Файл: Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 1607

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- натуральное содержание (детей в детских дошкольных учреждениях; престарелых и инвалидов - в домах-интернатах; лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.).

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде. В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права. Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении. Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения[30]. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных правоотношениях по ним объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.


2.3 Содержание правоотношений по социальному обеспечению

Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию и осуществлению[31].

Правоотношения в сфере социального обеспечения имеют материальное, волевое и юридическое содержание.

Материальное, или фактическое, содержание составляют те обеспечительные отношения, которые опосредуются правом социального обеспечения. Материальное содержание правоотношения выражается в их фактическом поведении.

Волевое - воля государства и других субъектов правотворчества, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе социально-обеспечительном правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности субъектов социально-обеспечительного правоотношения.

Юридическим содержанием социально-обеспечительного правоотношения принято считать корреспондирующие друг другу субъективные права и юридические обязанности субъектов в границах этого отношения.

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях[32]:

а) совершать определенные действия;

б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;

в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность - необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права[33]. Она проявляется в необходимости:

а) совершения определенных обязательных действий;

б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективное право включает в себя четыре правомочия[34]:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия (такие действия человека, как правило, начинаются с заявления в орган (учреждение) с просьбой о реализации его права на конкретный вид социального обеспечения);

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право одного из субъектов социально-обеспечительных отношений на чужие действия;

3) возможность одного из субъектов - человека прибегнуть к внутригосударственной, а в исключительных случаях и к международно-правовой защите нарушенного (оспоренного) права на социальное обеспечение, а его контрагента - к защите государства;


4) возможность пользоваться на основе конкретного права на обеспечение определенным социальным благом или правилом поведения.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило, первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права человека на социальное обеспечение. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Процедурное содержание права субъектов социально-обеспечительного правоотношения составляет[35]:

1) право человека и органа, реализующего право на социальное обеспечение обратиться в любой орган государственной власти и местного самоуправления или общественного объединения в любой законной форме за установлением (подтверждением) необходимого юридического факта;

2) право на пользование любыми предусмотренными законом процедурами, установленными для реализации данного вида социального обеспечения;

3) право на обжалование в вышестоящий компетентный орган решения по конкретному делу нижестоящего органа социального обеспечения.

Субъективное право человека на конкретный вид социального обеспечения является его возможностью не только гарантированной законом, но и обязанностями контрагента и других субъектов. В противном случае это не субъективное право, а простая дозволенность, которая вытекает из объективного права.

Юридическая обязанность субъектов социально-обеспечительных отношений устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах обязанного субъекта. Юридическая обязанность соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента[36]:

1) необходимость совершить определенные действия в целях реализации права на социальное обеспечение либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного субъекта;

3) необходимость для субъектов правоотношений нести юридическую ответственность за неисполнение требований нормативного правового акта;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом и совершать такие действия, в отношении которых он имеет право.

Слагаемые юридической обязанности - это своего рода отдельные долженствования - наподобие правомочий субъективного права на социальное обеспечение. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными правовыми предписаниями. Требовать исполнения обязанности субъекта сверхустановленной меры - это произвол, нарушение законности.


Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Социально-обеспечительные правоотношения, как и все прочие, могут возникать, функционировать и прекращаться лишь при наличии соответствующих предпосылок. В науке права социального обеспечения их принято делить на общие и юридические[37].

В широком смысле под общими предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, политических, духовных и культурных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных социально-обеспечительных отношений. К общим предпосылкам в узком смысле относятся:

1) наличие не менее двух субъектов;

2) интересы и потребности субъектов, под влиянием которых они вступают в социально-обеспечительные правоотношения;

3) наличие социального блага.

Социальные потребности могут быть материальными (потребность в том или ином пособии, обеспечении продуктами и т. д.), духовными (потребность в консультировании по правовым вопросам) или физиологическими (потребность в лечении). Стремление к удовлетворению указанных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения.

Однако общих предпосылок бывает недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные социально-обеспечительные правоотношения. Для этого нужны еще и формально-юридические предпосылки. К ним относятся[38]:

а) норма права;

б) правосубъектность участников правоотношений;

в) юридический факт.

Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны. Они представляют собой единство, в котором два главных компонента жестко предполагают друг друга. Они соотносятся как причина и следствие.


Взаимосвязь нормы права и социально-обеспечительного правоотношения имеет сложный характер и выражается в том, что[39]:

а) обеспечительное правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права социального обеспечения. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Нормы, отличные от установленных органами государственной власти и местного самоуправления, могут приниматься локальными нормативными правовыми актами работодателя, а также коллективными договорами и двух и трехсторонними соглашениями по регулированию социально-трудовых отношений;

б) социально-обеспечительное правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность законов и других нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения, достигается поставленная в них цель. Их конечные цели сводятся к урегулированности социально-обеспечительных отношений и скоординированности поведения субъектов этих отношений.

Таким образом, социально-обеспечительное правовое отношение есть результат регулирующего воздействия нормы права социального обеспечения на обеспечительное общественное отношение[40]. При этом последовательность однозначна: норма права социального обеспечения - фактическое социально-обеспечительное общественное отношение - социально-обеспечительное правоотношение.

Правосубъектность участников является важной юридической предпосылкой социально-обеспечительных правоотношений. Участник этих отношений должен обладать отраслевой и специальной правоспособностью и дееспособностью. Без наличия указанных свойств субъект правоотношения не будет иметь ни физической, ни юридической возможности участвовать в нем.

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений между субъектами необходимы основания — юридические факты. Юридические факты в социально-обеспечительных правоотношениях - это определенные жизненные обстоятельства (факты, условия, ситуации), с которыми нормы права социального обеспечения связывают возникновение, прекращение или изменение названных правоотношений[41].

Жизненные обстоятельства становятся юридическими в результате признания их таковыми законом и иным нормативным правовым актом.

Социальное обеспечение - это цепь разнообразных фактов, действий, событий, которые затрагивают наиболее существенные интересы человека и общества[42]. Именно они входят в сферу правового регулирования и могут повлечь за собой известные юридические последствия.