Файл: Проектная структура (Организационная структура управления проектами).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организационных структур управления проектами
1.1 Организационная структура управления проектами
1.2 Виды проектных организационных структур
1.3 Управленческий труд в управлении проектом
Глава 2 Анализ организационной структуры проекта
2.2 Участники реализации инфраструктурного проекта
Реализация проекта происходит в рамках организации, структура которой в значительной степени влияет на успех проекта. Система управления проектами обеспечивает каркас для запуска и разработки инфраструктурных проектов. Некоторые организации могут испытывать трудности, пытаясь одновременно с созданием системы для организации проектов управлять текущей деятельностью. Одна из основных причин таких трудностей заключается в противоречии между проектами и базовыми структурными принципами, на которых основаны традиционные организации. Во-первых, инфраструктурные проекты являются уникальными, единичными мероприятиями, с вполне определенным началом и завершением. При этом, большинство организаций созданы для эффективного управления непрерывной деятельностью.
Во-вторых, большинство инфраструктурных проектов по своей сути являются междисциплинарными, что требует координации усилий самых разных специалистов. В большинстве организаций полномочия распределяются иерархически по функциональным линиям, а так как проекты охватывают несколько функциональных областей, то выявить и назначить основного ответственного за управление проектом в целом часто очень сложно.
2.4 Структура проектной компании.
Как следует из рис. 2.6, центральным звеном механизма является проектная компания (SPV) — компания специального назначения, созданная для реализации инфраструктурного проекта.
Рис.2.6. Организационно-экономический механизм управления инфраструктурными проектами в формате ГЧП.
Проектная компания может иметь разные формы собственности в разных странах, хотя в большинстве случаев выбирается корпоративная форма. Для такой формы важно, чтобы принимающая страна имела соответствующее законодательство о компаниях с современными положениями по основным вопросам, таким как процедуры учреждения, корпоративное руководство, выпуск акций и их продажа или передача, бухгалтерская и финансовая отчетность, защита миноритарных акционеров.
Кроме того, признание возможности для инвестора создавать отдельные юридические формирования в виде «компаний SPV» для сбора средств и платежных фондов может способствовать финансированию проекта.
При структурировании проектной компании особое внимание должно быть уделено законодательству принимающей страны, которое может ограничивать иностранную собственность по ключевым аспектам проекта. Правила могут ограничивать процент участия иностранного капитала, который может находиться в какой-либо отечественной компании или в проектной компании, которой выделена концессия.
Если планируется, что проектная компания будет предлагать акции публично, то для будущих инвесторов потребуется ограниченная ответственность по цене их акций в капитале компании, поскольку они будут приобретать такие акции по своей инвестиционной стоимости и не будут тесно заниматься работой проектной компании.
Следует также обратить внимание на ответственность, которую несут директора и администраторы проектной компании, включая основные элементы уголовной ответственности. В законах современной компании часто содержатся положения, регулирующие поведение руководителей во избежание конфликта интересов. Такие положения могут быть особенно необходимы там, где концессионеры могут задействовать своих собственных акционеров на некоторой стадии проекта для выполнения работ или предоставления услуг в связи с выполнением проекта.
Определение соответствующей структуры проектной компании, так называемой компании специального назначения (special project vehicle - SPV, или special project company — SPC), является одним из первых шагов спонсора. Основные факторы, которые следует учитывать при определении структуры SPV, должны включать потребность в относительно высокой доле заёмного капитала, ответственность руководителей проекта, соображения по поводу налогообложения и балансовой отчетности, трансферабельность процентов в проектную компанию и прибылей из нее, а также распределение ответственности.
SPV может принимать разнообразные формы, включая корпорацию, компанию с ограниченной ответственностью, генеральное партнерство, товарищество с ограниченной материальной ответственностью или совместное предприятие. Однако для определения возможности осуществления данного вида структуры для SPV должна анализироваться соответствующая юрисдикция законодательства компании. Такие законы могут, например, устанавливать специальные финансовые, технические или деловые требования к акционерам, обязательные пропорции капитализации или необходимые целевые отчеты. Акционерное соглашение (или иная форма партнерского или иного соглашения в зависимости от обстоятельств) должно излагать соответствующие права и обязанности собственников SPV.
