Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня очевидно, что действующий в настоящее время в России механизм налогообложения добавленной стоимости, основанный на самостоятельном исчислении и уплате налога налогоплательщиками, предоставляет возможности ухода от налогообложения. Радикальное решения данной проблемы может заключаться в том, чтобы обязать покупателей в качестве налоговых агентов перечислять в бюджет суммы НДС, причитающиеся получению продавцами.

Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки с указанием цены поставляемых товаров и суммы НДС. Реализация товаров поставщиком создает у него объект налогообложения по НДС, приобретение товаров покупателем (их фактическая оплата и оприходование) является основанием для предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику. На основании договора поставки поставщик производит отгрузку товаров с передачей счета-фактуры покупателю. Для оплаты поставляемого товара покупатель представляет в банк, где у него имеется банковский счет, платежный документ. Банк покупателя списывает с банковского счета покупателя денежные суммы, указанные в платежном документе, при этом, выполняя функцию налогового агента, выделенную отдельной строкой сумму НДС сразу же удерживает и перечисляет в бюджет. Тем самым достигается фактическое поступление налога в бюджет. После перечисления налога в бюджет банк представляет покупателю банковское уведомление об удержании и уплате в бюджет суммы НДС. Именно это уведомление и будет впоследствии у покупателя безусловным основанием для возмещения из бюджета сумм уплаченного (уже уплаченного в бюджет) НДС. Одновременно банк покупателя отправляет в ИРЦ копию банковского уведомления об удержании и уплате НДС в отношении своего клиента. Банк покупателя проводит расчетную операцию с банком поставщика, где имеется банковский счет поставщика, на перечисление денег по оплате товара (без НДС) с уведомлением об удержании и уплате банком покупателя сумм НДС. Далее банк поставщика зачисляет соответствующую сумму на банковский счет поставщика и передает ему копию банковского уведомления. При этом копию банковского уведомления банк поставщика также отправляет в ИРЦ по месту нахождения поставщика.

Сумма НДС по сделке исчисляется и определяется налогоплательщиком самостоятельно, а налог удерживается и перечисляется в бюджет обслуживающим налогоплательщика банком. Данный механизм взимания налога строится на банковских уведомлениях, которые имеются у контрагентов по сделке и, что очень важно, в МНС в лице ИРЦ. Налоговое ведомство будет иметь информацию о наименовании налогоплательщиков контрагентов, количествах и суммах их сделок, суммах "НДС полученного" и "НДС уплаченного". Эти данные позволят сделать анализ о деятельности любого налогоплательщика, сопоставить полученный результат с представленной налогоплательщиком декларацией по НДС, что, в свою очередь, может сделать контрольную работу налоговых органов максимально эффективной.


Одним из важных инструментов текущего контроля над полнотой и правильностью уплаты НДС, потенциально имеющим резервы увеличения эффективности функционирования, является применение счетов-фактур. На данный момент из-за несовершенства порядка их применения возникают проблемы, например, используются подложные счета-фактур, выданные по вымышленным фактам реализации. В связи с этим часто предлагается ужесточить требования к счету-фактуре как юридически значимому документу для обоснования вычетов - счета-факторы должны выступать в качестве бланков строгой отчетности, изготовленные типографским способом и защищаться от подделки. При этом порядок применения счетов- фактур должен предусматривать их регистрацию в налоговых органах.

Применительно к обороту отдельных видов товара необходимо формирование системы предварительной уплаты НДС в бюджет путем введения в оборот защищенных от подделки счетов фактур специального вида (по принципу налоговой марки). Приобретение у государства такого счета-фактуры должно приравниваться к уплате соответствующих сумм налога.

Вторым направлением совершенствования администрирования НДС является установление обязанности налогоплательщиков и третьих лиц предоставлять дополнительную информацию в налоговые органы и усиление ее контрольно-аналитического значения. Рассмотрим основные предложения и разработки ФНС РФ в данной сфере.

В направлении совершенствования администрирования НДС с помощью счетов-фактур налоговое ведомство работает над введением электронного учета счетов-фактур. В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. В счетах-фактурах выделяется сумма НДС, а также суммы акцизов (у плательщиков акцизов). Счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия предъявляемых к вычету сумм НДС, а также в установленных случаях - для вычета сумм акцизов.

Таким образом, контроль над счетами-фактурами необходим для осуществления эффективного контроля над правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов (НДС и акцизов). Введение электронного учета информации о счетах-фактурах даст более полную картину по движению налога в процессе реализации товаров (работ, услуг) и будет способствовать повышению ответственности налогоплательщиков за правильностью исчисления НДС, уменьшению возможности ухода их от уплаты налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов сумм налога.


Подводя итоги, важно отметить, что, совершенствование налогового администрирования НДС как важнейшее направление развитие НДС в РФ включает в себя построение предварительного и текущего контроля и создание инструментов получения дополнительной информации для повышения эффективности аналитической и контрольной работы. Встроенные элементы контроля связаны, как правило, с порядком исчисления и уплаты НДС и являются препятствием для ухода от налогообложения. Вместе с тем, системы всеобщего контроля являются для добросовестных налогоплательщиков значительные источником неудобства, экономических потерь и пр. (например, взимание НДС посредством использования банков в качестве налоговых агентов, уплата НДС через НДС- счета). Следовательно, предварительный контроль как составная часть администрирования НДС должен быть ориентирован, в первую очередь, на потенциальных нарушителей (например, описанный случай необходимости регистрации в качестве плательщиков НДС для применения общего порядка исчисления и уплаты налога) и не быть слишком обременительным для всех налогоплательщиков (придание нового статуса бланка строгой отчетности счету-фактуре и их регистрация в налоговых органах).

Заключение

Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.

Доходы бюджетов образуются не только за счет неналоговых видов доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений, но и за счет налоговых доходов.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:


) федеральные налоги и сборы;

) налоги и сборы субъектов Федерации;

) местные налоги и сборы.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.

Роль косвенных налогов в налоговой системе РФ велика. Можно говорить о том, что за годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС, акцизы, таможенная пошлина. Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения.

Направления развития косвенного налогообложения в РФ вполне соответствуют международным тенденциям. При этом специфика российских социально-экономических условий обуславливает особенности налоговых преобразование в целом и косвенных налогов в частности.

В заключении необходимо отметить, что совершенствование налогового администрирования, приводящего к повышению собираемости налогов, является общей тенденцией развития косвенных налогов в РФ. Понятие налогового администрирования включает в себя особенности механизма налогообложения, уплаты и контроля, способствующие более полному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей. При этом в перспективе большее внимание должно уделяться построению системы предварительного и текущего контроля, содержащегося в порядке исчисления и взимания налогов.