Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( Понятие, преимущества и недостатки модели франчайзинга).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие теоретические положения о франчайзинге
1.1. Понятие, преимущества и недостатки модели франчайзинга
1.2. Виды франчайзинговых сетей
1.3. Особенности использования франчайзинговой модели в России
2. Применение франчайзинга в сфере розничной торговли
2.1. Основные формы торговли, в которых используется франчайзинг
2.2. Организация франчайзинговой модели в сети торговых автоматов по зарядке телефонов Energy Box
2.3. Экономическая эффективность франчайзинговой модели в сети торговых автоматов Energy Box
В соответствии с выбранной моделью бизнес-плана, предложенной А. Остервальдером, нами была разработана визуальная схема проекта (рис. 5).
Рис. 4. Автоматы по зарядке телефонов Energy Box
Рис. 5. Бизнес-модель Energy Box
Потребительские сегменты. Основное отличие нашей целевой аудитории - владение смартфоном, в редких случаях простыми моделями телефонов и небольших планшетов. Деление по возрасту только приблизительное: пользоваться смартфоном может как подросток, так и человек постарше, от 14 до 55 лет. Люди постарше менее восприимчивы к новым технологиям, и скорее всего не будут пользоваться незнакомым автоматом.
Мы ориентированы на массовый рынок клиентов, у которых есть личный смартфон. Численность населения города Иркутска на 1 января 2015 года составила около 620 000 человек. По статистике, у 64 % жителей России есть смартфоны, таким образом, наши потенциальные клиенты - это 396 000 человек.
Ценностное предложение. Компания предлагает клиентам следующие ценности: оставаться на связи в любой ситуации, почувствовать себя полноценным членом общества. Для текущего периода развития общества очень важно всегда иметь возможность воспользоваться смартфоном: выйти в сеть Интернет, отправить электронное письмо, позвонить, отправить сообщение. Иногда без телефона человек чувствует себя оторванным от общества, от мира. В других ситуациях он не может уведомить близких о своем местоположении или самочувствии. Также очень важно иметь при себе работающий телефон в моменты опасности.
В соответствии с пирамидой потребности А. Маслоу данная услуга удовлетворяет потребность человека, расположенную на второй ступени этой пирамиды - Потребности в безопасности и защищенности. Если эта потребность не удовлетворена, человек чувствует себя потерянным и неполноценным, теряет чувство комфорта и постоянства условий жизни.[25]
Каналы сбыта. Мы предлагаем найти места, где повышается вероятность ситуации, что наш потребитель окажется далеко от дома с разряженным телефоном. Мы нашли несколько местоположений, которые считаем довольно перспективными для нашего проекта:
1. Крупные торгово-развлекательные центры, кинотеатры
Проходимость в торгово-развлекательных центрах довольно большая, установка торгового автомата по зарядке позволит клиентам оставить телефон на зарядке и посвятить время покупкам. Владельцам торговых центров это поможет увеличить время, проведенное клиентом в данном месте.
2. Учебные заведения
Мы предлагаем расположить автоматы в нескольких местах, так как в крупных учебных заведениях довольно много обучающихся. Студенты очень активно используют смартфоны, что зачастую приводит к их быстрой разрядке.
3. Базы отдыха возле озера Байкал
Довольно новое и неиспользуемое пока направление - базы отдыха возле озера Байкал. Летом это очень перспективное место для установки данных автоматов. Предложение направлено на тех туристов, у которых нет возможности зарядить телефон. Мы предлагаем установить автоматы в магазинах, расположенных на территориях баз отдыха. Обычно в каждой базе отдыха работает отдельный магазин.
