Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не касаясь отдельных членов группы и роли, которая на них возложена, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, которые выполняют определенные социальные роли;

4) нормы имеют различия по степени принятия их группой: одни нормы могут одобряться почти всеми членами группы, а другие принимаются только незначительным меньшинством или не одобряются совсем;

5) нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы) [4, с. 87].

В качестве признака социально-психологических явлений в группе выступает нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, оценки и контроля за ним. Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, которую ставит перед собой индивид, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида проявляется также в его стремлении согласовывать свои действия с нормами, которые приняты в данной группе, и избегании действий, которые могут рассматриваться как отклонение от групповых норм.

Особое значение для малой группы имеет проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. При освоении правил, которыми пользуется группа, ценностей и взаимоотношений в группе, новый член группы вынужден решать проблему принятия или отвержение этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы) [4, с. 87].

Выбирая один из возможных вариантов, индивид в поисках своего места в группе оказывается либо среди «законопослушных», либо среди «бунтарей». Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе является достаточно распространенным.

Ситуация, при которой индивид вынужден принимать нормы и ценности группы под угрозой потери группы или своего положения, называется конформизм.

Под конформизмом понимают подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, которое происходит по причине конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть индивид демонстрирует конформное поведение в том случае, когда выбирает мнение группы в ущерб своему собственному.


Конформизм можно рассматривать в качестве пассивного, приспособленческого принятия групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

1) выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленность;

2) проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения , нормами, ценностными ориентацией большинства окружающих;

3) результат давления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать, действовать как остальные члены группы.

Конформизм обнаруживается в малых группах на работе, в группах по интересам, в семьях, он влияет на жизненные установки индивида и может менять его поведение [4, с. 88].

2. 2. Групповая сплоченность

В качестве одной из основных проблем, связанных с формированием малой группы выступает проблема групповой сплоченности. Здесь речь идет о процессе формирования особого типа связей в группе, которые способствуют превращению внешне заданной структуры в психологическую общность людей.

Исследования проблемы групповой сплоченности основывается на том, что группа рассматривается как определенная система межличностных отношений, которые имеют эмоциональную основу [1, с. 307].

Групповую сплоченность изучают при помощи экспериментальных работ. Большое значение для этого имели исследования А. Бейвеласа, которые на первое место ставил характер групповых целей. В качестве операциональных целей группы он рассматривал построение оптимальной системы коммуникаций. Символическими целями группы являются цели, которые соответствуют индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей [1, с. 309].

Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Именно это отличает сплоченность группы от совместимости, что обуславливает рассмотрение сплоченности в рамках принципа деятельности.

В отечественной социальной психологии принципы исследования сплоченности разрабатывались А. В. Петровским. Они входят в единую концепцию, которая впоследствии получила название теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Ее основная идея сводится к тому, что все структура малой группы может быть представлена в виде трех (или четырех) основных слоев, носящих название страты [1, с. 310].


Процесс сплочения малой группы происходит под влиянием определенных факторов.

Во-первых, речь идет об эмоциональной привлекательности членов группы. Если рассматривать этот фактор отдельно, без учета остальных, он не будет способствовать эффективности совместной деятельности или ни высокой групповой сплоченности. Однако без эмоциональной притягательности создание сплоченной группы будет в значительной мере затруднено.

Во-вторых, большое значение имеет такой аспект, как сходство членов группы между собой. Параметры сходства могут быть разные: возрастные, социальные, этнические и пр. При этом основным сходством является ценностное, близость взглядов и социальных ориентации членов группы, так как в этом случае начинает действовать психологический механизм. Суть его в том, что чем ближе к собственному мнение другого человека, тем он будет казаться симпатичнее. С другой стороны, люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Данный феномен действует и в группе: человек в большей степени стремится к группе, если его собственные взгляды и ценности совпадают с взглядами и ценностями группы, а его собственные взгляды находят там поддержку.

Третьим фактором предпочитаемый способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Более привлекательной, а, следовательно, более сплоченной, будет группа, в основе деятельности которой лежит не конкуренция, а групповая кооперация, основным в которой является мотив сотрудничества [8, с. 215].

Кооперацию следует рассматривать в качестве причины сплочения группы, так как благодаря ей в группе некоторые важные и привлекательные для ее членов феномены:

- происходит уменьшение числа внутригрупповых конфликтов, появляются условия, способствующие успешному разрешению объективных противоречий;

- общение между членами группы в этом случае более свободное и открытое, расширяется обмен информацией, происходит процесс сближения мнений;

- обуславливается взаимная поддержка действий, так как совместные усилия способствуют личному успеху каждого члена группы;

- обеспечивается сплочение всей группы.

При этом следует учитывать, что соревнование между группами может способствовать сплочению между членами каждой из групп-участниц. Однако межгрупповая конкуренция может быть причиной появления межгрупповой агрессии и неприятия членами групп друг друга, что является недопустимым.

В качестве четвертого фактора следует рассматривать особенности групповых целей. Это цели, которые ставит сама группа или ее руководитель перед членами группы. Они способствуют сплочению группы в том случае, если соответствуют потребностям группы, принимаются членами группы как личные цели, а также, если группа может достичь успеха, добиваясь данной цели.


В качестве важной групповой характеристики выступает четкость и однозначность ее постановки. Абстрактные глобальные цели, которые нельзя конкретизировать в частные задачи, замена цели на средство не имеют необходимого для сплочения группы эффекта [8, с. 216].

Для того чтобы цель деятельности выступала как источник активности индивидов и фактор сплоченности группы, она должна быть:

- конечной, то есть она должна привести к четкому результату, достижение которого не слишком растянуто во времени с момента принятия цели;

- четко сформулированной и понятной каждому члену группы;

- технологичной, то есть ей должны соответствовать средства ее достижения, которые будут доступны каждому члену группы;

- привлекательной для каждого члена группы, что возможно в том случае, если в общую цель включены какие-либо либо частные цели и средства, которые будут интересны или доступны для кого-либо из членов группы.

Деятельность внутри группы должна требовать от каждого из ее членов умения, которые у него наиболее развиты, или которые он стремится развить.

В качестве пятого фактора выступает состояние удовлетворенности и отдельных ее членов как групповой деятельностью, так и своим собственным положением в группе. От степени удовлетворенности деятельностью группы и самими членами группы зависит уровень сплоченности группы.

При этом на появление состояния удовлетворенности влияют следующие условия.

Характер руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Наибольшее влияние на сплочение группы оказывает что коллегиальный, кооперативный стиль руководства, благодаря чему каждый член группы может участвовать в принятии общего решения.

Сплоченность рассматривается в качестве важной характеристики состояния группы. Это связано с тем, что сплоченную группу следует рассматривать не только как более эффективно работающий социальный организм, но и принимать во внимание тот факт, что сплоченная группа является более привлекательной для ее членов. Характеристикой сплоченной группы выступает усиление взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близость мнений и ценностных ориентаций членов группы. Все это обуславливает ощущение комфорта внутри группы для каждого из ее членов. Если группа отличается высоким уровнем сплочения, то это способствует росту самооценки ее членов, снижению уровня тревожности, а также повышению эффективности различных видов активности группы [8, с. 219].


Определенную роль в процессе сплочения группы играет коммуникация.

В малой группе коммуникация представляет собой определенный способ деятельности, который способствует облегчению взаимного приспособления поведения людей. Таким образом, коммуникативная деятельность сводится к установлению такого вида кооперации, при котором происходит изменение поведения каждого члена группы, а также в определенной степени происходит регуляция за счет участия в этом процессе других членов группы.

Коммуникация в малой группе представляет собой процесс обмена, который способствует обеспечению кооперативной взаимопомощи, благодаря чему возможная координация движений становится более сложной.

Степень сплоченности выступает качестве интегральной характеристики системы внутригрупповых связей. Ее индексом выступает частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

К. Левин рассматривал сплоченность как ключевое понятие в его теории групповой динамики.

Он рассматривал сплоченность в качестве тотального поля сил, которое вынуждает членов группы оставаться в ней. Степень сплоченности группы обуславливается тем, насколько она отвечает потребностям людей по отношению к эмоционально насыщенным межличностным связям. Для сплоченных групп свойственно формирование атмосферы внимательного отношения и взаимной поддержки, а среди членов группы происходит формирование чувства групповой идентичности.

Сплоченность также способствует возникновению эмоциональной привязанности, принятию общих задач, обеспечению стабильности внутри группы, обуславливает выработку общих стандартов, которые способствуют устойчивости группы, несмотря на то, что индивидуальные устремления членов группы могут быть разнонаправленные.

В качестве одного из основных механизмов в процессе формирования групповой сплоченности следует рассматривать групповое давление. Его действие приводит к тому, что индивид подчиняется группе в том случае, если имеет место конфликт между мнением группы и ее отдельного члена. Подобный процесс, когда индивид подчиняется групповому влиянию, называется конформизмом, или конформным поведением [8, с. 220-221].

В качестве специфического случая конформизма рассматривают явление негативизма. Под ним понимают такое поведение члена группы, когда он противостоит мнению всей группы даже в случае, когда на него оказывается давление. При этом сохраняется зависимость индивида от группы, что проявляется как активное продуцирование продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Другими словами, сохраняется привязка члена группы к групповому мнению, хотя и имеет знак минус.