Файл: Управление корпоративными инновационными программами (Анализ инновационной деятельности предприятия НПАО «Интерскол»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
1.1. Инновации: сущность, классификации и функции
1.2. Модели инновационной деятельности
1.3. Управление инновационными процессами предприятия
2. Анализ инновационной деятельности предприятия НПАО «Интерскол»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. SWOT-анализ НПАО «Интерскол»
2.3. Оценка уровня инновационного развития предприятия
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия НПАО «Интерскол»
3.1. Выбор инновационного проекта
3.2. Оценка инновационных проектов по шкалам критериев
3.3. Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
Рисунок 1.2. Модель давление рынка - marketpull
Данная гипотеза увязывает рост инновационного потенциала экономики с требованиями рынка. Приоритетом здесь служит наличие определенных рыночных потребностей, связанных с тенденциями экономического развития национальной и мировой экономики. К данным тенденциям могут быть отнесены потребности диверсификации производства, возрастание уровня конкуренции, как следствие, «битва за рыночные доли», большее внимание маркетингу, потребность в сокращении времени вывода нового товара на рынок.
Таким образом, инновации активно привлекаются в производство только тогда, когда возрастание спроса требует резкого увеличения объема производства, т.е. первопричиной для осуществления инновационной деятельности, согласно второй гипотезе, являются экономические условия, и, в первую очередь, рыночные факторы. При этом экономический эффект извлекает чаще всего экономический субъект, не обязательно создавший новшество, но применивший его или обладающий правом собственности на него.
Постепенно в компании приходит понимание того, что стратегии толчков технологий и давления рынка являются двумя крайними примерами более общего процесса взаимодействия, с одной стороны, технологических возможностей, а, с другой стороны, потребностей рынка.
Рисунок 1.3. Интерактивная модель инновационного процесса
Интерактивная модель инновационного процесса предполагает, что инновационный процесс приобретает все более сложный, нелинейный характер, показывающий, что равнозначными источниками инновационной идеи является как логика технологического развития, так и потенциальный рынок. Это означает, что создание инноваций возможно напрямую, минуя этап научных исследований (рисунок 1.3).
Когда возникает идея, прорабатывается концепция и затем следует непосредственная разработка. Это нисколько не умаляет значимости фундаментальных и прикладных исследований, но к ним обращаются по мере возникновения трудностей на магистральном пути, причем, скорее в обратном порядке: сначала анализируются результаты прикладных исследований, и если они не дают ответа на проблему, тогда проводятся фундаментальные. Кроме того, новые идеи могут возникать и разрабатываться на любой стадии инновационного процесса, а стадии проектирования, разработки, производства и маркетинга могут осуществляться одновременно (параллельно). Фирма при этом представляет собой открытую систему, которая успешно объединяет в себе внутренние функции и активно взаимодействует с широким научным и технологическим сообществом и рынком.
1.3. Управление инновационными процессами предприятия
Одной из задач инновационного менеджмента в организации является управление инновационным процессом, который связан с обеспечением научно-технической новизны продукта или технологии, освоением их производства и распространением данного продукта (технологии) на рынке.
Инновационный цикл обычно состоит из нескольких этапов и в зависимости от типа и вида инновации может претерпевать различные изменения.
В современной литературе нет единства понятий жизненного цикла инновации и инновационного цикла; как правило, используются различные варианты моделей инновационных циклов. Ряд авторов в своих работах придерживается концепции жизненного цикла инновации, основанной на жизненном цикле товара. Напомним, что жизненный цикл инновации означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный цикл развития в течение определенного промежутка времени. Некоторые авторы, не отвергая понятие жизненного цикла инновации, основываясь также на цикличности всех экономических процессов, вводят понятие инновационного цикла. Инновационный цикл - это этапы и результаты выполнения инновационного процесса от начальной стадии (рождение идеи) до конечной (устаревание инновации).
В этих определениях отражено принципиальное понимание поэтапной трансформации инновации (от возникновения идеи до отказа от инновации), но проявляются и характерные различия между ними.
Понятие жизненного цикла инновации показывает поэтапную трансформацию инновации в научных исследованиях инновационных процессов, а инновационный цикл отражает практическое выполнение инновационного процесса и включает все этапы (исследование, разработка, апробация, производство, диффузия) в связи с конкретными результатами их выполнения (знания, идеи, новшества, инновационные продукты и технологии). Это позволяет использовать модели инновационных циклов при анализе и управлении инновационной деятельностью организаций.
Все многообразные инновации подразделяются на продуктовые и процессные. В составе процессных инноваций выделяются технологические и организационно-управленческие. Вместе с тем предлагаемые различными авторами варианты моделей жизненных циклов инноваций и инновационных циклов основываются на обобщенном понятии инновации. [6, с. 84]
В зависимости от типа и вида инноваций, а также конечного результата модели циклов могут различаться по количеству и составу этапов, стадий и длительности инновационного процесса. В инновационной деятельности организации выделяют несколько основных инновационных процессов:
- разработка и производство новой продукции или улучшение выпускаемой ранее;
- разработка и использование новых технологий для организации или оптимизации процесса производства продукции;
- внедрение новых форм организации и управления.
Следовательно, для планирования, анализа и управления инновационными процессами потребуются различные модели инновационных циклов, которые характеризуют всю инновационную деятельность организации, что необходимо для принятия обоснованного управленческого решения.
