Файл: Оценка уровня конкуренции в отрасли (Оценка конкуренции в отрасли быстрого питания ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
В настоящее время в России функционирует 2651 тыс. объектов общественного питания на 72,6 млн. мест, из них почти 76% - это общедоступные объекты с 47,8 млн. мест. 640 тыс. объектов на 24,8 млн. мест - это столовые, находящиеся на балансе учебных заведений и прочих организаций. В летний период сеть предприятий общественного питания увеличивается примерно на 700 тыс. объектов за счет открытия летних кафе. Среди стационарных предприятий общественного питания наибольший удельный вес занимают рестораны, кафе и бары (1609 тыс. ед.)[6].
По данным Министерства торговли и экономического развития России, среди предприятий общественного питания преобладают предприятия питания частной формы собственности - 60,3%. При этом положительно следует отметить тот факт, что в России удалось сохранить сеть предприятий социального характера. В структуре предприятий общественного питания России 1/3 занимают предприятия, расположенные в сельской местности.
За 2017 год в России открыто 147 тыс. объектов общественного питания на 4920 тыс. посадочных мест, в том числе 28 тыс. объектов придорожного сервиса и 19 тыс. предприятий быстрого обслуживания. Ежегодный прирост предприятий ресторанного бизнеса в столице г. Москва составляет 4%. Следует отметить, что по стране в целом отмечается тенденция роста зарубежных инвестиций в сферу общественного питания. Наблюдается рост количества предприятий питания, ориентированных на национальную кухню. Только в г. Москва насчитывается 140 предприятий общественного питания с различными национальными кухнями. Одновременно с этим наметилась тенденция роста индустрии быстрого питания. Основная масса предприятий быстрого питания России являются стационарными, что позволяет обеспечивать высокое качество блюд и уровень обслуживания, лучшее соотношение цены и качества. Рынок фаст-фуда в России характеризуется низкой долей заведений мелкорозничного формата в общем количестве предприятий общественного питания и составляет 15%. Как правило, предприятия быстрого питания размещены вблизи рынков и вокзалов[7].
Новыми направлениями развития общественного питания в России можно считать открытие фирменных загородных ресторанов и развитие сети кофеен. Расширение новых форматов предприятий питания приводит к усилению конкуренции между кофейнями и кафе, так как большинство кофеен организуют собственное производство кондитерских изделий и при этом ограничиваются малыми технологическими и торговыми площадями, стремятся к освоению территорий с большой проходимостью и доступностью. В связи с этим кофейни в первую очередь стали появляться в центральных районах городов, где сконцентрированы деловая и торговая активность, культурно-развлекательный бизнес. Хотя кофейни и конкурируют между собой, каждая из них находит и имеет возможность создать и занять свою нишу.
Как известно, особый интерес для размещения предприятий питания открытого типа представляют территории большой плотности размещения культурно-бытовых и развлекательных объектов. Несмотря на проблему получения помещений, высокую стоимость арендной платы или земли под строительство большинство предпринимателей стремиться к освоению этих территорий.. Однако в последние годы в России стала развиваться сеть предприятий питания, расположенных в «спальных» районах, где мало мест для отдыха. Структура сети предприятий питания представлена здесь форматом предприятий быстрого питания, расположенных вблизи остановок, торговых центров и небольших рынков. Удельный вес данных предприятий в общем количестве предприятий питания, размещенных на этих территориях, составляет более 80%.
Растущая сеть предприятий питания и благоприятная динамика благосостояния населения России положительно влияют на динамику объемных и качественных показателей сферы общественного питания.
