Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения (ОАО «Газпром» ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты разработки управленческих решений
1.1.Особенности управленческих решений на современных российских предприятиях
Глава 2 Разработка управленческих решений на ОАО «Газпром»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром»
2.2 Анализ внутренне и внешней среды ОАО «Газпром»
Рисунок 4 – Реализация газа группой «Газпром» в России
Приоритетами стратегии развития внутреннего рынка газа являются:
- переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке при сохранении государственного регулирования цен в секторе поставок газа населению;
- формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены. Данный сектор c 2011 г. стал основным по объемам реализации газа.
В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);
- расширение электронной и организация биржевой торговли газом.
Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:
-сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;
-диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу [6];
-умножение эффективности сбыта газа путем выхода на конечного потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии;
- географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР);
-выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику [6].
На европейском рынке основными мишенями Газпрома является сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, а также получение доступа к конечным потребителям.
Достижение этих целей планируется посредством развития отношений с традиционными покупателями на основе долгосрочных контрактов, использования новых форм торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, а также разменных операций и разовых сделок. С целью укрепления позиций на европейском рынке природного газа, повышения надежности и гибкости поставок Газпром намерен во всё большей степени использовать мощности подземного хранения газа в Европе и расширять участие в акционерном капитале компаний, специализирующихся на продажах газа, а также электроэнергии конечным потребителям.
- сохранение доминирующей позиции российского газа в энергетике стран СНГ и Балтии;
- корректировка действующих соглашений с целью перехода на контрактные условия и ценовые механизмы, аналогичные действующим в европейских странах.
Разнообразие и качество ассортимента. Помимо важнейших видов деятельности Газпром реализует на рынке большое количество продуктов нефтепереработки (масло, мазут и пр.), обладающие высоким уровнем качества, что повышает их конкурентоспособность и расширяет возможности выхода на международные рынки.
Анализ производства (операций).
Газпром не имеет вероятности реализовать свою продукцию по более сниженным ценам, так как важнейший уровень цен на внутреннем рынке (прежде всего на газ) устанавливает Правительство РФ. Снижение цен будет означать резкое снижение прибыльности, которая на данный момент имеет не самые лучшие показатели.
В 2015 году ПАО «Газпром» продемонстрировало свой худший производственный результат за последние двадцать лет. Как стало известно на состоявшемся в Нью–Йорке Дне инвестора, проводимого «Газпромом», добыча компании сократилась в годовом сравнении на 5,7% до 418,5 миллиарда кубических метров. Таким образом, побит предыдущий антирекорд 2009 года, когда компания добыла 461,5 миллиарда кубических метров. При этом отметим, что первоначально руководство «Газпрома» намеревалось добыть 485,4 миллиарда кубических метров, но затем от квартала к кварталу по мере подведения промежуточных итогов планка снижалась, и в результате фактическая добыча была почти на 14% ниже первого прогноза. Таким образом, учитывая, что добычный потенциал «Газпрома» составляет более 600 миллиардов кубических метров, можно утверждать, что компания сейчас работает на 2/3 от свой мощности.
Впрочем, никаких неожиданностей итоги деятельности «Газпрома» не преподнесли. Негативный результат закономерен и предполагался заранее, учитывая ситуацию на рынках. Более того, результат мог бы быть еще хуже, если бы не рост экспорта в страны Западной Европы, что в свою очередь связано не столько с увеличением спроса на газ на европейском рынке, сколько с тем, что европейские страны чересчур переоценили свои возможности. В пылу борьбы за независимость от российского газа они сильно недогрузили свои подземные хранилища и опомнились только к концу первого полугодия, после чего стали лихорадочно качать метан по всем наличествующим магистралям. В результате, в последние месяцы 2015 года темы роста экспорта газа из России в страны Дальнего зарубежья характеризовались двузначными цифрами, а в целом по итогам года экспорт в Западную Европу (включая, Турцию) вырос на 8,7% до 159,4 миллиарда кубических метров [9].
Персонал организации.
Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-, газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.
Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций [9].
Корпоративная культура и имидж организации.
На предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром» от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы:
1. Общество принимает на себя обязательство развивать корпоративные отношения в соответствии с принципами, обеспечивающими:
- реальную возможность акционеров осуществлять свои права, связанные с участием в Обществе;
- осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью Общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов Общества, а также подотчетность Совета директоров Общему собранию акционеров;
- необходимость исполнительным органам Общества разумно и добросовестно осуществлять руководство текущей деятельностью Общества, и их подотчетность Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров;
- своевременное раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;
- эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
- предусмотренные законодательством права работников Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;
- активное сотрудничество Общества с инвесторами, кредиторами и иными заинтересованными лицами в целях увеличения активов Общества, стоимости акций и иных ценных бумаг Общества.