4. Вокзал, автовокзал
Данные места традиционно являются одними из самых посещаемых мест в любом городе. Стоит добавить, что вероятность, что у посетителя этих мест разрядится телефон, увеличивается, так как во время междугородних поездок телефон активно используется, что приводит к его разрядке. Стоит установить несколько автоматов в каждом заведении, так как мы считаем эти места довольно перспективными
Взаимоотношения с клиентами. Изначально предполагается, что клиент будет получать услугу не через сотрудника, а через автоматизированный автомат по зарядке. На автомате расположены довольно простые условия предоставления услуги, а также контактные данные ответственного лица на случай чрезвычайных ситуаций: некорректная работа автомата, помощь с открытием ячейки, и так далее.[26]
Потоки поступления доходов. Планируется установка 10 автоматов:
- В Торгово-развлекательных центрах г. Иркутска: 3 автомата Energy Box Charger Station.
- В учебных заведениях г. Иркутска: 3 автомата Energy Box Charger Station Light (на период с сентября по май).
- На базах отдыха возле озера Байкал: 3 автомата Energy Box Charger Station Light (на период июнь - август).
- На вокзале и автовокзале г. Иркутска: 2 автомата Energy Box Battery Store, 2 автомата Energy Box Charger Station Light.
Ключевые ресурсы. Основным и самым главным материальным ресурсом в проекте являются торговые автоматы.
Человеческие ресурсы. Необходимы следующие сотрудники: директор по развитию сети, бухгалтер, менеджер по обслуживанию торговых автоматов.
Ключевые виды деятельности. В нашем проекте возможны следующие виды деятельности:
Основная деятельность - предоставление услуг по зарядке телефонов, а также продажа переносных зарядных устройств через торговые автоматы.
Для этого нужно осуществлять следующие действия:
- Продвижение сети торговых автоматов.
- Поиск новых мест установки.
- Выстраивание отношений с партнерами.
- Поддержание состояния торговых автоматов.
Ключевые партнеры. В каждом месте установки партнерами являются руководители и администрация точек установки торговых автоматов. Выбранные автоматы не являются конкурентами другим автоматам, так как потребности наших клиентов сильно отличаются. Кроме этого партнерами являются покупатели рекламных мест и близлежащие магазины и кафе.
2.3. Экономическая эффективность франчайзинговой модели в сети торговых автоматов Energy Box
Главной статьей расходов данного проекта является закупка автоматов и оборудования для наполнения автоматов. Кроме этого будут выделены следующие виды издержек:
- Расходы по обслуживанию и ремонту автоматов.
- Расходы по аренде.
- Расходы по заработной плате (Менеджер по обслуживанию автоматов, директор по развитию, бухгалтер).
- Рекламные расходы (Инстаграм, Радио объявления, таблички в местах установки автоматов).
Расходы на построение партнерских отношений (Представительские расходы).
В табл. 1 приведены планируемые объемы налоговых отчислений, выручка и чистая прибыль. Чистая прибыль появится на 13-й месяц работы проекта. Также, рассчитана рентабельность проекта, в 2016 году она будет низкой, так как в этот год закуплено оборудование, однако в 2017 году проект будет приносить стабильную прибыль. На рис. 6 изображен график безубыточности проекта Energy Box.
Таблица 1
Показатели эффективности бизнес-проекта Energy Box
Показатель |
2016 г. (6 мес), тыс. р. |
2017 г. тыс. р. |
Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней (УСН, взносы) |
413 |
1 219 |
Выручка от реализации работ, услуг |
1 613 |
5 952 |
Чистая прибыль |
-2 755 |
3 063 |
Рентабельность деятельности (отношение прибыли к затратам) |
- |
300 % |
Рис. 6. График безубыточности проекта Energy Box
В табл. 2 приведены некоторые финансовые показатели, по которым можно судить об успешности проекта.
