Файл: Программа маркетингового исследования (Теоретические основы формирования маркетинговых исследований на современном этапе).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования маркетинговых исследований на современном этапе
1.1 Маркетинговая среда, факторы анализ маркетинговой среды
1.2 Понятие, сущность и необходимость разработки системы маркетинга предприятия
1.3 Использование результатов маркетинговых исследований в управлении
2.2 Оценка системы маркетинговых коммуникаций и исследований ТОО «Дом Печати Сардар»
В данном случае оценка 3,62 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне, но несколько выше, чем хотелось бы. Наиболее важными в деятельности ТОО «Дом Печати Сардар» являются экономические и социальные возможности и угрозы.
Оценка степени конкуренции. Обычно используют модель анализа конкуренции М. Портера. Анализ конкуренции по М. Портеру предполагает определение 5 факторов конкуренции, влияющих на ее структуру, привлекательность и прибыльность. На рисунке 8 представлено влияние этих факторов конкуренции на ТОО «Дом Печати Сардар», выявленное автором при анализе результатов вторичных исследований данного рынка и собственных наблюдений.
Рисунок 8- Влияние пяти сил конкуренции на деятельность ТОО «Дом Печати Сардар»
Из рисунка видно, что основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты и поставщики оказывают наименьшее влияние – по 5 %.
Ключевые факторы успеха важны для поддержания высоких темпов роста и удержания лидирующих позиций в бизнесе, основывающихся на таких факторах успеха, как представленные в таблице 3. Весовые коэффициенты предложены автором.
Таблица 3 - Оценка ключевых факторов успеха ТОО «Дом Печати Сардар»
Фактор |
Вес |
оценка |
Итого |
Эффективная система поиска и распределения клиентов |
0,3 |
4 |
1,2 |
Четкие процессы и наличие стандартных процедур |
0,2 |
4 |
0,8 |
Эффективное управление персоналом |
0,2 |
3 |
0,6 |
Наличие эффективной комплексной системы обслуживания |
0,2 |
3 |
0,6 |
Управление продвижением услуг на рынок |
0,1 |
3 |
0,3 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
1 |
3,5 |
Таким образом, из 5 возможных баллов, КФУ ТОО «Дом Печати Сардар» оцениваются в 3,5, что показывает достаточно высокую ее привлекательность на рынке для клиентов и партнеров.
2.2 Оценка системы маркетинговых коммуникаций и исследований ТОО «Дом Печати Сардар»
Система маркетинговых коммуникаций в ТОО «Дом Печати Сардар» представлена следующими взаимосвязанными элементами:
- базы данных, обеспечивающая анализ на уровне отдельных сайтов (продаж), интегрированная с другими источниками информации;
- push системы (системы доставки информации до клиента);
- системы сбора информации о клиентах;
- аналитические инструменты, используемые для анализа поведения заказчика, с учетом и без учета его жизненного цикла.
Под анализом внутренней информации в компании подразумевается, прежде всего, анализ заказов, включающий анализ доходности и прибыльности в динамике, с анализом отзывов клиентов о работе с фирмой.
Сбор внешней информации в «Дом Печати Сардар» включает мониторинг потенциальных заказчиков, маркетинговой деятельности конкурентов, макроэкономической ситуации и т. д. Такие средства специалистам отдела маркетинга необходимы для сбора данных о внутрифирменных процессах (например, об оперативной деятельности по продвижению продукции).
В компании используется централизованная информационная система с использованием баз данных маркетинга, в заполнении которой участвуют не только сотрудники отдела маркетинга, но и другие работники.
Анализ системы маркетинговых коммуникаций и информации компании построен на контент-анализе имеющейся и получаемой информации, что позволяет достичь компромисса между качеством получаемых оценок и затратами на их получение. Метод контент-анализа информации позволяет получить надежные оценки важности характеристик товара, а также предпочтительности значений этих характеристик без неоправданно высокой нагрузки на участников исследования. Применение контент-анализа информационной системы состоит из следующих шагов:
Формирование массива вариантов исследуемой услуги.
Экспертная оценка или ранжирование полученных вариантов.
Расчет важности и предпочтительности значений каждой характеристики услуги.
Расчет оценок для конкретных вариантов.
Формирование отчетов с исходными данными и результатами анализа.
При этом следует отметить, что возможности системы маркетинговых коммуникаций в компании полностью не используются. Основной причиной является то, что персонал отдела маркетинга ориентирован больше на работу с клиентами в рамках продвижения заказов, нет специалистов по проведению собственных маркетинговых исследований, имеющих большую ценность для компании. В планировании маркетинговой политики предприятия в основном используются вторичные данные, взятые из исследований других организаций, информации соответствующих электронных и печатных изданий. Обилие вторичной информации не может заменить наличие первичной – той, что наиболее необходима и релевантная для компании «Дом Печати Сардар».
Особенное внимание следует уделить формированию базы данных по имеющимся заказам и потенциальным клиентам. Информация о заказчиках в компании формируется как на основании внутренней, так и внешней информации. Внутренними источниками служат отчеты о продажах, внешними - маркетинговые исследования, обычно вторичные.
Основным инструментов собственных исследований в компании является сбор отзывов клиентов о работе с компанией. Структурировав эти отзывы по 7 основным параметрам, были получены следующие данные:
Причины обращения клиентов именно в компанию «Дом Печати Сардар» (рис. 6). Основной причиной обращения клиентов является рекомендация знакомых – предыдущих заказчиков – 45 %, на втором месте – известный высокий уровень специалистов компании – 25 %.
