Файл: Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 1608
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению
1.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению
1.2 Классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению
Глава 2.Элементы правоотношений по социальному обеспечению
2.1 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
2.2 Объекты правоотношений по социальному обеспечению
2.3 Содержание правоотношений по социальному обеспечению
Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
Отраслевая специфика правоотношений может быть раскрыта только на основе анализа основных их элементов. В теории права к элементам любого правоотношения относят: субъектов, объект и содержание. Рассмотрим указанные элементы применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.
Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей[19].
Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций.
Субъекты правоотношений по социальному обеспечению – граждане, которые обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность.
Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются[20]:
- правоспособность;
- дееспособность;
- правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).
Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения[21]. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др. Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.
Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность.
Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление[22]. Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей. Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).
Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.
Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство в лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц[23]. К ним относятся:
1) территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
2) органы Министерства здравоохранения и социального развития;
3) органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);
4) учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
5) работодатели и др.
Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.
В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико-экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.
В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.
Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
2.2 Объекты правоотношений по социальному обеспечению
С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на, что направлена деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект - парные категории. Человек может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношений[24].
Субъективное право на, какой-то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного.
Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого-либо блага.
В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.
Объектом социально-обеспечительного правоотношения является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений - разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект[25].
Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:
1) материальные блага (деньги, предметы, услуги);
2) нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
3) поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права;
4) официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.
В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является:
1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения;
2) назначение конкретного вида обеспечения;
3) заключение договора;
4) установление необходимого юридического факта.
Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношении будет социальное благо:
- денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты;
- социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и др.;
- материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.
Объекты социально-обеспечительных правоотношении служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношении, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.
Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.
Пенсия - это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца[26]. Существует три наиболее существенных признака пенсий:
Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.
Во-вторых, источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.
В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность[27]. Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня. Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет.
Пособие - это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки[28].
Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка (пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам; пособия по безработице). Другие - с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребёнка; ежемесячное пособие на ребёнка; единовременное пособие на погребение и др.). Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:
- единовременные;
- ежемесячные;
- периодические.
Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также различия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).
В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.
Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются[2]:
- неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы;
- престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
- работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;
- лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;
- пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.
Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.
Услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан[29]. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е. на возмездно-неэквивалентной основе.
Виды услуг могут быть самыми разными:
- полезные действия (медицинское обслуживание и лечение; экспертиза временной нетрудоспособности; установление причин и группы инвалидности; социальное обслуживание на дому и др.).