Таблица 2
Финансовые показатели деятельности проекта, 2017 год
Показатель |
2017 г. |
Рентабельность продаж по EBITDA (EBITDA / В х 100) |
67 % |
Рентабельность активов ЧП/А |
160 % |
Запас финансовой прочности предприятия Зфп = ВР - ПР |
352 000 тыс. р. |
Коэффициент эффективности инвестиций ARR (Пср.год / 0,5 * (И-Ост.ст-ть капитала) |
69 % |
Рентабельность продаж по EBITDA и рентабельность активов на достаточно высоком уровне, 67 и 160 % соответственно. Запас финансовой прочности - это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. В данном случае показатель тоже достаточно высокий. Коэффициент инвестиций равен 69 %, что показывает довольно хороший результат использования оборудования.
Заключение
Таким образом, кроме расширения своего бизнеса и получения при этом дополнительной прибыли, использование франшизной системы способствует большей узнаваемости торговой марки предприятия в России и за рубежом, что в конечном итоге положительно повлияет на результаты его деятельности. Более того, участие в франшизной системе привлекает новые кадры, повышает их квалификацию, способствует поддержанию высокого качества товаров и услуг, предлагаемых предприятием, повышению конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге ценят потребители, инвесторы, партнеры.
В экономике России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи.
Изучение сущности франчайзинга позволяет сделать ряд выводов:
- франчайзинг - это достаточно интересная форма организации бизнеса, которые устанавливает сложные взаимоотношения между сторонами-участниками;
- привлекательность франшизы - один из решающих факторов ее конкурентоспособности, поэтому оценивание франчайзинговой сети является чрезвычайно важным этапом в принятии решения о вхождение в нее;
- наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг;
- вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках;
- франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.
В целом, франчайзинг является весьма привлекательной схемой быстрого и надежного выстраивания бизнеса. При этом он с самого начала накладывает на предпринимателя определенные ограничения (со стороны франчайзера), что впоследствии снижает возможности роста и расширения.
В работе отмечено, что в кризисные периоды развития экономики страны рекомендуется оптимизировать ведение бизнеса с целью сохранения прибыли, сокращения расходов, а также снижения рисков деятельности. В практической части работы рассмотрено использование вендинга на условиях франчайзинга как формы повышения эффективности деятельности компаний в России. Выделены сущность и преимущества франчайзинга, приведена статистика развития франчайзинга и вендинга в мире, России и г. Иркутске, а также предложена бизнес-модель развития нового направления существующего бизнеса, либо открытия новой сети торговых автоматов.
Список использованных источников
Монографии и периодические издания
- Ангелин Д. Две стороны франчайзинга // Бизнес. - 2015. - № 34. - С. 62-64.
- Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие / Е.Л. Давыдова, Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. - М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. - 118 с.
- Захарченко Н. П. Теоретические и организационные основы формирования системы рекламной деятельности в условиях развития коммерческих отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 280-285.
- Исаенко Е. В. Исследование рыночной активности организации: теория, стратегия, практика / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, Д. Н. Милюкин. - Белгород, 2011. – 368 с.
- Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 64-73.
- Колесникова Е. В. Управление рекламной деятельностью на предприятии // II Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - № 2. - С. 165-170.
- Красильникова Е. А. Франчайзинг: новые правила игры в условиях экономического кризиса // Развитие российской торговли в современных условиях: сборник научных трудов кафедры коммерции и торгового дела Московского финансово-промышленного университета «Университет». - М.: МФПУ «Университет», 2015. - C. 60-66.
- Кубасова Т.И., Реховская И.С. Вендинг на условиях франчайзинга как форма повышения эффективности деятельности розничной сети // Логистические технологии в современных моделях экономического развития. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.С. Колодина. - 2016. - С. 32-41.
- Матузенко Е.В. К вопросу о проблемах, препятствующих развитию франчайзинга в России // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. - С. 22-30.
- Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 102-110.
- О франчайзинге и не только (интервью с Н.Ченоновой, генеральным директором представительства корпорации Sela в России) // Торговое дело. - 2010. - № 4. - С.88-93.
- Основы инновационного менеджмента, теория и практика. Учебное пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М., Экономика, 2015. – 248 с.
- Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 74-85.