Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( Понятие, преимущества и недостатки модели франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, можно сделать вывод, что предложенная классификация франчайзинговых сетей является адаптированной к экономической ситуации в России и специфики развития, национальных франчайзинговых отношений. Она поможет российским предпринимателям в понимании сущности формирования и функционирования франчайзинговых сетей, а также в выборе более приемлемой для них модели франчайзинга.

В современных условиях экономического развития и разнообразия подходов к определению франчайзинга существует также много признаков, по которым классифицируют франчайзинг соответственно их видов, которые являются весомыми при выборе вида франчайзинга для организации своего бизнеса, а именно для определения типа отношений между его участниками. В частности, некоторые из них имеют влияние и на порядок методического обеспечения бухгалтерского учета и систему экономических показателей деятельности субъектов хозяйствования, в том числе и предприятия-франчайзи.[13]

Обобщая все сказанное выше, необходимо отметить, что преимущества франчайзинга обосновывают его место как важной составляющей маркетинга в современной рыночной экономике. В частности, если принимать во внимание такую составляющую процесса маркетинг как товар, то с позиций преимуществ франчайзинга следует отметить, что использование уже существующей репутации товаропроизводителя-франчайзера позволяет более легко продать инновационный товар рыночные под уже известной маркой (брендом). Если принимать во внимание такую составляющую маркетингового процесса, как цена, то можно отметить, что в случае продвижения брендовой инновации на рынок через сеть франчайзинговых единиц на потребности «проникать» на рынок: бренд уже известный и пользуется авторитетом; цена устанавливается франчайзером, учитывая компенсацию его расходов и получения роялти. Комментируя такую составляющую маркетингового процесса - стимулирование, - следует подчеркнуть, что франчайзи действует под уже известной маркой (брендом), что упрощает процесс стимулирования и восприятия инновации рынком.[14]

Расходы по выводу на рынок являются более низкими, поскольку марка уже хорошо известна рынкам. С точки зрения последней составляющей процесса маркетинга инновации на рынке - ее сбыта и продвижения - можно отметить, что разветвленная широкая сеть франчайзинговых единиц, более эффективна в их приближении к конечному потребителю, позволяет максимально расширить сбытовую структуру.


1.3. Особенности использования франчайзинговой модели в России

Использование франчайзинговой схемы в России сопровождается большим количеством проблем. В частности можно выделить социально-психологические проблемы развития франчайзинга, связанные с отсутствием опыта франчайзинговых отношений отечественных предпринимателей, предвзятым отношением к зарубежным подходам ведения бизнеса, это также страх потенциальных франчайзи перед вероятностью чрезмерного контроля со стороны франчайзера и, как следствие, потеря самостоятельности.

Франчайзеры очень осторожно передают свои ноу-хау, поскольку боятся, что франчайзи могут не выполнить стандарты бизнеса, и таким образом это может нанести чрезмерный ущерб торговой марке. Франчайзи со своей стороны не готовы платить за право пользования чужой интеллектуальной собственностью, поэтому часто российские франчайзеры не берут плату за «вхождение» в бизнес, и не взимают роялти. Количество франчайзинговых компаний, владеющих технологиями, которые можно было бы передавать, - совсем небольшая.

Наряду с такими «сдерживающими» факторами развития франчайзинга в России стоит выделить также положительные моменты, которые будут способствовать все большему распространению франчайзинга в нашем государстве. Так, сейчас в России имеется достаточно предпринимателей, которые готовы заниматься собственным бизнесом, имеют для этого накопленный капитал, обладают собственными или арендованными производственными торговыми площадями. Также сегодня на товарном рынке наблюдается тенденция к тому, что часто потребители предпочитают продукцию известной торговой марки.[15]

Одной из особенностей развития франчайзинга в России является то, что он в основном представлен отечественными предприятиями.[16] Это можно объяснить тем, что известные иностранные франчайзеры предпочитают создание на территории России своих собственных предприятий, не используя франчайзинг как форму расширения своей деятельности. И это они объясняют несовершенством отечественного законодательства по защите прав интеллектуальной собственности, отсутствием квалифицированных руководителей потенциальных франчайзи, неготовностью отечественных предпринимателей четко соблюдать установленные франчайзером требования по качеству и т.д.


Важно, что в одной франчайзинговой системе могут действовать несколько франчайзи, а франчайзер - один. Взаимодействие франчайзера и франчайзи построено на договорных отношениях, которые содержат основные права и обязанности субъектов франчайзинга. Большая часть обязанностей франчайзера и франчайзи фиксируются в франчайзинговом договоре, то есть в договоре коммерческой концессии, предусматривающем обязательства франчайзи продавать продукт или услуги по установленным законам и правилам ведения бизнеса, установленные франчайзером. В обмен на соблюдение этих правил франчайзи получает франчайзинговый пакет, который в учете выступает как франшиза, согласно которого строится его хозяйственная деятельность.[17]

Исходя из того, как взаимодействуют франчайзер с франчайзи, то есть, какой состав франчайзингового пакета передает франчайзер, в учете франчайзи могут возникать и другие объекты учета.

Совершенствование франчайзинговой деятельности и увеличение количества франчайзеров и франчайзи не будет обусловлено развитием бухгалтерской сферы данных отношений. То есть, действующее методическое обеспечение бухгалтерского учета не способно удовлетворить уровень потребностей заинтересованных пользователей. В этой связи возникает необходимость его усовершенствования, что позволит формировать объективную информацию о франчайзинговой деятельности, которая станет основой в осуществлении экономического анализа деятельности предприятия с целью принятия управленческих решений. Кроме того, активизации подлежит и поиск путей оптимизации налоговой нагрузки, что бесспорно повлияет на эффективность деятельности участников франчайзинговых отношений.

Таким образом, значительная часть недостатков использования франчайзинга в современной российской экономике вытекают из несовершенства законодательства, требующего самой тщательной ревизии и корректировки.

2. Применение франчайзинга в сфере розничной торговли

2.1. Основные формы торговли, в которых используется франчайзинг


В 2014-2016 гг. в России наблюдаются негативные последствия экономического кризиса, который повлиял на прибыль большинства предприятий и снизил покупательную способность населения. В связи с этим необходимо выделить те формы розничной торговли, использование которых поможет снизить риски деятельности предприятий.

На рис. 1 можно увидеть статистические данные по объемам розничной торговли в соответствии с информацией Росстата[18] за период с января 2013 г. по февраль 2016 г. Ситуацию на рынке нельзя назвать критичной, хотя присутствуют крупные периодические скачки в объемах оборотов розничной торговли. Несмотря на кризис, сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию, розничная торговля РФ остается важной отраслью. Стоить отметить, что большой объем товаров в России импортируется из других стран, и размеры оборотов торговли, возможно, не упали именно из-за влияния курсов доллара и евро на итоговую стоимость товаров.

Рис. 1. Оборот розничной торговли в РФ за 2013-2016 гг., млрд. р.

Среди современных форм торговли на особом месте находятся розничные торговые сети. Ежегодно их доля в общем обороте розничной торговли в России увеличивается, при этом, в сравнении с соответствующими показателями в Европе, у торговых сетей в России есть еще огромный потенциал роста. На рис. 2 можно увидеть долю сетевой торговли в структуре розничной торговли России и Европы.[19]

Рис. 2. Сетевая торговля в структуре розничной торговли Европы и РФ

Из перечня способов сохранения прибыльности предприятий в кризис, предлагаемых экспертами в сфере бизнеса и науки Т.Д. Бурменко[20], М. Солнцевым[21], А. Ермаковым[22] мы выделили следующие методы: снижение возможности потерь, снижение затрат, поиск и разработка новых экономических ниш, создание гибкой бизнес-модели, аутсорсинг, аренда, франчайзинг.

В данной работе мы выделили франчайзинг как форму повышения эффективности деятельности торгового предприятия, так как по опыту зарубежного опыта в кризисные периоды франчайзинг становится более востребован со стороны предпринимателей.

Существует приблизительная статистика по количеству существующих на рынке франшиз, это около 16 тысяч франчайзеров и более 1,4 миллиона франчайзи в мире. Основная доля франчайзеров и франчайзи приходится на США. Достоверной и конкретной статистики по франшизам, открытым в России, на сегодняшний день нет. Нет также статистики распределения по видам франшиз, отраслям и месту регистрации головного предприятия. Дается лишь примерное общее количество концепций на рынке - от 750 до 1 000 франшиз, при этом только 350 франшиз действительно имеют хотя бы одну работающую франшизную точку. Что касается франчайзи, их примерное количество в РФ около 6 тысяч.


Что касается франчайзинга в Иркутске и Иркутской области, в настоящее время здесь действуют несколько десятков таких предприятий, как международных, так и региональных. Создан портал Bizfranch.ru, посвященный деятельности франчайзинга в Иркутске. На портале размещена информация о 560 франшизах, из них 65 % предложений относится к розничной торговле.

Выделяют следующие основные виды франшизы: товарная, производственная, сервисная и смешанная. В России наименее распространены сервисная и производственная франшизы. В данной статье мы рассмотрим бизнесмодель открытия франшизы по предоставлению услуг. Способ предоставления услуг является не совсем стандартным, однако, уже знакомым российскому потребителю - через торговые (вендинг) автоматы.

Аналитики приводят следующую статистику[23]: «в 2009 году в России было установлено 35 тыс. автоматов». Сегодня по всей России продано более 200 тыс. автоматов, из них в Москве действует порядка 40 тыс. «Рынок характеризуется как ненасыщенный и неконсолидированный. В Москве освоено лишь около 10 % рынка, в регионах - 3.[24]

В данный момент количество вендинговых автоматов, распространяемых по франшизе, увеличивается. Появляются новые виды автоматов качественной сборки и с привлекательным дизайном. По нашему мнению, покупка успешного бизнеса по франшизе само по себе является рациональным решением в текущей ситуации на рынке, а работа с вендинговыми автоматами на условиях франчайзинга делает такой бизнес еще более привлекательным, так как подобные автоматы уже зарекомендовали себя на других рынках и в соседних регионах.

2.2. Организация франчайзинговой модели в сети торговых автоматов по зарядке телефонов Energy Box

Рассмотрим бизнес-модель открытия в г. Иркутске целой сети торговых автоматов по зарядке телефонов Energy Box. Компания-франчайзер основана в 2009 году, а в 2015 году она зашла на российский рынок. На данный момент они открыли 46 франшизных предприятия по всей России и СНГ.

В местах установки данных автоматов, потенциальный клиент имеет возможность зарядить свой телефон, оставив его на зарядку в ячейке с настраиваемым паролем. Одновременно можно заряжать 6 устройств в разных ячейках. Планируется установка трех видов автоматов (см. рис. 4)