Файл: Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 1609

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению

Проблема классификации правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что в теоретических исследованиях этого вопроса отсутствует единая точка зрения в силу многообразия видов данных отношений[6]. Следует отметить, что понятие социально-обеспечительного правоотношения - это и научная абстракция, и реальное, конкретное, фактическое отношение. И таких правоотношений существует значительное число. С целью их более глубокого изучения и оптимального регулирования все социально-обеспечительные отношения классифицируют на роды и виды по различным основаниям[7]:

1 - по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении, например, определение права на получение пенсии по старости или разрешение спора в случае ее отказа);

2 - по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений, например, получение пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и т.д.);

3 - по срокам действия правоотношения по социальному обеспечению[8]:

а) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например, пособие по рождению ребенка);

б) правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца - до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и другие);

в) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах - интернатах и другие).

Также социально-обеспечительные правоотношения необходимо классифицировать по отраслевому признаку на правоотношения по[9]:


а) социальному страхованию застрахованных лиц;

б) государственному пенсионному обеспечению граждан;

в) социальной поддержке ветеранов, инвалидов и других лиц;

г) оказанию государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам;

д) социальному обслуживанию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно[10].

Правоотношения по социальному обеспечению можно также классифицировать и по формам социального обеспечения[11]:

а) государственное социальное страхование;

б) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджетов;

в) дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2) процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказа в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении. Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения, и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения. Процедурные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на[12]:

а) процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);


б) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;

Очевидно, что служебный характер указанных отношений по отношению к материальным правоотношениям не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу - адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе этих отношений субъект - предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.

Также различные источники предлагают и другие классификации правоотношений в сфере социального обеспечения. По юридической цели правоотношения делятся на:

- регулятивные;

- охранительные;

- защитные

Первые и вторые возникают из правомерных действий субъектов; третьи - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения с целью восстановления оспоренного или нарушенного права на социальное обеспечение.

По продолжительности (сроку функционирования) правоотношения можно разделить[13]:

- длящиеся постоянно (большинство пенсионных отношений);

- длящиеся до наступления определенного события (достижения определенного возраста, выздоровления, снятия инвалидности и т. п.);

- периодические (предоставление определенных социально-бытовых и медицинских услуг);

- разовые (по поводу предоставления единовременных пособий и консультационно-правовой помощи, предоставления ночлега, оказания материальной помощи и др.).

По характеру обязанностей субъектов правоотношения делятся на:

- активные;

- пассивные

В активных правоотношениях обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного лица, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. Такими правоотношения могут быть как с одной стороны, так и с другой.

Как мы видим из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных, процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению. Но главным основанием для классификации правоотношений в области социального обеспечения должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения[14]. Институционные социально-обеспечительные отношения по социальному страхованию, в свою очередь, делятся на субинституционные. Так, например, правоотношения по обязательному пенсионному страхованию делятся на отношения по обеспечению трудовыми пенсиями по старости, на отношения по обеспечению трудовыми пенсиями по инвалидности и по случаю потери кормильца, на правоотношения, возникающие межу застрахованным лицом и страхователем, между застрахованным и ПФ России и т. д.[5]


Можно сделать вывод о том, что само наличие нематериальных (процедурных и процессуальных) правоотношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.

Как было отмечено выше, материальные правоотношения по социальному обеспечению складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

Внутри указанных форм материальные правоотношения мы классифицировали по объектам, т.е. видам социального обеспечения[15]:

1) пенсионные;

2) по поводу пособий и иных социальных выплат;

3) по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;

4) по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы[16]:

а) по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

б) по выплате пенсий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

в) по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать с учетом организационно - правовых форм на социально - страховые, социально - обеспечительные и по оказанию социальной помощи. В свою очередь, социально - страховые правоотношения моно объединить в несколько групп по видам страховых пособий[17]:

а) по временной нетрудоспособности;

б) по беременности и родам;

в) в связи с рождением ребенка;

г) на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медицинской помощи; диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за средств ОМС; по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.


Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию, например:

а) по оказанию бесплатных или льготных соцуслуг на дому;

б) по содержанию в стационарных учреждениях соцзащиты;

в) по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;

г) по обеспечению инвалидов транспортными средствами;

д) по протезированию и т.д.

Таким образом, в зависимости от различных критериев - круг обеспечиваемых субъектов, источники финансирования, основания обеспечения, виды социального обеспечения, органы и организации социального обеспечения - можно предложить довольно широкий спектр классификаций форм и видов социального обеспечения. Между тем, в силу многомерности этих форм вряд ли они в состоянии выполнять функцию базовых отраслевых юридических конструкций. Более того, сам законодатель в ряде случаев изменяет, реформирует правовую природу той или иной формы социального обеспечения, стирая грани между различными формами. Например, по российскому законодательству социальные пенсии имеют источником страховые средства Пенсионного фонда, а с 2001 г. страхование по безработице возложено только на государство[18]. В систему медицинского страхования в настоящее время включено и неработающее население, страхование которого осуществляется государством. Взаимодействие и взаимопроникновение рассматриваемых форм социального обеспечения - явление очевидное, и оно не должно исключать их самостоятельности.

В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что классификация видов социального обеспечения имеет такой же принцип, как и классификация правоотношений по социальному обеспечению, т.е. основными критериями являются субъект и объект правоотношений. Однако следует заметить, что данная классификация может подлежать постоянному изменению в силу изменения характера правоотношений в соответствии с действующим и разрабатывающимся законодательством.

Глава 2.Элементы правоотношений по социальному обеспечению

2.1 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению