Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность занимает значительную часть жизни человека, поэтому вполне естественным является стремление каждого чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно. Данная проблема является действительно актуальной. Достаточно часто возникают ситуации, когда работники отдают предпочтение хорошему коллективу, а не только большой заработной плате и перспективам карьерного роста. Многие люди в гораздо большей степени ценят спокойную рабочую атмосферу и положительные эмоциональные контакты с коллегами. Однако встречается и другой тип людей, для которых постоянная борьба и конфликты являются своего рода нормой. Неуважение и пренебрежительное отношение к сослуживцам, эгоизм, сарказм, а часто и откровенная грубость значительно ухудшают атмосферу в коллективе, что сказывается и на качестве работы. Поэтому одной из основных проблем для руководителей является проблема совместимости самых разных сотрудников.

Проблему малой группы можно рассматривать как одну из традиционных и разработанных проблем социальной психологии. Малые группы стали привлекать исследователей давно, фактически, в то время как начали изучать проблему взаимоотношения общества и личности, в том числе то, что касается взаимоотношения между личностью и средой ее формирования.

Можно сказать, что малую группу рассматривают в качестве первичной среды, в которой происходит становление и развитие личности. С самого начала своей жизни человек непосредственно связан с некоторыми малыми группами, при этом они не только оказывают на него влияние, но и снабжают его информацией о внешнем мире, помогаю человеку организовывать его деятельность. С этой точки зрения многие исследователи рассматривают феномен малой группы как очевидный. Однако это не дает повода относить проблемы, связанные с малыми группами, к разряду простых.

В качестве методов работы были использованы анализ, синтез, обобщение.

Объект исследования – малая группа.

Предмет исследования – групповое социально-психологическое взаимодействие.

Цель исследования – рассмотрение проблемы совместимости и сработанности в малой группе.

В соответствии с целью определяются следующие задачи:

- рассмотреть понятие малой группы;

- выявить особенности процесса развития малой группы;

- исследовать совместимость и сработанность в малой группе;


- изучить понятие групповой сплоченности.

Глава 1. Особенности малой группы

1. 1. Понятие малой группы

Согласно одному из определений, малой группой называют немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что следует рассматривать как основу для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1, с. 276].

Одной из существенных характеристик малой группы является то, что внутри этой группы общественные отношения проявляются в форме непосредственных личных контактов.

С этой точки зрения малую группу следует рассматривать как группу, которая существует в определенной системе общественных отношений. Ее можно рассматривать в качестве субъекта конкретного вида социальной деятельности, она выступает как звено, составляющая часть общественной структуры [1, с. 277].

Малую группу можно определить как своего рода единицу совместной деятельности, размер которой можно определить эмпирическим путем.

Так как малых групп в обществе достаточно много, задача их исследования предполагает наличие их классификации.

Малые группы классифицируются по самым разным основаниям. Их можно классифицировать по времени существования; согласно степени тесноты контакта между членами; по способу вхождения индивида и т.д. На данный момент существует около пятидесяти различных оснований классификации. В качестве наиболее распространенных выступают следующие:

- разделения на первичные и вторичные малые группы;

- деление на формальные и неформальные малые группы;

- деление на так называемые группы членства и референтные группы.

Первый тип деления на первичные и вторичные группы предложил Ч. Кули. Сначала им было предложено описательное определение первичной группы, к которым он отнес семью, группу друзей, группу ближайших соседей. Позднее им был выделен признак, характеризующий первичные группы. В качестве этого признака выступила непосредственность контактов. Однако выделение данного признака обусловило отождествление первичных и малых групп, и данная классификация утратила свой смысл [1, с. 282].


На формальные и неформальные малые группы были разделены Э. Мэйо. Это разделение было сделано во время его Хоторнских экспериментов. Отличие формальной группы от неформальной заключается в том, что для формальной группы свойственна четкая заданность позиций всех ее членов, которые предписаны групповыми нормами. Другими словами, в формальной группе роли всех членов группы строго распределяются в соответствии с системой подчинения определенной структуре власти. В качестве примера формальной группы можно рассмотреть любую группу, созданную в условиях той или иной конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Кроме того, внутри формальных групп могут стихийно образовываться неформальные группы [1, с. 283].

1. 2. Развитие малой группы

При описании процесса развития малой группы используется термин «групповая динамика». Этот термин предложил К. Левин.

На данный момент в социальной психологии под групповой динамикой понимают развитие или движение группы во времени, которое обусловлено взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу [10, с. 34].

В настоящее время рассматривают несколько моделей группообразования. Р. Е. Кричевским и Е. М. Дубовской предлагают теоретические конструкции, относящиеся к групповой динамике, разделить на модели коллективообразования (Петровский А.В., Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин), двухфакторные модели (Г. Стенфорд, А. Роарк, Б. Такмен), однофакторные (И.П.Волков, Е. Мабри) и частные модели (М.А. Новиков). Данная классификация основывается на различных критериях, в соответствии с которыми выделяются этапы жизнедеятельности группы.

