Файл: Проектная структура (Организационная структура управления проектами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работать с проектной группой совсем непросто, это обусловлено основными характеристиками проекта. Для того чтобы работа с проектной группой была эффективной, руководителю проекта необходимо:

  • четко распределить функции и ответственность;
  • использовать эффективные технологии мотивации и стимулирования труда, нацеленные на результат;
  • поддерживать командный дух в коллективе, используя закон «синергии»;
  • поощрять инициативу и инновации.

Управленческий труд предусматривает также контроль и регулирование. В проектном управлении контроль имеет свою специфику. Она связана с особенностями проекта. Проект без контроля может выйти за рамки сроков и бюджета, а это отрицательно скажется на показателях эффективности управления проектом [2]. Под контролем в проекте понимается мониторинг проекта, который позволяет реагировать в случае отклонения проекта от утвержденного плана.

Руководителю проекта отведена ключевая роль в управлении проектами. Его роль определяется особенностями управленческого труда и особенностями самого проекта. Управленческий труд в проекте имеет свои особенности, которые в первую очередь обусловлены характеристиками проекта, поэтому руководитель проекта должен демонстрировать высокий уровень профессионализма не только в области менеджмента, но и обладать набором необходимых компетенций для успешной реализации проекта.

Глава 2 Анализ организационной структуры проекта 

2.1 Описание проекта

Управление инфраструктурными проектами предполагает разнообразие организационных форм. Как правило, состав участников проекта довольно разнообразен и варьируется в зависимости от типа, степени сложности и других характеристик проекта. Основные участники инвестиционного проекта: заказчик, инвестор, управляющий проектом (руководитель проекта), команда проекта, генеральный подрядчик, подрядчик (субподрядчик), лицензиар, проектировщик, инициатор, девелопер, инжиниринговая компания.

Так, управляющей компания уполномоченной заказчиком или инвестором осуществлять процесс реализацию проектного управления, в практике российской организации часто называют, созданные для осуществления управленческих функций в холдингах или финансово-промышленных группах.


При реализации крупного проекта управляющая компания выполняет следующие основные функции: подбор одного или нескольких генеральных подрядчиков и субподрядчиков для строительства, организация, координация и контроль их деятельности, контроль своевременного обеспечения производства проектно-сметной документацией, разрешительной документацией, взаимодействие с заказчиком и инжиниринговой компанией, комплектация объектов строительства необходимым оборудованием и материалами и др.

Генеральный подрядчик это юридическое лицо, которое несет ответственность за реализацию и выполнение работ в соответствии с заключенными договорами. Он также может выполнять функции генпоставщика в проекте. При реализации крупного проекта генеподрядчик выполняет функции: организация, координация и контроль деятельности субподрядчиков, взаимодействие с управляющей компанией или, при ее отсутствии, с заказчиком, возможна также поставка материалов и оборудования и др.

Девелопер — это предприниматель, получающий свою прибыль от создания и развития обычно технически сложных объектов недвижимости.

Для этого он выступает в качестве автора идеи проекта, покупателя прав на земельный участок под застройку, организатора проектирования объекта, нанимателя заказчика, генподрядчика, брокеров для реализации вновь созданного объекта, управляющих недвижимостью, финансирует сам или привлекает необходимые инвестиции.

На рис. 2.1 представлен пример инжиниринговых услуг компании «Делойт».

Рис. 2.1. Консультационный инжиниринг компании «Делойт».

Инжиниринговая компания способна оказывать услуги в различных предметных областях и привлекать к выполнению работ необходимых участников.

Структура функций инжиниринга в системе управления инфраструктурным проектом может включать техническую политику, технологию, разработку спецификаций, проектирование, авторский надзор. К функциям управления проектом относят прединвестиционные исследования, разработку плана проекта, мониторинг и контроль проекта, управление изменениями.

В основе организационно-экономического механизма реализации инфраструктурного проекта лежит контракт. Модель заключаемого контракта определяется в зависимости от участников инвестиционного процесса и структуры проектной компании.


2.2 Участники реализации инфраструктурного проекта

Основными участниками реализации инфраструктурного проекта, вступающие в инфраструктурный проект на различных фазах инвестиционного цикла, являются: государственный сектор; частный сектор; финансовые игроки; страховые и экспортно-кредитные агентства; международные институты. На рис. 2.2 представлены основные участники инфраструктурного проекта.

Рис. 2.2 - Основные участники инфраструктурного проекта: общая схема.

Организационные структуры возможно распределить по уровню бюджетной системы.

Международный уровень: страховые и экспортно-кредитные агентства; международные институты.

Федеральный уровень: универсальные банки развития; отраслевые банки развития; специализированные фонды и агентства (лизинговые, кредитные, инвестиционные); государственные и квазигосударственные инновационные фонды.

Региональный уровень: региональные фонды прямых инвестиций; фонды социального и регионального развития.