Следует отметить, что в динамике оборота общественного питания России наблюдаются высокие темпы роста. Оборот общественного питания за 2017 год по России составил 627 млрд рублей, что в действующих ценах выше уровня прошлого года на 17,1%, а в сопоставимых ценах на 3,5%. В 2016 году по сравнению с 2015 годом темпы роста в действующих ценах составили 126% к 2015 году, в сопоставимых ценах - 117,1% (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей оборота общественного питания в России за 2015-2017 годы[8]
Показатели |
Годы |
Динамика, % |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
|
Оборот общественного питания, млрд руб. |
44072,5 |
55531,3 |
62749,3 |
126,0 |
117,1 |
Оборот общественного питания на душу населения, руб. |
13987 |
18850 |
21232 |
134,8 |
112,6 |
Оборот общественного питания на душу населения в России увеличился за 2015-2017 годы с 13 987 руб. до 21 232 руб., т.е. на 52%. При этом оборот общественного питания на душу населения в 2017 году выше уровня 2016 года на 12,6%. Высокие темпы роста оборота на душу населения в России наблюдались в 2016 году по сравнению с предыдущим годом (134,8%).
На долю крупных и средних предприятий приходится 0,1% оборота общественного питания России, весь оставшийся оборот (99,9%) обеспечивается за счет субъектов малого предпринимательства.
Все изменения на рынке общественного питания России, в той или иной мере, являются объективным отражением состояния социальных настроений в обществе, уровня запросов и характера притязаний потребителя.
Следует отметить, что развитие сферы общественного питания, открытость и практическое отсутствие барьеров входа-выхода данного рынка услуг создают у непрофессионалов иллюзорное представление о предприятиях питания как об источнике получения больших и быстрых денег. Предприниматели России открывают зачастую предприятия питания без исследования рынка и обоснования необходимости и экономической целесообразности функционирования предприятия в конкретном месте, что нередко приводит к их убыточности. В современных условиях жесткой конкуренции в индустрии питания России эффективны предприятия с высоким уровнем обслуживания и, как правило, с самобытной хорошей кухней и оптимальным соотношением цены и качества предоставляемых услуг. В связи с этим не все предприятия питания конкурентоспособны. Основными факторами закрытия предприятий питания являются слабый менеджмент, связанный в основном с тем, что предприниматели не планируют ценовую и маркетинговую политику предприятия, не учитывают степень концентрации предприятий-конкурентов, особенности контингента предполагаемых потребителей и др.
Состояние рынка общественного питания в России, и особенно растущая конкуренция в отрасли, ведут к поиску наиболее эффективных видов и типов предприятий питания, методов обслуживания населения. В связи с этим возникает необходимость в предприятиях питания с хорошим уровнем кухни и сервиса и, вместе с тем, с приемлемым уровнем цен.
Одним из критериев обеспеченности населения услугами общественного питания считается обеспечение шаговой доступности потребительских услуг для населения, т. е. предприятия питания должны располагаться в 10 минутах ходьбы от их места жительства, работы или ближайшей остановки общественного транспорта. В соответствии с этой стратегической целью в России создаются все условия для повышения инвестиционной привлекательности данной отрасли. Среди стратегических задач не менее важным является достижение баланса крупных и мелких, определенных видов и типов предприятий общественного питания, исходя из учета особенностей различных территорий. Особое внимание в сфере общественного питания России отводится совершенствованию системы питания в образовательных учреждениях и прочих предприятиях социального питания. Кроме того, определяется приоритетное размещение стационарных мест быстрого питания различных типов и видов в местах с большой проходимостью населения: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в зданиях железнодорожных и автовокзалов, в крупных торговых, торгово-деловых, развлекательных и культурных центрах, рынках, парках и прочих зон отдыха. Основополагающим принципом размещения сети предприятий общественного питания в России должно стать соответствие объема и качества предоставляемых предприятиями общественного питания услуг платежеспособному спросу населения России.
2.2. Оценка конкуренции в отрасли быстрого питания
Проведем оценку конкуренции в отрасли быстро питания на примере «Старбакс».
Первый Starbucks появился в Сиэтле в 1971 году: тогда учитель истории Зев Сигл и писатель Гордон Баукер открыли магазин по продаже кофе в зёрнах, назвав его в честь одного из героев романа «Моби Дик». С тех пор компания превратилась в одну из крупнейших сетей кофеен в мире: 20 тысяч заведений, открытых в 65 странах. Первый Starbucks в России открыли семь лет назад. Сейчас их уже 75. Несмотря на натиск со стороны сетей фастфуда, кофе в стаканчике с русалкой продолжает пользоваться популярностью среди жителей мегаполисов всего мира.
