Файл: Управление корпоративными инновационными программами (Анализ инновационной деятельности предприятия НПАО «Интерскол»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
1.1. Инновации: сущность, классификации и функции
1.2. Модели инновационной деятельности
1.3. Управление инновационными процессами предприятия
2. Анализ инновационной деятельности предприятия НПАО «Интерскол»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. SWOT-анализ НПАО «Интерскол»
2.3. Оценка уровня инновационного развития предприятия
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия НПАО «Интерскол»
3.1. Выбор инновационного проекта
3.2. Оценка инновационных проектов по шкалам критериев
3.3. Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
3. Совершенствование инновационной стратегии предприятия НПАО «Интерскол»
3.1. Выбор инновационного проекта
Выбор инновационного проекта осуществлялся по нескольким параметрам, шкалам критериев, по которым соответственно и был выбран один из проектов.
Выбор инновационного проекта осуществляется по различным шкалам критериев, представленными в Приложении, в балльной форме, а также по количественным показателям экономической надежности и прибыльности проекта.
В первой шкале указывается значимость каждого критерия (по 10-балльной шкале), а затем соответствие проекта ему (по 5-балльной шкале). Значимость критерия и соответствие проекта критерию умножаются, и полученные таким же образом данные по другим критериям суммируются.
Во второй шкале также указывается значимость каждого критерия (по 3-х балльной и 4-х балльной шкале), а затем соответствие проекта ему (по 5-балльной шкале от -2 до 2). Значимость критерия и соответствие проекта критерию умножаются, и полученные таким же образом данные по другим критериям суммируются.
Проекты также проверяются по следующим количественным и временным показателям: суммарная прибыль, среднегодовая прибыль, рентабельность инвестиций, период окупаемости инвестиций
Так осуществляется с каждым проектом. Проект, получивший наивысшую сумму баллов по шкалам критериев и наилучшие показатели по количественным и временным характеристикам, и будет воплощен, лучше всего соответствуя инновационной, экономической, социальной, экологической ориентации предприятия.
3.2. Оценка инновационных проектов по шкалам критериев
Поставщик предложил новые типы пластмасс которые требуют обновление производственных фондов (ОПФ) и постоянным сменой расходных материалов которые имеют следующие принципиальные отличия:
ОПФ 1. Термопластавтомат (ТПА) с конвейром - инжекционно-литьевая машина, применяемая для изготовления деталей из термопластов методом литья под давлением. Характеристика приемлемая цена; расходники сложны в утилизации и окружающей среды. Итоговая сума балов равна 1390 баллам
ОПФ 2. Термопластавтомат (ТПА) с конвейром - инжекционно-литьевая машина, применяемая для изготовления деталей из термопластов методом литья под давлением сравнительно дорогостоящая по сравнению с ОПФ1, однако подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия.
Сумма всех вышеперечисленных факторов равняется 1429 баллам.
Так как критерии и их значимость, использованные для оценки данного проекта, не менялись, то будет названа просто сумма баллов по оценкам вклада каждого критерия.
Сумма всех вышеперечисленных факторов равняется 1390 баллам. Рассмотрим проекты по критериям более подробно.
По критериям А Проект 1 получил большее количество баллов потому, что он больше соответствует инновационной ориентации предприятия: очевидно, что машинка, которая сама шлифует стены на высокотехнологичной основе более передовая, нежели Проект 2 - средство для надежного склеивания, которое давно имеет аналоги в виде простых марок клея, которые сами по себе надежно клеят.
ОПФ 2 |
ОПФ 1 |
|
А. Критерии, связанные с целями корпорации, ее стратегиями, политикой и ценностями. |
182 |
193 |
«Таблица 2.1 — Критерии А»
«Таблица 2.2 — Критерии Б»
ОПФ 2 |
ОПФ 1 |
|
Б. Рыночные критерии. |
433 |
436 |
«Таблица 2.3 — Критерии В»
ОПФ 2 |
ОПФ 1 |
|
В. Научно-технические критерии. |
248 |
245 |
Т.к. критерии В подразумевают большие сложности по точному воплощению передовой идеи, то соответственно Проект 1 уступает Проекту 2 в данных рамках.
«Таблица 2.4 — Критерии Г»
ОПФ 2 |
ОПФ 1 |
|
Г. Финансовые критерии. |
292 |
295 |
Несмотря на то, что Проект 1 обойдется дороже Проекта 2 по первоначальным затратам, тем не менее, отдача инвестиций за инвестиционный период будет значительно больше за счет предполагаемого гораздо большего спроса на нее, поэтому он получил большее количество баллов по критериям Г.
«Таблица 2.5 — Критерии Д»
ОПФ 2 |
ОПФ 1 |
|
Д. Производственные критерии. |
147 |
156 |
По критериям Д Проект 1 также получает большее количество баллов, т.к. Проект 1 имеет более компактное производство, нежели Проект 2 и большую доступность материалов, даже несмотря на более сложную техническую часть внедрения.
«Таблица 2.6 — Критерии Е»
ОПФ 2 |
ОПФ 1 |
|
Е. Внешние и экологические критерии. |
88 |
104 |
Проект 1 является более экологически чистым, т.к. в его основе - машинный труд, а Проект 2 относится к химическим инновациям, которые более опасны для человека, поэтому по критериям Е Проект 1 более предпочтительный, нежели Проект 2.
Таким образом, по шкале критериев, представленной в Приложении, из двух проектов мы выбираем первый.