Муниципальный уровень: фонды фондов; посевные фонды; сети «центров превосходства»

2.3 Инвестиционный фонд

На федеральном уровне, для строительства инфраструктурных объектов могут привлекаться средства Инвестиционного фонда. Строительство части инфраструктуры проекта возможно также за счет средств федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

Внешэкономбанк - институт развития, созданный для финансово - банковского обеспечения реализации государственной экономической и промышленной политики. Его функция - обеспечение финансирования проектов, которые в силу низкой доходности, высоких рисков или долгосрочности реализации непривлекательны для частного финансирования. Банк работает в первую очередь с инфраструктурными проектами (к примеру, проект по комплексному освоению территории в целях жилищного строительства). Внешэкономбанк осуществляет инвестиционную деятельность, руководствуясь положениями Федерального закона «О Банке развития» от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ и Меморандума о финансовой политике Внешэкономбанка, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.07.2007 г. № 489. На Банк не распространяются некоторые положения законодательства о банках и банковской деятельности, в частности правила, регулирующие порядок выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций, процедуры ликвидации или реорганизации устойчивости и финансовой надежности.


Этот институт развития функционирует для финансово-банковского обеспечения реализации государственной экономической и промышленной политики. В проектах, финансируемых посредством ассигнований Инвестфонда, Внешэкономбанк может участвовать: в качестве кредитора по концессионному проекту; путем предоставления государственных или собственных гарантий; в качестве инвестиционного консультанта по конкретному проекту; путем внесения средств в уставные капиталы хозяйственных обществ (например, различных корпораций развития территория).

Введение в структуру регионального межрегионального проекта финансовых механизмов Внешэкономбанка позволит успешно привлекать средства Инвестфонда РФ в региональные проекты. Это, в свою очередь, приведет к достижению целей социально-экономического развития регионов, повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики в целом.

Фонды прямых инвестиций

В 2008 году был сделан первый шаг в этом направлении - MerrillLynch создал первый фонд для инвестиций в инфраструктурные компании России MerrillLynch Russian Infrastructure Basket. В 2009 году российский Renessance Capital и австралийский Macquarie создали совместный банк, специализирующийся на структурировании инфраструктурных проектов в сфере строительства и ремонта объектов, находящихся в частной собственности.

В июне 2011 года создан Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ), который является 100% дочерним обществом Внешэкономбанка России. В течение пяти лет российское правительство предоставит РФПИ капитал в объеме $10 миллиардов для осуществления прямых акционерных инвестиций в ведущие компании российской экономики.

При формировании региональных фондов прямых инвестиций (РФПИ) могут быть привлечены соинвесторы как на региональном, так и на федеральном уровнях (рис. 2.3).

Рис.2.3. Механизм работы фондов прямых инвестиций

Гибкая и масштабируемая структура позволит оперативно реагировать на деятельность предприятий в стратегически важных для страны регионах. Возможность масштабирования структуры не только за счет увеличения размеров действующих фондов, но и за счет организации дополнительных фондов прямых инвестиций в других регионах РФ и за ее пределами. При этом данная структура обеспечивает значительные масштабы деятельности при сохранении мобильности и гибкости управления активами. После запуска РФПИ в условиях ограниченной ликвидности и при взвешенном подходе к существующим политическим рискам, фондирование РФПИ может осуществляться через долги. В России работа региональных фондов может осуществляется при поддержке Внешэкономбанка (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Схема работы региональных фондов.

Корпорации развития региона

В настоящее время на территории Российской Федерации созданы и функционируют 13 региональных корпораций развития (далее - корпорации). Инициаторами создания корпораций, как правило, выступают администрации субъектов Российской Федерации. При этом корпорации создаются, как за счет средств региональных бюджетов, так и с участием крупных инвесторов и институтов развития, в том числе Внешэкономбанка. Большая часть проектов по комплексному развитию регионов реализуется через схему ОАО «Корпорации развития Региона», которая в свою очередь формируется на паритетных началах региональной властью и представителями бизнеса и является проводником организации проектов ГЧП. Назначение корпорации - инициирование крупных проектов и организация канала средств из федерального Инвестиционного фонда России.

Рис. 2.5. Типовая схема реализации проекта через ОАО «Корпорация развития региона».

Так, только за счет средств администраций субъектов Российской Федерации созданы 13 региональных корпораций развития.

С участием Внешэкономбанка совместно с субъектами Российской Федерации создан ряд региональных корпораций развития.

Для формирования инвестиционного климата и поддержки реализации инвестиционных проектов указанные корпорации осуществляют следующие функции:

  • развитие ГЧП;
  • содействие в привлечении источников финансирования, минимизирующих прямое участие средств региональных бюджетов;
  • развитие инфраструктуры инвестиций;
  • реализация стратегических инвестиционных проектов;
  • создание территорий развития (ОЭЗ, индустриальные и технопарки);
  • проведение исследований по вопросам социально- экономического развития региона;
  • сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна»;
  • обеспечение информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализации приоритетных инвестиционных проектов;
  • • инвестиционный консалтинг: осуществление предпроектной и проектной проработки инвестиционных предложений инвесторов в сфере размещения новых производительных сил, инфраструктурных и социальных проектов.

Для успешного продвижения инвестиционных проектов на региональном, муниципальном уровнях требуется значительная институциональная поддержка. С целью оптимизации деятельности Корпорации развития следует создавать на базе Корпораций специальные агентства по содействию и развитию инвестиций. Главные цели таких организаций - не только выявление инвестиционных возможностей и проведение соответствующих исследований, но и нахождение подходящих отечественных и зарубежных партнеров, заинтересованных в инвестировании. Корпорации развития могут выступать в роли региональных консультационных центров инфраструктурных проектов в модели ГЧП. Региональные институты развития, каковыми являются корпорации развития, являются инструментом реализации региональной политики государства.