Наиболее распространенной формой SPV является одноцелевое корпоративное юридическое лицо. При формировании корпоративной компании специального назначения — SPV, особое внимание должно быть уделено финансовым рискам в связи с основными заемными обязательствами по проекту.
В табл. 2.1 представлены характеристики основных форм SPV.
Таблица 2.1 - Формы SPV и их характеристика
Форма SPV |
Характеристика |
Корпорация |
«+» ограниченная ответственность ее акционеров, что освобождает головную корпорацию от обязательств, которые несет проектная компания в ходе выполнения проекта; «+» позволяет другим участникам акционерного капитала участвовать в проекте с равными степенями защиты; «-» отсутствует гибкость при составлении или изменении управленческой структуры, большее количество сложностей при извлечении прибылей и потенциально более высокие налоговые обязательства; «-» структуре торгового баланса отношений головной или дочерней компании могут возникать проблемы, когда заканчивается срок выполнения проекта и компания передается государству; «-» спонсоры проекта могут не пожелать предоставить гарантии для покрытия проектных обязательств за то, что, так или иначе, будет инвестицией с ограниченной ответственностью. «-» не допускается полное иностранное владение корпоративными юридическими лицами «-» законы могут препятствовать государству завладевать акционерным капиталом. |
Коммандитное товарищество с ограниченной имущественной ответственностью |
Структура способствует инвестиционному участию пассивных проектных инвесторов, таких как подрядчики и поставщики оборудования. Такие взносы могут дополнять проектное финансирование и обеспечивать достижение целей строительства и обеспечения оборудованием. Как только проект входит в стадию эксплуатации и начинает приносить доходы, интересы товарищества с ограниченной ответственностью могут быть выкуплены спонсором проекта или правительством принимающей страны или переданы иным образом, чтобы защитить операционную целостность. |
Генеральное партнерство |
«+» не налагает на участников ограничения ответственности, однако, решения товарищества становятся в равной степени обязательными для всех его членов; При финансировании проекта на условиях BOT (built-operate-transfer), в отличие от других видов проектного финансирования, таких факторов может не существовать. «+» спонсор, выбранный правительством принимающей страны для выполнения таких проектов, скорее всего, имеет достаточный акционерный капитал для начального стартапа. «-» правительство принимающей страны может не желать приступать к финансированию проекта, организованного в виде генерального партнерства из-за нежелания брать на себя общую совместную и индивидуальную ответственность, возникающую в связи с недолжным выполнением проекта. |
Коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью |
Генеральный партнер может контролировать проект, но подвергается значительному финансовому риску, товарищества должны иметь не менее одного генерального партнера, который, как в и генеральном товариществе, берет на себя ответственность и власть принятия решений в компании. По некоторым юрисдикциям главный партнер может быть корпорацией, которая объединяет преимущества корпоративной компании с ограниченной ответственностью и организационные преимущества товарищества. |
Совместное предприятие |
Структура генерального партнерства для проектного финансирования обычно применяется, когда спонсор проекта не имеет соответствующего капитала, а у всех партнеров аналогичный налоговый статус, или же все партнеры стремятся к равному участию в управлении проектом и контроле. На такой организации может настаивать правительство принимающей страны, которое сильно озабочено защитой общественных интересов. |
Компания с ограниченной ответственностью |
Эффективная структура построения компании, которая может использоваться для проектного финансирования ввиду сочетания ограниченной ответственности корпорации с преимуществами сквозного налогообложения и контрольными правами партнерства. Таким компаниям не требуется наличие генерального партнера, который несет неограниченную личную ответственность. |
Во многих случаях SPV требуется организовывать некую форму кредитного усиления (механизма, который позволяет повысить кредитное качество денежного потока) для обоснования проекта. Это может принимать форму гарантии, предоставляемой головной компанией/спонсором проекта для принятия обязательств дочерней компанией/собственником проекта. По некоторым юрисдикциям головные компании корпоративной SPV должны проявлять особую бдительность в отношении выполнения корпоративных формальностей во избежание риска проникновения судов за «завесу защищенности корпорации» и возложения ответственности на головную компанию.