Затем мы проанализировали проекты по второй шкале критериев, представленной.
Рассмотрим проекты по группам аспектов более подробно.
«Таблица 2.7 — Группа аспектов 1»
Группа 1. Аспекты, характеризующие организацию в целом. Оценка фирмы с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать программу. |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
По данным аспектам у обоих проектов одинаковое количество и качество экономистов менеджеров, которые любой проект смогут реализовать хорошо. Поэтому у них равное количество набранных баллов. |
50 |
50 |
«Таблица 2.8 — Группа аспектов 2»
Группа 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок. Необходимо оценить перспективы развития отрасли и ее рынка, в которой будет реализовываться программа. |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
По данным аспектам у Проекта 1 больше баллов, т.к. он поспособствует развитию рынка в более высокотехнологичное и экологичное направление, а сама технология серьезно поспособствует развитию смежных отраслей. |
29 |
23 |
«Таблица 2.9 — Группа аспектов 3»
Группа 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
Проект 1 - совершенно передовой по своей сути, ничего подобного нет, в отличие от Проекта 2, и такие его потребительские свойства, как технологичность, простота в использовании, экологичность, высокое качество работы и достаточная долговечность не сможет не привлечь потребителя. |
43 |
32 |
«Таблица 2.10 — Группа аспектов 4»
Группа 4. Аспекты, характеризующие маркетинг. |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
По вышеописанным потребительским свойствам, Проекту 1 понадобится значительно меньше затрат на программу маркетинга, в отличие от Проекта 2. |
25 |
23 |
«Таблица 2.11 — Группа аспектов 5»
Группа 5. Производственные аспекты |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
У «Интерскола» имеются необходимые каналы приобретения необходимых исходных материалов для создания инновационного продукта по Проекту 1, в отличие от Проекта 2, который требует для изготовления своего продукта приобретения определенных химикатов и химикоустойчивых сплавов металла. По научным кадрам у «Интерскола» нет проблем по реализации первого или второго проекта. |
25 |
24 |
«Таблица 2.12 — Группа аспектов 6»
Группа 6. Финансовые аспекты. Оценка стратегии обеспечения финансирования программы. |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
Т.к. Проект 1 гораздо более многообещающий как по потребительским свойствам, так и по своей новизне, в отличие от Проекта 2, то соответственно Проект 1 будет более привлекательным для инвесторов и государственного финансирования. |
32 |
12 |
«Таблица 2.13 — Группа аспектов 7»
Группа 7. Социально-экономические аспекты |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
По вышеперечисленным аспектам мы сразу можем сказать, что Проект 1 лучше Проекта 2, в связи с чем он получил значительно большее количество баллов. |
39 |
14 |
«Таблица 2.14 — Группа аспектов 8»
Группа 8. Коммерческая (финансовая) эффективность программы |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
По вышеперечисленным аспектам - Проект 1 лучше Проекта 2 как по прибыльности, так и по сроку окупаемости. |
17 |
12 |
«Таблица 2.15 — Группа аспектов 9»
Группа 9. Риск программы Необходимо оценить риск потери вложенных в программу средства в результате влияния различных факторов. |
ОПФ 1 |
ОПФ 2 |
Бюджетный риск у Проекта 1 безусловно больше, чем у Проекта 2 . Однако экологический риск и риск сбыта у второго проекта выше, в связи с чем Проект 1 и получил большее количество баллов. |
28 |
21 |
По набранным баллам в рамках критериев, можно сказать, что первый проект получил больше баллов (288), чем у второго проекта (211).
Итак, по двум шкалам критериев Проект 1 опережает Проект 2. Таким образом, мы однозначно выбираем первый проект.
3.3. Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
Цель 1: успешное ОПФ.
Задачи для выполнения цели 1:
- увеличение планов производства с урезанием лишних затрат с последующим удешевлением процесса производства через повышение производительности труда;
- максимальный уровень механизации производства.
Цель 2: увеличение своей доли от емкости всего рынка по строительным пневмоэлектрическим инструментам.
Цель 3: закрепление своей позиции на рынке.
Задачи для выполнения цели 3:
- дальнейшее ведение производственной политики, ориентированной на инновации;
- закрепление за компанией инновации в виде патента или ноу-хау;
- дальнейшее распространение своего производства в Западной Европе;
- дальнейшие маркетинговые исследования.
Первоначальные, разовые инвестиции были внесены в данный проект в размере 10000000 рублей.
Таблица 2.16. – Смета затрат:
Затраты: |
|
|||||
производственные: |
Количество (шт) |
Цена за единицу, рубли |
Цена за все оборудование/исходных материалов, рубли |
|||
Сценарии |
I |
I |
I |
II |
I |
II |
Оборудование для снижение затрат |
10 |
10 |
300000 |
3000000 |
3000000 |
|
Монтажно-заготовительные работы |
1 |
_ |
300000 |
300000 |
||
Оборудование для плавки готовой пластмассы |
1 |
1 |
750000 |
750000 |
750000 |
|
Исходные материалы, необходимые для изготовления высокотехнологичной базы продукции |
_ |
2400000 |
2400000 |
|||
Расходные материалы |
686400 |
|||||
Наладка оборудования |
_ |
6400 |
||||
Покупка пластмассы |
4800 |
2000 |
2400000 |
|||
Покупка готового пластмассового корпуса |
4800 |
2000 |
2400000 |
|||
Сумма всех производственных затрат |
7822800 |
10950000 |