2. Общество осознает важность совершенствования корпоративного управления своих дочерних и зависимых хозяйственных обществ и будет стремиться к обеспечению открытости и прозрачности деятельности указанных организаций, а также практического внедрения в них основных принципов настоящего Кодекса.
В последние годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.
В целом же существует порядок мер, посредством которым Газпром стремится укрепить имидж организации:
Газпром реализует капиталоемкие проекты, в том числе международные:
- заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;
- эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);
- уплата долгов в бюджет, налоги;
- не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;
- понижение задолженности перед поставщиками.
В последнее время ОАО «Газпром» позиционирует себя как социально ориентированная компания, однако остается еще ряд очень обстоятельных нерешенных социальных проблем. Из них наиболее болезненной является отток квалифицированных кадров, несмотря на существующие плюсы корпоративной культуры и обозримые перспективы карьерного роста. А это значит, что нужно всерьез задуматься о первопричинах оттока. Очень широкий спектр задач, значительные расходы на имиджовые расходы и подчиненность государству в данный период играли не на руку компании.
2.3 Совершенствование стратегического управления ОАО «Газпром»
Варианты подъема результативности использования различных видов ресурсов [9]:
- стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и освоение месторождений (национальные добывающие проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т.п.);
- повышение уровня технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей;
- реконструкция и модернизация производственных мощностей с применением современных технологий, что позволит снизить себестоимость производства;
- развитие сбытовой сети;
- наращивание производственных мощностей (увеличение объема добычи и транспортировки газа);
- снижение затрат на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа;
- увеличение объемов производства СПГ;
- диверсификация маршрутов поставки газа в другие страны;
- консолидация услуг в области связи, в области информационных технологий и иных видов деятельности;
- разделение финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Преобразования «дают добро» компании значительно умножить прозрачность формирования затрат при добыче, транспортировке и сбыте газа.
Всякая большая корпоративная структура стабильно изменяется в корреспонденции с логикой развития компании. «Газпром» – не исключение. Варианты совершенствования структуры управления [9]:
- Уменьшение управленческих затрат: рост затрат на управление в текущем году привело к снижению прибыли на 1 руководителя.
- Сосредоточение отдельных профильных видов деятельности в специализированных дочерних обществах со 100%-ной долей участия ОАО «Газпром», что не только способствует повышению эффективности инвестиционной деятельности, но и позволяет объединить лучших управляющих специалистов и сократить управленческий аппарат.
- Разработка важнейших принципов построения фирменных наименований дочерних обществ, в соответствии с которыми название дочерней компании надлежит включать название головной организации – «Газпром». Реорганизации необходимы для обеспечения структурной прозрачности Общества и визуальной идентификации ОАО «Газпром» в России и за рубежом.
- Переход более 60 дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» на единый фирменный стиль, что также направлено на совершенствование внутрикорпоративной структуры компании.
- Делегирование дочерним структурам всех необходимых прав оперативной самостоятельности и финансовой ответственности, что является важным условием гибкости и оперативности управления.
Данные преобразования позволят повысить эффективность работы «Газпрома» как вертикально интегрированной компании и значительно повысят конкурентоспособность.
Требование по увеличению инновационной активности порождает необходимость решения целого ряда новых задач в организации и управлении инновационной деятельностью Общества:
- формирование и реализация Программы инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года по всем видам бизнеса: газовому, нефтяному, электроэнергетическому;
- организация и проведение ежегодного технологического аудита, определение технологического уровня ОАО «Газпром» по всем видам бизнеса;
- разработка ключевых показателей эффективности инновационной деятельности;
- организация взаимодействия ОАО «Газпром» с опорными высшими учебными заведениями страны, компаниями малого и среднего бизнеса с целью использования их инновационного потенциала.
Выводы по главе 2.
ОАО «Газпром» имеет одну из главных целей – это максимизация прибыли.
Для этого ОАО «Газпром» необходимо реализовать инновационную Программу до 2020 года, увеличить объемы экспорта, разработать единое фирменное наименование для дочерних организаций, произвести разделение финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Преобразования «дают добро» компании значительно умножить прозрачность формирования затрат при добыче, транспортировке и сбыте газа.