Рисунок 9 Структура причин обращения клиентов в компанию
Основным источником информации о компании по оценкам заказчиков являются различные рейтинги, проводимые специализированными изданиями и компаниями – 48 %, устная информация от знакомых – 34 % (рис. 10).
Рисунок 10. Основные источники информации о компании
Средняя оценка выполненной работы со стороны клиента составляет 4,4 из 5 баллов, т.е. колеблется между хорошей и отличной (рис. 11).
Рисунок 11. Средняя оценка выполненной работы
Работа менеджеров компании также оценивается клиентами положительно и высоко. Основными оценками здесь являлись (рис. 12):
Рисунок 12. Оценка клиентами работы менеджеров компании
Обращает на себя внимание тот факт, что характеристика «профессионально» занимает всего 15 %, а максимальное число ответов сформулировано как неконкретное, но приятное «хорошая работа» - 36 %.
Основные положительные моменты, которые понравились заказчикам в процессе работы (допускалось более одного ответа) (рис. 13.).
Рисунок 13. Что больше всего понравилось клиентам в процессе работы над заказом?
Больше половины заказчиков указывают на ответственность (55 %) сотрудников компании «Дом Печати Сардар», на втором месте – оперативность (47 %) и наличие обратной связи (35 %). Также значимым является для клиентов возможность рассрочки оплаты, причем только по факту выполнения заказа, и наличие дополнительных консультаций, причем зачастую даже без специальной договоренности в соответствующих документах (ТЗ, договор).
6. Отрицательными моментами в деятельности компании являются (рис. 11) (допускается несколько ответов):
Большая часть клиентов (57 %) вообще затруднились с ответом на этот вопрос, что говорит о малом значении негативных факторов в работе с клиентами. В основном же отмечали – дороговизну услуг (51 %), неполное наличие документации (14 %), некачественную работу почтового сервера (16 %). Указанные недостатки подлежат скорейшему рассмотрению и сглаживанию или искоренению.
Рисунок 14. Негативные явления в работе компании
7. Предложения по дальнейшему совершенствованию работы компании (рис.129), в основном сводились к пожеланиям сохранить имеющийся уровень (39 %), более творческий подход (24 %). Около 50 % клиентов заявили, что их все устраивает, и никаких особых рекомендаций по улучшению работы у них нет.
Рисунок 15. Предложения и пожелания клиентов
Из всего вышесказанного следует, что система маркетинговых коммуникаций компании «Дом Печати Сардар» является достаточно мощным средством анализа рынка, способным упрощать задачи всех необходимых типов исследований и анализа.
Годовой план маркетинга утверждает руководитель предприятия. На основе плана осуществляется координация в сфере финансовой деятельности, производства издательских услуг, обеспечения качества оказываемой услуги, динамики рыночной конъюнктуры и статуса конкурентов.
Целью проведения исследований, маркетинговых позиций издательства в конкурентной борьбе и конкурентоспособности его отдельных видов услуг является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. В соответствии с этой целью необходимо установить привлекательность оказываемых услуг в долгосрочной перспективе и определить конкурентные позиции издательства и его услуг по сравнению с другими предприятиями.
Для выполнения всех этих функций в издательстве не создан маркетинговый отдел, что отрицательно сказывается на эффективности его работы. Более того, выполнение маркетинговых функций прописано только в должностных инструкциях руководителя издательства и финансового директора, но практически одной строкой, без четких разъяснений. Поэтому проводимые исследования носят несистемный характер, так как ими занимаются неспециалисты: например, проводился опрос заказчиков для определения удовлетворенности услугами издательства, при этом вопросы составлялись директором, анкеты раздавали менеджеры, анализировали их финансовые работники.
Всего ТОО «Дом Печати Сардар» проводились следующие исследования (табл. 4):
Таблица 4 - Перечень и результаты маркетинговых исследования, проводимых ТОО «Дом Печати Сардар»
Тема исследования |
Результаты исследования |
Использование результатов исследования |
Исследование рынка издательских услуг города (вторичные источники) |
Выявление основных конкурентов и наиболее востребованных услуг, их качества и ценового уровня |
Разработка и внедрение востребованных услуг, ранее не оказываемых (букининг) |
Исследование удовлетворенности заказчиков качеством услуг |
Получение оценки потребителей, выявление «узких мест» |
Принятие решения о размещении в зонах ожидания телевизоров с видеоприставками, отправка сотрудников на повышение квалификации |
Исследование новых технологий в книгоиздании (обзор данных производителей) |
Получение информации для принятия решения по обновлению материальной базы |
Закупка нового оборудования, и материалов для издательства |
Проведение SWOT-анализа для выбора направлений дальнейшего развития |
Получения возможных альтернатив для развития издательства |
Планирование открытия фирменного отдела |
Мониторинг рынка издательских услуг города |
Анализ конкурентно позиции, дополнительные возможности для привлечения клиентов |
Построение обще стратегии развития, установление (корректировка) плановых показателей |
Как уже говорилось, все данные исследования разрабатывались и проводились руководителями с привлечением административного персонала и частично менеджеров (раздача анкет по выявлению удовлетворенности потребителей). Обработка и формирование результатов возлагались на сотрудников финансовой службы и лично финансового директора. Не проводилось ни одного исследования для разработки системы продвижения услуг издательства, проведения рекламной кампании, перспективных акций и программ повышения лояльности клиентов.
3 Планирование маркетинговой деятельности ТОО «Дом Печати Сардар» с учетом проведения маркетинговых исследований
По результатам проведенного исследования системы маркетинговых исследований издательства «Дом Печати Сардар» следует предложить следующее:
Для совершенствования маркетинговой деятельности ТОО «Дом Печати Сардар» необходимо пересмотреть его организационную структуру: