Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. . ..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета РФ
1.1 Экономическая природа косвенных налогов и их место и роль в налоговой системе РФ
1.2 Консолидированный бюджет РФ
Глава 3. Актуальные проблемы механизма исчисления НДС и пути их решения
3.1 Анализ последствий введения единой пониженной ставки НДС в Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость является налогом на потребление. При этом, несмотря на предполагаемое переложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить в бюджет сумму налога, равную произведению налоговой ставки на стоимость товара, добавленную налогоплательщиком в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Для достижения такого порядка обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают при осуществлении каждой налогооблагаемой операции, под которой обычно понимают реализацию товаров и услуг. При смене собственника товара или при реализации услуги налогоплательщик начисляет НДС, а суммы уплаченного налога принимаются к возмещению или относятся на уменьшение налоговых обязательств. В полной мере налог на товар или услугу уплачивается после того, как этот товар покидает круг зарегистрированных плательщиков НДС, т.е. происходит его конечная или розничная реализация. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «НДС представляет собой модифицированный налог с оборота, рационализированный таким образом, чтобы снять тот кумулятивный эффект, которым изначально обладал классический налог с оборота. Этот налог взимается на всех стадиях производства и распределения и является универсальным косвенным налогом на потребление».
НДС обладает объективными преимуществами перед другими косвенными налогами:
) НДС имеет более широкую базу обложения,
) НДС позволяет сократить налоговые искажения в ценах международной торговли через принципы территориальности, т.е. позволяет выровнять либо цены потребителей, либо цены производителей;
) взимание НДС по наиболее распространенному в мире методу - методу начислений с использованием счетов-фактур - легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога;
) применение НДС позволяет сделать налоги на потребление нейтральными по отношению к ценам, эффективности производства и потребления, потребительскому выбору.
Итак, исходя из характеристик отдельных налогов, можно выделить общие черты, присущие всем косвенным налогам:
) это налоги на потребление, имеющие регрессивный характер;
) налог прямо не связан с доходом или имуществом налогоплательщика;
) сумма налога включается в цену товара, носит скрытый характер для потребителя, оплачивающего товар и налог;
) с их помощью можно регулировать потребление как в целом, так и отдельных товаров.
В качестве недостатков всех рассмотренных косвенных налогов можно выделить, во-первых, обратную пропорциональность платежеспособности потребителей (регрессивный характер), приводящую к нарушению принципа справедливости налогообложения, во-вторых, повышенные затраты при администрировании, в-третьих, вмешательство косвенных налогов в механизм рыночного ценообразования, способствующее росту темпов инфляции. Несмотря на минусы косвенных налогов, необходимость существования косвенного обложения демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов.
Необходимо также подчеркнуть, что косвенные налоги, занимая в доходах консолидированного бюджета около 50%, по разному реализуют свою фискальную и регулирующую функцию в зависимости от вида налога. Поэтому каждый косвенный налог, подчиняясь общим тенденциям развития косвенного налогообложения, имеет присущие только ему проблемы исчисления, уплаты и администрирования.
1.2 Консолидированный бюджет РФ
Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.
. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.
. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы.
Возникающий ненефтегазовый дефицит, представляющий собой разницу между доходами федерального бюджета без нефтегазовых доходов и средств от управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния и расходами федерального бюджета, должен покрываться за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Размер ненефтегазового дефицита не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта (вступает в силу с 1 января 2011 г.). Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
Около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.
Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения - еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
создание стабильной и ясной налоговой системы;
формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
укрепление доходной части бюджета.
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период - 2008-2010 гг.
Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в федеральный бюджет составят в 2010 г. - 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.
Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются в 2010 г. - 849,9 млрд. руб. Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.
Анализ консолидированного государственного бюджета показывает значительное влияние государственного спроса на развитие экономики.
В России, где в последнее время более трети произведенного ВВП перераспределяется через систему государственных бюджетов (и за эту принудительную услугу взимается соответствующая плата - около 5% ВВП), доходы расширенного бюджета России в 2009 г. составляли около 33%.
Таблица 1 - Доходы расширенного бюджета России
Годы |
Доходы расширенного бюджета РФ, % к ВВП |
1999 |
32,9 |
2000 |
36,4 |
2001 |
37,0 |
2002 |
38,8 |
2003 |
36,4 |
2004 |
37,1 |
2005 |
42,3 |
2006 |
35,6 |
2007 |
34,2 |
2008 |
33,8 |
2009 |
32,7 |
Бюджетные доходы формируются на основе норм не только бюджетного, но и налогового законодательства, состоящего из правовых актов федерального, регионального и муниципальных уровней. Доходы бюджетов включают в себя и налоговые доходы.
Налоговые доходы федерального бюджета формируются за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налоговый кодекс РФ установил деление всех налогов на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги в соответствии со ст. 13 НК РФ включают:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц (зачисляемый в доходы региональных и местных бюджетов);
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
государственную пошлину;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В доходы федерального бюджета также зачисляются налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
налога на имущество организаций - по нормативу 100%;