Обобщая вышеизложенное, предлагаем модель инновационного цикла, которая учитывает разделение инноваций по основным типам (продуктовые, процессные) и представляет основные виды процессных инноваций – технологические и организационно-управленческие (рисунок). Предлагаемая модель включает пять основных этапов (от исследования до диффузии) и десять стадий инновационного цикла – от фундаментальных научных исследований до устаревания инновации. Эта модель отражает трансформацию результатов инновационного процесса от получения новых знаний до отказа от инновации и демонстрирует как общность циклического процесса для различных видов инноваций, так и отличия.
Отметим, что общим для всех видов инноваций является последовательность выполнения этапов цикла, а различия обусловлены количеством и функциональным содержанием каждого из этапов.
Так, начальный этап инновационного процесса «Исследования» - разделяется на две стадии: «Фундаментальные научные исследования» и «Поисковые, прикладные исследования». Ход инновационного процесса в организации может начинаться с первой или второй стадии, если имеющийся объем знаний позволяет формировать идеи создания инновационной продукции или новой технологии процесса производства и управления.
На втором этапе - «Разработка» - происходит трансформация идей в новшества путем разработки качественно новых свойств продукции или повышения эффективности процессов производства и управления. Причем, в отношении продуктовой инновации проводятся маркетинговые исследования для определения ее востребованность и возможной доли рынка разрабатываемой продукции.
На третьем этапе - «Апробация» - в процессе реализации четвертой стадии, где новшества преобразуются в нововведения, очевидно проявляются различия между видами инноваций. Для продуктовых инноваций данная стадия предполагает изготовление опытного образца. При создании технологических инноваций проводятся испытания изменений процесса производства продукции, а в рамках организационно-управленческой инновации создаются новые формы управления.
Четвертый этап «Производство, внедрение» выполняется, когда инновационный продукт (технология) полностью удовлетворяет требованиям системы менеджмента качества. Для продуктовых инноваций шестая стадия предполагает массовое производство новой продукции, а для процессных инноваций – внедрение. При этом технологические инновации начинают применяться в производстве продукции, а организационно-управленческие – в процессах управления производственной деятельностью.
Седьмая стадия предполагает для продуктовых инноваций оформление товарного продукта или марки, а для процессных инноваций – оформление интеллектуальной собственности на полученную технологию с последующей реализацией лицензии на инновацию.
Пятый этап – «Диффузия» – завершает весь инновационный цикл и разделяется на три стадии, общие для всех видов инноваций. Выход и распространение инновации на рынке осуществляется на восьмой стадии, что связано с проведением ряда рекламных и маркетинговых мероприятий для возможно большего охвата рынка.
На девятой стадии, в ходе практического использования покупателями инновации, путем опроса определяется потребность в улучшении продукции или технологии. По результатам анализа полученной в ходе опроса информации может быть принято решение о создании улучшающей инновации, которая в дальнейшем будет востребована на рынке. В случае решения о создании улучшающей инновации происходит возврат на вторую стадию инновационного цикла, с которой и начинается новый инновационный проект.
Последняя, десятая, стадия обнаруживает временный характер инновации. В процессе использования инновация постепенно трансформируется в продукт массового потребления или повсеместно используемую технологию, а далее, когда спрос на продукцию падает, а технология замещается более эффективной, происходит окончательный отказ от инновации. [4, с. 196]
Считаем необходимым дать здесь определение полного и частичного инновационного цикла. Полный инновационный цикл охватывает все стадии инновационного процесса – от проведения фундаментальных научных исследований до устаревания инновации и отказа от производства и реализации продукции. Частичный инновационный цикл охватывает лишь те стадии цикла, которые необходимы для достижения запланированных результатов инновационного процесса. Поэтому в зависимости от поставленных задач и объема выделяемых на инновационную деятельность ресурсов может осуществляться полный или частичный инновационный цикл.
В ходе инновационного процесса, когда запущено несколько инновационных проектов, необходимо собирать информацию о сроках выполнения работ, использовании ресурсов в соответствии с запланированными показателями, о характеристике получаемых результатов в сравнении с ожидаемыми, а в случае необходимости – пересчитывать показатели рискованности проекта. Такая информация будет способствовать принятию обоснованного управленческого решения о модификации схемы инновационного цикла на основе предложенной модели.
Таким образом, инновационная деятельность является наиболее сложным видом хозяйственной деятельности, следовательно, для формирования рыночного механизма осуществления инвестиций в данную область потребуется значительное количество времени. Поэтому необходима активная политика государства и целенаправленная деятельность существующих научных и промышленных структур по формированию институтов и практики инвестирования в нововведения.
2. Анализ инновационной деятельности предприятия НПАО «Интерскол»
2.1. Краткая характеристика предприятия
НПАО «Интерскóл» - российская компания, занимающаяся производством, продажей и сервисным обслуживанием электроинструмента (дрели, перфораторы, дисковые пилы, электрорубанки, шлифовальные и полировальные машины и др.).
Внутренние показатели:
- Продукция: электроинструмент (более 80 наименований), садовая техника (10), аксессуары (более 400);
- 23-летняя история «Интерскола» в России;
- Число диллеров: в России - 854, Украине - 1, Турции - 1 на начало 2016 года;
- Отделы продаж: 6 в России, 1 на Украине, 1 в Белоруссии, 1 в Казахстане;
- Послепродажные сервисы в России: более 400 сервисных центров;
- Логистическое обеспечение — 6 региональных складов в России и СНГ (Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Самара).
- На сегодняшний день «ИНТЕРСКОЛ» выпускает свою продукцию на шести предприятиях, расположенных в разных странах мира (ИНТЕРСКОЛ Алабуга и Быковский электроинструментальный завод в России, InterskolPowerToolsS.L. в Испании, а также InterskolCrownGroup в КНР).