Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Срок участия венчурного финансиста в компании обычно составляет 35 лет. После этого венчурный финансист выходит из компании. Выход может осуществляться несколькими путями, включая операции слияния и объединения, перепродажи, первичного размещения (IP0) и публичных торгов. [4.C.76]

Однако чаще всего пакет венчурного финансиста продается или стратегическому инвестору, или иным владельцам.

2.2. Опыт реализации моделей венчурного финансирования малого инновационного предпринимательства

В настоящее время происходит смена парадигмы инновационных процессов: от модели «закрытых» инноваций, идеи которых «поставляли» большие научно-исследовательские лаборатории крупных фирм, к модели «открытых» инноваций, инициируемых все в большей степени высокотехнологичными, наукоемкими малыми фирмами (так называемые start-up компании). Все чаще именно они разрабатывают и первыми выводят на рынок новые продукты и технологии, инициируют и апробируют прогрессивные новшества в различных сферах деятельности. [10.C.31]

Устойчивое развитие малых высокотехнологичных фирм и степень их влияния на национальную экономику, как показывает мировая практика, в значительной мере зависят от того, насколько грамотно сформирован и как функционирует в стране институт венчурного финансирования. Для России эта проблема особенно актуальна. Количество малых инновационных фирм в нашей стране настолько мало, что практически не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на основные макроэкономические показатели. Между тем реализация Стратегии-2020 предполагает интенсивное развитие сектора малого инновационного предпринимательства. Среди множества факторов, инструментов и способов развития малых фирм венчурное финансирование предпринимательства в нашей стране является наименее распространенным и редко используемым, в то время как в других странах именно он определяет жизнеспособность новых высокотехнологичных компаний. [23.C.12]

В развитых странах к настоящему времени оформились три модели венчурного финансирования малого инновационного предпринимательства, которые можно применить для активизации инновационного развития российских регионов. Это модели «фонда фондов», «пилотного региона» и «инвестиционных инновационных компаний». Попытаемся определить, что именно в этих моделях обеспечивает успех начинающим предпринимателям и, соответственно, активизирует новаторскую деятельность в стране в целом.


Суть модели «фонда фондов» состоит в том, что государство формирует национальный венчурный фонд, ориентированный на поддержку инновационной деятельности в регионах. Регионы в свою очередь создают субнациональные фонды с участием частных инвесторов, примеры: Европейский инвестиционный фонд, группа Yozma в Израиле. [9.C.52]

Созданный в 1991 г. в Израиле «фонд фондов» Yozma преследовал цель стимулировать устойчивый экономический рост посредством формирования в стране действенной системы венчурного финансирования прогрессивных производств и видов деятельности. Первоначально государство инвестировало в венчурный фонд 100 млн долл., которые было предложено освоить высокотехнологичным компаниям, работавшим в наиболее перспективных для Израиля сферах деятельности. Результативность проекта оказалась настолько высокой, что к 2000 г. активы фонда выросли в 60 раз по сравнению с первоначальными. [17.C.64]

Институционально инициированный правительством фонд к 2002 г. «утроился»: самостоятельно начали работать Yozma II и Yozma III, инвесторами которых стали и нерезиденты (например, американские, шведские и иные компании). Первоначальный же Фонд стал основателем 10 других фондов, строившихся по схеме: 40 % - государственные средства, а 60 % - средства частных инвесторов. Десять фондов, созданных Yozma в период с 1992 по 1997 г., привлекли более 200 млн долл. инвестиций. По мере окупаемости проектов частники выкупают долю государства и тем самым возвращают деньги в бюджет.[15.C.64]

В 2010 г. общая капитализация этих венчурных фондов составила около 3 млрд долл. Объект их финансирования - стартапы. По данным Israel Venture Capital Research Center, число таких компаний превысило 3850. В сопоставлении с численностью населения Израиля это означает, что менее чем на 2000 жителей приходится по одной start-up фирме, - это самый высокий в мире показатель концентрации таких компаний [1.C.88]. Эффективность израильской венчурной модели налицо. Впечатляют и другие сравнительные показатели Израиля: сумма венчурных инвестиций на душу населения в 2,5 раза выше, чем в США, более чем в 30 раз выше, чем в Европе, в 80 раз превышала китайские показатели и в 350 раз - индийские [11.C.71].

Модель «пилотного региона» реализуется по двум направлениям. В первом случае речь идет об экономически развитом районе страны, где формируется государственно-частный венчурный фонд со смешанным финансированием (федеральный бюджет, бюджет региона, средства частных инвесторов), стимулирующий создание венчурных фондов в соседних регионах, «вытягивая» таким образом менее развитые территории за счет капитала их развитых регионов. Примеры таких фондов - NEXT в Ломбардии (Италия), FonsInnocat в Каталонии (Испания).[17.C.32]


Во втором случае фонд создается в депрессивном регионе, где венчурный капитал играет роль катализатора для формирования высокотехнологичных инновационных кластеров. В качестве примеров успешной реализации данного направления можно назвать Тулузу (Франция), Сардинию (Италия) и др. Успешность реализации такой модели в конечном итоге проявляется в ликвидации (сглаживании или смягчении) дифференциации уровней социальноэкономического развития регионов. Для России модель «пилотного региона» представляется весьма перспективной, поскольку для нашей страны характерны не только нарастание региональной дифференциации, но зачастую - поляризация, что грозит и территориальной целостности, и в целом национальной безопасности.[5.C.65]

Модель «инвестиционных инновационных компаний» заключается в создании частных венчурных фирм, использующих в своей деятельности средства федеральных министерств и ведомств на конкурсной основе. Характерна для США.[14.C.76]

В последнее десятилетие не только в развитых, но и в менее развитых странах мира государство активизирует деятельность по созданию венчурных фондов, в том числе региональных. Формирование национальной модели венчурного финансирования в РФ и ее регионах является важнейшей задачей государства, при этом именно его роль здесь объективно высока. Она обусловлена тем, что основным источником таких инвестиций является федеральный бюджет, региональные бюджеты, а также средства государственных страховых фондов, т.е. потенциальные возможности венчурных инвестиций в нашей стране ограничены финансами государства, а другие источники незначительны. Это подтверждается также государственной природой накопленного научного потенциала и, прежде всего, в области фундаментальных исследований (наука до сих пор остается преимущественно государственной и финансируется из госбюджетных средств), а также сильными региональными диспропорциями в его территориальном размещении, что требует соответствующего вмешательства государства.[25.C.64]

В силу отмеченных моментов, а также особенностей национальной инновационной системы, формирующейся в России, все три модели венчурного финансирования, распространенные в мире, могут быть использованы в нашей практике. [11.C.65]

Первая модель уже получила определенное развитие в России: в 2006 г. было создано ОАО «Российская венчурная компания» - государственный «фонд фондов».

Модель «пилотного региона» реализуется в Московской, Пермской областях, Республике Татарстан и других регионах


Вторая модель может активнее применяться в России, особенно в тех федеральных округах, где наблюдается поляризация в уровнях научно-технического потенциала. Так, в Приволжском федеральном округе есть регионы с высоким уровнем инновационного развития и действующими венчурными фондами (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) и регионы с низким уровнем инновационного развития (Чувашия, Марий Эл, Мордовия).[18.C.54]

В регионах Дальнего Востока назрело усиление инновационной составляющей экономического развития (уровень инновационной активности в Дальневосточных субъектах Федерации по сравнению со среднероссийскими показателями значительно хуже.

Таким образом, вторая модель с учетом региональной специфики Российской Федерации может быть положена в основу формирования территориальной концепции венчурного финансирования малого инновационного предпринимательства.[4.C.46]

Третью венчурную модель целесообразно развивать на базе университетов, прежде всего, национальных исследовательских и федеральных, НИИ, а также в наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях. [13.C.7]

В России к настоящему времени уже сложилась система венчурных фондов, позволяющая, так или иначе, стимулировать региональную инновационную деятельность в малом секторе экономики с учетом зарубежного опыта. В качестве ее элементов выступают: ОАО «Российская венчурная компания» - государственный «фонд фондов»; региональные государственно-частные венчурные фонды, созданные при участии федеральных органов власти; специализированные государственные венчурные фонды, созданные для поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах РФ, в том числе посевные фонды, а также отраслевые венчурные фонды.

Первая модель, как уже отмечалось, реализуется ОАО «Российская венчурная компания» - государственным фондом венчурных фондов и институтом развития Российской Федерации, созданным как инструмент построения национальной инновационной системы с помощью венчурного инвестирования, распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р [6.C.42].

На стартапы нацелен и Фонд посевных инвестиций, объемом 2 млрд руб. (99 % - средства ОАО «РВК», 1 % - средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере), запущенный в 2009 г. Его создание - давно назревшее дело, поскольку не секрет, что потребности в такого рода вложениях, намного превосходят наличный объем рынка посевного капитала. Более того, интеллектуальный потенциал нашей страны в условиях перехода экономики на инновационный путь развития нуждается в более эффективном использовании. Такие фонды целесообразно создавать в регионах с высоким научным потенциалом, в частности, там, где имеются технико-внедренческие зоны и формируются инновационные кластеры.[21.C.75]


Следующий компонент - региональные государственно-частные венчурные фонды. Изначально было запланировано создание 6-7 государственно-частных фондов, работающих с малыми высокотехнологичными предприятиями в субъектах Федерации, объемом 10-50 млн долл. каждый. [15.C.54]

Другим результатом взаимодействия государства и частного сектора было создание в 2006 г. «Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы» (далее «Мосвенчур»). Размер фонда составил 800 млн руб.: из них 200 млн руб. внесло правительство Москвы, 200 млн руб. - Минэкономразвития, остальные средства - частный инвестор. С точки зрения стадии жизненного цикла инвестируемых компаний, предпочтение отдается фирмам на ранних стадиях роста, недавно приступивших (или непосредственно готовых приступить) к продаже своих товаров или услуг и находящихся в фазе активных инвестиций в разработки, основные средства и бизнес-инфраструктуру с целью вывода на рынок готового коммерческого продукта.[16.C.76]

Немаловажное значение в активизации деятельности региональных государственно-частных венчурных фондов играют органы власти и управления. С 2007 г. в Москве ежегодно проводится Московский венчурный форум, цель которого содействовать малому бизнесу в получении финансовых средств на реализацию инновационных проектов. В целях стимулирования взаимодействия малого инновационного бизнеса с потенциальными инвесторами Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы совместно с «Региональным венчурным фондом инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы» запланировал проведение специализированных мероприятий для предпринимателей в инновационной сфере, в их числе: «Формула успеха», «Начинай», «Презентационные сессии инновационных проектов», «Премия “Стартап года”», Чемпионат по деловой игре «Железный предприниматель», «Кубок техноваций» и др. [16.C.38]

В настоящее время разрабатывается Городская программа «Москва - инновационная столица России» на 2012-2016 гг., ориентированная на превращение Москвы в инновационный центр мирового значения.[17.C.65]

Венчурная деятельность в регионах Российской Федерации не ограничивается описанными проектами, продолжается работа по формированию территориальной венчурной индустрии, в том числе в рамках программы МЭРТа по созданию региональных государственно-частных венчурных фондов. К настоящему времени количество региональных венчурных фондов содействия малому инновационному бизнесу превысило 20. Между тем для некоторых регионов венчурные инвестиции пока недоступны. В их числе Омск и Иркутск. [14.C.8]