Рассмотрим основных поставщиков кофейни «Старбакс».
1. Аллигатор- дистрибьютер продуктов питания, мелкого оборудования и расходного материала (стаканы, крышки и т.д). Заказ данной продукции могут осуществлять только Заместитель Управляющего Кофейни (ЗУК) и Управляющий Кофейни (УК). Способ заказа - 1С до 10:00 в день поставки, делается 2 заказа: на продукты питания и расходный материал. На разгрузку машины сотрудникам дается максимум час.
2. ПИНС- поставщик ежедневной продукций, которая хранится 1-2 суток. Обычно это выпечка, десерты и т.д. Заказ могут осуществлять УК, ЗУК и старший смены (СС). Способ заказа- 1С до 10:00 в день поставки, если сотрудники не успели или не смогли выполнить до назначенного времени, то придет автозаказ, который заложен в программе.
3. Бутербродная Компания (БК)- второй поставщик ежедневной продукции, которая хранится 2 суток. Обычно это салаты, сэндвичи и т.д. Заказ могут осуществлять УК, ЗУК и СС. Способ заказа- 1С до 10:00 в день поставки, если сотрудники не успели или не смогли выполнить до назначенного времени, то придет автозаказ, который также заложен в программе.
4. ПепсиКо- поставщик бутилированной продукции (Вода Эвиан и Бадуа). Заказ могут осуществлять УК, ЗУК и СС. Способ заказа- 1С до 10:00 в день поставки.
5. ФРЕШПРОДУКТ- поставщик бутилированной продукции. Это смуззи и соки. Заказ могут осуществлять УК, ЗУК и СС. Способ заказа- 1С до 10:00 ( кроме выходных) за 1-2 дня до поставки.
6. Клин-Мастер- заказ на химию для кофейни (моющие средства, мыльные растворы и т.д). С 15-25 числа на почту приходит письмо из офиса по предварительному заказу на кофейню, и при необходимости сотрудники кофейни его корректируют. Заказ могут осуществлять УК, ЗУК и СС.
7. Комус- до 25 числа месяца УК отправляет заказ с необходимыми артикулами по утвержденному перечню.
8. Facilities Help работает по части оборудования и запчастей. Данная организация осуществляет ремонт кофе-машин, холодильников и т.д., заявка на ремонт оборудование осуществляется через сайт УК, ЗУК и СС.
9. Фирма Caverion занимается любыми ремонтными работами в кофейне (сломанный стол, стул и т.д). Заявка на ремонт оборудование осуществляется через сайт УК, ЗУК и СС.
Для анализа конкурентов «Старбакс» были взяты три самых известных в Москве магазина быстрого питания, являющиеся главными конкурентами «Старбакс» (см. табл. 2).
Таблица 2
Анализ прямых конкурентов[9]
Параметры |
«Старбакс» |
«Шоколадница» |
«Кофейня 8/25» |
«Coffee Bean» |
1. Товарная группа |
|
|||
2. Филиалы в регионах |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
3. Ценовая политика |
Средняя цена |
Самая высокая цена |
Средняя цена |
Сама низкая цена |
4. Реклама |
Интернет, листовки, билборды |
Интернет, листовки, билборды + TV: местное и региональное |
Интернет, листовки, билборды |
Интернет, листовки |
5. Бонусные программы |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
6. Программы лояльности |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
7. Акции |
Да |
Да |
Да |
Да |
8. Скидки |
Да |
Да |
Да |
Да |
9. Распродажи |
Нет |
Да |
Да |
Да |
10. Выставки |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Таким образом, из табл. 2 видно, что конкуренция в отрасли быстрого питания достаточно высокая, и проект повышения конкурентоспособности предприятия должен быть направлен на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз. Опираясь на результаты анализа внутренней среды, можно определить сильные и слабые стороны организации и ее действующей конкурентоспособности.