открыты по франшизе. В России почти половина всех сетевых проектов в сегменте общественного питания работает по франшизе, что составляет около 7 тыс. заведений, работу в которых обеспечивают 40—45 тыс. сотрудников[24]. Тот факт, что «количественными лидерами» отечественной ресторанной индустрии являются проекты, избравшие этот путь развития, говорит об эффективности франчайзинговые моделей. В 2015 г. на рынке вновь появился мировой гигант Pizza Hut, также вышли американская сеть кафе-кондтерских Magnolia Bakery, кафе-пекарня Great American Cookies, спортивные бары Hooters и Twin Peaks, фастфуд-рестораны Schlotzsky's, бренд компании Global Franchise Group—Pretzelmaker. Иностранные бренды в 2014 г. открыли у нас в стране 831 точку. Сила бренда, а также многолетний опыт работы на разных рынках являются главными преимуществами франчайзинговых сетей перед российскими.

Следует отметить, что российские франчайзеры не ограничиваются родной страной. Показательным примером этого служит сеть кофеен -Double В», которая запустила проекты в Казахстане и планирует активное развитие в Европе — первая точка уже работает в Праге, «Росинтер» продолжает развиваться в Казахстане, Латвии, Белоруссии. Молдавии, Азербайджане, «Штолле» — в Белоруссии, Украине и Казахстане, сеть кафе-мороженых «33 пингвина» нарастила свое присутствие в Казахстане с 29 точек до 64. Фастфуд - единственный сегмент, который, по данным исследования, вырос в 2015 г. Увеличение оборота составляет 3,2 %, а по количеству точек данный сегмент вырос на 8,6 %, на 560 точек. Лидером стала сеть кафе-мороженых «33 пингвина», приросшая 102 точками, на втором месте — сеть KFC, которая открыла 94 точки, далее идут Burger King (SS) и McDonald's (65). Открытые по франшизе в 2015 г. 80,5 % предприятий работают с низким средним чеком в сегментах «фастфуд» и «стритфуд» [25].

Из-за небольших вложений и сравнительно быстрых сроков окупаемости такие франшизы пользуются стабильным спросом на рынке. Третье место занимают проекты take-away - новый тренд на рынке общественного питания в целом и во франчайзинговом его сегменте в частности представленные корнерами на базе кафе и ресторанов, в торговых центрах и на фуд-кортах, прилавками и «окошками» с незамысловатой в исполнении продукцией: кофе, чаем сэндвичами, кебабами, лапшей. Формат take-away отличается низким уровнем инвестиций в открытие бизнеса (до 1 млн. руб.) и лояльностью к начинающим предпринимателям бизнес прост в организации и быстро окупается[26].