В частности, стратометрическая концепция в качестве критериев группового развития рассматривает степень опосредования межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и общественную значимость, критерий «позитивность – негативность», который рассматривается с позиции общественного прогресса. Развитие группы является движением от диффузной группы к коллективу или к корпорации. Выделенные страты имеют такую обобщенную форму, что в эмпирическом исследовании их операционализация невозможна.

Параметрический подход, который по времени своего создания предшествовал стратометрическому, основывается на представлениях Л. И. Уманского о социально-психологических параметрах развития группы как коллектива. Благодаря возможности выделить конкретные, опорные, возможные для диагностики пункты, данная модель получила популярность среди исследователей. К изучаемым в рамках данной модели критериям относятся: единство целей, мотивов, ценностных ориентаций, групповая подготовленность в сфере какой-либо деятельности, межличностное познание, межличностные контакты и стрессоустойчивость группы [9, с. 35].


Процесс развития малой группы – это смена различных этапов, или стадий, которые отличаются друг от друга характером доминирующих тенденций внутригрупповых отношений: дифференциации и интеграции.

В своей концепции Л. И. Уманский характеризовал процесс поэтапного развития группы как последовательную смену стадий, которые отличаются друг от друга степенью психологической интегрированности ее членов в деловой и эмоциональной сферах [6, с. 45].

Л. И. Уманский предложил свою схему развития группы, согласно которой группа развивается от конгломерата к коллективу или антиколлективу. Групповая изоляция, которая способствует развитию высокого уровня корпоративности, может быть причиной появления антиколлектива. Антиколлектив представляет собой группу, для которой характерны внутригрупповая антипатия, межличностный эгоцентризм и эгоизм, активная дезинтеграция, конфликтность и агрессивность. Благодаря схеме образно-символического соответствия группового развития А. Н. Лукошкина данная модель стала известна в педагогической среде и применяется в самодиагностике молодежного коллектива [10, с. 35].

Американский психолог Б. Такмен рассматривал процесс развития малой группы, выделяя при этом две основные сферы, или измерения, групповой жизнедеятельности: деловую, которая связана с решением групповой задачи, межличностную, в основе которой лежит развитие групповой структуры.

В том, что касается деловой активности, Б. Такмен выделил такие стадии развития, как ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения, эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям, открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив, принятие решения и активные совместные действия по его реализации [16, с. 247].

Для двухмерной (двухфакторной) модели развития группы в качестве источника движения группы рассматривается противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. Б. Такменом были выделены четыре наиболее часто встречающиеся стадии эмоциональной активности группы, которые рассматриваются в рамках данной модели:

- «проверка зависимости» - ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения;

- «внутренний конфликт» - нарушение взаимодействия и отсутствие единства;

- «развитие групповой сплоченности»;


- «функционально-ролевая соотнесенность».

Также выделяются стадии, которые относятся к сфере деловой активности группы:

- ориентировка в задаче;

- противодействие в случае, когда задача не совпадает с личными целями участников группы;

- открытый информационный обмен;

- принятие решений, заключающееся в конструктивных попытках решения задач.

Используя двухфакторную модель группы, Г. Стенфорд и А. Роарк выделили семь стадий развития группы.

1. Этап формирования представлений челнов группе о самой группе и о друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время можно назвать осторожными, происходит образование диад. Руководитель воспринимается как основной авторитет.

2. Этап формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.

3. Стадия конфликта – происходят столкновения между отдельными членами группы, причина этого может заключаться в переоценке своих возможностей и стремлении решать все проблемы самостоятельно.

4. Этап перехода от конфликта к сбалансированности между членами группы. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

5. Возникновение чувства «Мы», появление интереса к коллективу, обозначается тенденция к интеграции групповой и индивидуальной цели.

6. Выход на первый план не деловой, а эмоциональной активности, сближение личных взаимодействий, переоценка групповых норм.

7. Стадия актуализации, которая является высшим этапом групповой зрелости, уровни эмоциональной и деловой сферы выравниваются, наблюдается высокий уровень сплоченности. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.

Следует отметить, что модели коллективообразования основное внимание уделяют деятельностной активности группы, а двухфакторные модели – эмоциональной активности. Данное различие связано, скорее всего, с различным происхождением этих двух концепций. Развитие двухфакторной модели в большой степени связано с существованием психотерапевтических и тренинговых групп, создателями различных вариантов этих моделей являются известные психотерапевты: И. Ялом, К. Хек, Б.Д. Карвасарский.

Можно выделить следующие основные теории, которые призваны объяснить механизмы развития группы:

- разрешение внутригрупповых противоречий (двухфакторная теория);

- идеосинкразический кредит;

- психологический обмен.

Понятие идеосинкразического кредита было предложено Е. Холландером. Оно означает ситуацию, когда лидер (или другой высокостатусный член группы) имеет право нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции.