Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 5
Под психологическим обменом понимают процесс развития, который может быть представлен следующим образом: в контексте групповой деятельности для людей значимым является и тот вклад, который каждый член группы делает в общую групповую копилку, и тот статус, та позиция, которую человек занимает в группе. Активное участие в жизни группы, в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей, как бы обменивается на высокий групповой статус. Развитие происходит посредством статусной дифференциации.
Динамика группового процесса предполагает поэтапное прохождение группой определенных стадий, которые одновременно связаны и с интегративными тенденциями, и с дифференциацией.
У. Беннис и Г. Шепард предложили свою теорию группового развития. В ее основе лежат наблюдения, которые они проводили на протяжении пяти лет при обучении студентов «групповой динамике». При анализе взаимосвязанных свойств группы устанавливались критерии, которые позволяли установить развитие, приобретение или движение к зрелости. Согласно этой точке зрения была проведена аналогия с личностью: зрелая группа отчетливо осознает, что она делает. Такая группа способна разрешать свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать преднамеренные действия, только если они имеют смысл с точки зрения согласованного знания [10, с. 36].
При анализе взаимосвязанных свойств группы необходимо установить критерии, с помощью которых может быть установлено развитие, приобретение или движение к зрелости. С этой точки зрения группы в чем-то аналогичны личности: зрелая группа отчетливо осознает, что она делает. Такая группа способна разрешать свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать преднамеренные действия, только если они имеют смысл с точки зрения согласованного знания. Личность способна разрешить свои внутренние конфликты, мобилизовывать свои ресурсы и предпринимать разумные действия только тогда, когда тревожность не нарушает способности извлекать уроки из личного опыта, анализировать, дифференцировать и делать прогнозы. Тревожность препятствует адекватному функционированию внутриличностной системы коммуникации, а улучшение способности извлекать пользу из собственного опыта связано с преодолением тревожности как источника нарушений. Аналогичным образом развитие группы включает в себя преодоление препятствий эффективной коммуникации между членами группы или совершенствованию методов достижения согласия и выработке критериев согласованности [10, с. 36].
Основываясь на определении личностной зрелости Салливана, авторы указывают на то, что группа достигла стадии эффективной коммуникации, когда члены группы обладают «адекватными средствами анализа группового опыта, такими, которые позволяют отличать или устанавливать соответствие прошлому опыту, а также предвидеть события близкого будущего, что позволяет поддерживать уверенность в себе и обеспечивать удовлетворение потребностей без угрозы потери самооценки».
На основе повседневного опыта можно выделить две главные области внутренней неопределенности. Первая – область ориентаций членов группы на власть или на взятие и распределение власти в группе. Вторая – область ориентации членов группы друг на друга. Эти области не являются независимыми друг от друга: определенная часть ориентаций членов группы друг на друга будет связана с определенной структурой власти. В то же время эти два вида ориентаций различны, как различны понятия власти и любви. Многие авторы использовали их в качестве исходной точки для анализа группового поведения.
В теории групповой совместимости Шутца эти два параметра выступили как основные. Согласно Шутцу, основной детерминантой совместимости является определенная гармонизация ориентаций на власть и ориентаций на личностную близость [10, с. 37].
А. В. Петровский разработал свою психологическую теорию коллектива, в которой развитие группы рассматривалось в соответствии с такими критериями, как степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость.
Согласно первому критерию уровень развития группы определяется в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею.
Согласно второму критерию выделяют группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы можно охарактеризовать при на основании того, как изменяются ее свойства по этим двум параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.
Существует множество различных моделей развития групп. В большинстве из них выделяют три основных этапа:
- ориентировка в ситуации;
- конфликт;
- достижение согласия и равновесия [16, с. 249].
Следует отметить, что выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы — важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.
Глава 2. Проблема совместимости и сработанности в малой группе
2.1. Совместимость и сработанность в малой группе
Совместимость и сработанность следует рассматривать в качестве эффектов взаимоотношений и взаимодействия в коллективе. Совместимость является отображением психологического единства субъектов, она находит свое выражение в позитивной оценке друг друга и тех отношений, которые уже сложились. Сработанность можно охарактеризовать посредством максимально возможной результативности совместных действий субъектов в при наличии относительно низких психофизиологических затрат, связанных с выполнением этой деятельности. В качестве непременного условия проявления сработанности выступает кооперация, являющаяся формой взаимодействия. Сработанность отображает психологическое единство субъектов в процессе взаимодействия, она всегда является опосредованным предметом совместной деятельности. В качестве ее ключевого момента выступает согласованность индивидуальных действий относительно этого предмета, особенно это касается момента принятия и реализации решения.
Можно выделить следующие отличительные признаки совместимости и сработанности: а) проявление совместимости происходит в неформальной структуре группы, она связана с решением субъектами социально-психологических задач, а сработанность связана с решением деловых задач в формальной структуре; б) в совместимости особая роль принадлежит удовлетворенности партнеров, а в сработанности это связано с успешностью совместной деятельности; в) для совместимости наиболее важным является аффективный компонент, а в сработанности - поведенческий.
Совместимость и сработанность выступают как относительно самостоятельные эффекты. Например, даже при выражении определенной антипатии друг к другу антипатию, в коллективе может иметь место относительно высокий уровень сработанности. Совместимость является актуальной в группах, где индивиды находятся в дружеских и интимных отношениях (например, семья), совместно проводят много времени или жизнедеятельность которых связана с экстремальными условиями и замкнутым пространством (экипаж космического корабля).
Сработанность важна в первую очередь в тех группах, совместная деятельность которых выступает как социально значимая и предполагает связанные задачи, взаимозависимость и взаимоответственность, а также высокую «цену» ошибки и результата. К наиболее существенным факторам проявления совместимости и сработанности относят размер и структуру, а также доверие и идентичность. В некоторых случаях совместимость или сработанность на одном уровне может быть компенсирована несовместимостью или несработанностью на другом уровне [14, с. 445].
Психологическую совместимость можно рассматривать в качестве способности двух или более людей к согласованию своих действий, сохранению доброжелательности во взаимоотношениях в различных видах совместной деятельности. Психологическая совместимость проявляется не только в доброжелательности в отношениях с коллегами, но и в беспокойстве за свою организацию, отождествлении собственных интересов с интересами коллектива.
Состояние коллектива, которое можно охарактеризовать посредством уровня социального восприятия и степенью удовлетворенности его членов различными сторонами межличностного общения, носит название социально-психологического климата, в котором можно выделить три важные зоны.
Социальный климат определяется степенью осознанности целей и задач коллектива, соблюдением прав и обязанностей работников.
Моральный климат определяется теми моральными ценностями, которые приняты в данном коллективе.
Психологический климат определяется неформальными отношениями, складывающимися между членами коллектива, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом.
На формирование социально-психологического климата в первую очередь влияет уровень совместимости и сработанности его членов.
Совместимость рассматривается как эффект взаимодействия людей, характеризующийся их максимальной удовлетворенностью друг другом. Оптимальное сочетание свойств участников обеспечивает их эффективное сосуществование, которое характеризуется эмоциональным удовлетворением и "сохранением или сохранностью" отношений. Совместность (совместимость) предполагает изучение ценностных ориентации и диспозиций человека, его идеалов, лидерских тенденций, комфортных реакций, особенностей социальной перцепции. Феномен совместимости не обязательно требует подобия, сходства или некоторого совпадения тех или иных показателей, свойств, качеств, черт; совместимость возможна и при достаточно разнородных свойствах людей. Она формируется посредством механизма подобия и взаимного усиления имеющихся свойств и особенностей людей, входящих в рабочую группу, или возникает и развивается за счет механизмов компенсации и взаимодополнения отсутствующих или недостаточно развитых тех или иных качеств личности.
Сработанность — процесс и результат взаимодействия людей, который характеризуется максимально возможным успехом деятельности при незначительных эмоционально-энергетических издержках. Если совместимость рассматривается в рамках личных отношений, то сработанность — в рамках деловых отношений. Эмоциональная удовлетворенность при совместимости возникает из особенностей взаимодействия между людьми, а удовлетворенность в сработанности определяется характером совместной работы (успешностью или неуспешностью деятельности). В сработанности преобладает момент долженствования, необходимость работать вместе независимо от симпатий или антипатий. Сработанность характеризуется адекватностью понимания партнеров в сфере профессиональных знаний, умений, навыков [3, с. 55-57].
Следует также отметить, что особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации. Социально-психологический климат во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность.
Групповые нормы - это определенные правила, которые вырабатываются группой, принимаются ее большинством и регулируют взаимоотношения между членами группы. Обеспечение соблюдения этих норм связано с системой санкций. Санкции могут быть поощрительными и запретительными. В первом случае группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы: происходит рост их статуса, уровня их эмоционального принятия, используются другие психологические меры вознаграждения. Запретительные нормы связаны с наказанием тех членов, , поведение которых не соответствует нормам. В этом случае также могут быть использованы психологические методы воздействия, снижение уровня общения, понижение статуса внутри групповых связей.
Характеристика функционирования норм в малой группе определяется по следующим признакам:
1) групповые нормы выступают как продукт социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также могут вводится более крупной социальной общностью (организацией);
2) группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, которые имеют определенную значимость для группы;