В российской практике проектная компания (SPV), осуществляющая инфраструктурный проект в формате ГЧП, реализует государственные интересы, имеет корпоративную форму управления, юридически относится к категории коммерческих организаций, подпадает под юрисдикцию Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и иных норм акционерного права Российской Федерации, ставит своей основной целью обеспечить консенсус между прибыльностью деятельности и достижением общественных интересов.
Разнообразие организационно-правовых форм SPV предполагает выбор оптимальной организационной структуры наиболее подходящей для реализации проекта на определенном уровне бюджетной системы в зависимости от объема участия государства.
Рассмотрим традиционный подход РМВОК. Наиболее интересной с точки зрения изучаемой темы представляется проектно-ориентированная структура (рис.2.7).
Рис. 2.7 - Проектно-ориентированная организационная структура.
При данной структуре управления проектом персонал команды сосредоточены в одном месте. Большая часть сотрудников компании организации вовлечено в различные проекты, руководители которых обладают независимостью и значительными полномочиями. В аналогичных компаниях могут присутствовать отдельные подразделения, называемые департаментами или отделами, но они либо напрямую подчиняются руководителю определенного проекта, либо выполняют вспомогательные функции обеспечения различных проектов.
Однако инфраструктурные проекты, ввиду их особенностей, в частности масштаба и технической (технологической) сложности проекта предполагают сложную иерархию участников. Структурная и организационная сложность инфраструктурного проекта обуславливает целесообразность отказа от стандартных категорий управления проектом, прописанных в стандартах PMBOK.
Рис. 2.8. Механизм взаимодействия участников проекта строительства железной дороги Betuweroute (Нидерланды)
В инфраструктурных проектах заказчик чаще все представлен в виде нескольких юридических лиц, например, «головная организация» и агент заказчика, то есть в таком случае существует сложная структура внутри заказчика. На рис. 2.8 представлен механизм взаимодействия участников проекта строительства железной дороги Betuweroute (Нидерланды).
Согласно представленной модели ProRail стал главным участником ответственным за исполнение проекта строительства (определение его масштаба, бюджета и планирования) и агентом Министерства транспорта. Проектная компания в данной модели — организация в форме юридического лица (в форме корпорации), ответственная за реализацию проекта и, в сущности, выступающая заказчиком строительства.
Для гибкого реагирования на изменения сред (адаптивное управление) организационная структура управления проектом имеет «ситуационный центр», способствующий эффективной реализации программных мероприятий путем предоставления достоверной информации относительно всех значимых для реализации событий. Ситуационный центр, как обязательная организационная единица структуры управления проектом, позволяет регламентировать порядок и распределение ответственности и полномочий среди ее участников, т.е. строить организационные отношения на основе собирающихся и распределяющихся информационных потоков между субъектами управления посредством серии мониторинга принятия и исполнения решений на основе индикаторов проекта.
В проекте участвуют два генподрядчика, один генпроектировщик, несколько проектировщиков. При такой структуре целесообразно выделять более трех уровней управления (рис. 2.9).
Рис. 2.9 Уровни управления инфраструктурным проектом.
Сложность структуры управления в значительной степени влияет на количество формальных и неформальных информационных потоков по проекту, на количество регламентов процессов и документации, на процессы принятия решений. Устойчивость организационной структуры способствует распределению ответственности между участниками проекта и оптимальной аллокации рисков.
Заключение
Управленческий труд представляет собой организацию и осуществление процесса управления совместной деятельностью коллектива. Так, управленческий труд в проекте - это целесообразная, сознательная деятельность человека по организации и осуществлению работ в существующих рамках проектах. Руководитель проекта - это лицо, ответственностью за достижение целей проекта.