Файл: Сущность внутреннего контроля и процедуры внутреннего контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема моей курсовой работы «Сущность внутреннего контроля и процедуры внутреннего контроля».

Для изучения данной темы, мне необходимо провести исследовательскую работу, изучить научные работы таких авторов как Скала Н.Н., А. Арене , Дж. Лоббек, В.В. Бурцев и др.

Значимость дипломной работы. Теоритическая значимость, заключается в разработке методов правильного и законного ведения документооборота на исследуемом предприятии ООО «Компания ОБИС».

Целью моей курсовой работы является изучение сущности внутреннего контроля и его применение на практике.

В структуру моей курсовой работы входит: введение, первая глава, в которой описывается теоритическая часть, вторая глава в которой проводятся исследования методов проведения внутреннего контроля на предприятии ООО «Компания ОБИС», в третьей главе предлагаются мероприятия по устранению несоответствий, найденных в ходе проведения контроля. Далее идет вывод и список использованной литературы.

Глава 1. Внутренний контроль, его цели и задачи

1.1.Понятие внутреннего контроля

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это самое главное отличие внутреннего контроля от других видов контроля. Независимая аудиторская проверка проводится независимым аудитором, формы и виды проведения контроля, устанавливаются непосредственно аудитором, на основании Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"[1].

Внутренний контроль это необходимая мера, организованная руководством предприятия. Она необходима для эффективного выполнения сотрудниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность проводимых операций на предприятии и их экономическую выгоду.

В международной литературе различные точки зрения на определение термина «внутренний контроль» высказывают и научные авторы, занимающиеся данной проблематикой. К примеру, Скала Н., один из ведущих авторов по бухгалтерскому учету и аудиту в Республике Казахстан даёт следующее определение внутреннему контролю: «Внутренний контроль — это контроль за составлением и ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляемый постоянно силами специализированного отдела, создаваемого в структуре организации» [2, с.420].


А. Арене и Дж. Лоббек в своем труде «Аудит» говорит, что «внутренний контроль обеспечивает администрацию ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса». [3, с.267]

Среди российских авторов, изучающих проблемы внутреннего контроля, наиболее точно главную цель внутреннего контроля, по нашему мнению, определяет В.В. Бурцев – обеспечение информационной прозрачностью объекта управления для принятия эффективных решений. [4]

Основными целями проведениями внутреннего контроля являются:

  1. Эффективная деятельность предприятия.
  2. Соблюдение установленной политики руководства, каждым сотрудником предприятия.
  3. Обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для осуществления вышеперечисленных целей необходимо согласование бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, в связи с тем, что система двойной записи, лежащая в основе бухгалтерского учета, способствует порядку регистрации хозяйственных операций и обеспечивает необходимый контроль.

Следовательно, главная цель руководителя организации - это не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а система, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества перепроверенных операций. [5]

Проведение внутреннего контроля будет результативным, если будут соблюдены следующие принципы[6]

1) ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и (или) дисциплинарную ответственность;

2) сбалансированности – субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;

3) своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях – информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;


4) соответствия контролирующей и контролируемой систем – степень сложности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;

5) постоянства – система внутреннего контроля должна действовать на постоянной основе, что позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;

6) комплексности – весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;

7) распределения обязанностей – функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

С учетом вышеперечисленных принципов разрабатываются конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля, среди которых можно выделить следующие[6]

1) требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля;

2) требование ущемления интересов. С помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение, что стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин;

3) недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица. В системе внутреннего контроля могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок;

4) требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта. Эффективное функционирование системы внутреннего контроля невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта;

5) требование компетентности, добросовестности и честности внутренних контролеров хозяйствующего субъекта. Если сотрудники организации, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают указанными характеристиками, то даже идеально организованная система не сможет работать эффективно;

6) требование пригодности методик и программ, применяемых в работе системы внутреннего контроля. Методики и программы должны быть целесообразны и рациональны, так как благодаря применению в минимальной степени будет снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а последний будет рационален, т.е. не станет нести излишних затрат труда и средств;


7) требование единичной ответственности. Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств;

8) требование функционального потенциального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их выполнение;

9) требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми руководствуются и точно выполняют субъекты контроля;

10) требование взаимодействия и координации. Система внутреннего контроля должна функционировать на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта.

Определение внутреннего контроля в трактовке COSO звучит как совокупность действий совета директоров, менеджмента и сотрудников на всех уровнях. Это процесс, направленный на достижение разумной уверенности в достижении целей организации путем повышения надежности и достоверности финансовой и операционной 
информации и отчетности; повышения эффективности и результативности деятельности; поддержания соответствия деятельности законодательству и регулирующим ее нормативам.[7]

Цели и задачи внутреннего контроля

В  современных  условиях  для  достижения  целей  внутреннего  контроля  на  предприятии  необходимо  решить  следующие  задачи:

1.  бухгалтерская  (финансовая)  отчетность  должна  быть  грамотно  выстроена  и  соответствовать  всем  требованиям  законодательной  системы  РФ;  все  имущество  организации  и  источники  его  образования  должны  быть  правильно  определены,  классифицированы,  оценены  и  зарегистрированы;

2.  бухгалтерская  (финансовая)  отчетность  должна  давать  достоверное  и  объективное  представление  о  предприятии  в  целом;

3.  программное  обеспечение  системы  учета  на  предприятии  должно иметь  достаточную  защиту  от  несанкционированного  проникновения  в  нее,  фальсификация  первичных  и  отчетных  документов  должна  быть  строго  пресечена;

4.  средства  предприятия  должны  быть  защищены  от  незаконного   присвоения,  а  также  от  неэффективного  использования;


5.  все  отклонения  от  планов  должны  быть  своевременно  выявлены,  виновные  лица  определены  и  привлечены  к  ответственности;

6.  вся  необходимая  внутренняя  информация  организации  должна   быть  оперативно  и  своевременно  предоставлена  заинтересованным  в  ней внутренним  пользователям  и  другие  задачи  системы  внутреннего  контроля.[8]

Внутренний контроль в понимании COSO основывается на интеграции в бизнес-процессы определенных процедур, обеспечивающих выполнение управленческих решений с минимальными рисками. В зависимости от целей все процедуры контроля можно разделить на четыре группы [9]: директивные, профилактические, детективные и корректирующие. 

Директивные функции должны осуществлять руководство предприятия: это создание организационной структуры, принятие корпоративных правил и положений, планирование, внедрение определенных директивных процедур, контроль информационных потоков, создание системы мотивации. К директивным функциям относится также контроль полномочий - контроль, за выполнением своих должностных обязанностей, разграничение полномочий при управлении предприятием, при совершении. 
Основные принципы проведения внутреннего контроля рассмотрим в Приложении А.

На многих предприятиях уже давно функционируют службы экономической безопасности, которые частично осуществляют профилактические функции (например, проверка надежности контрагентов, участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей, организация внутреннего контроля основных средств, сырья и материалов, контроль за реализацией продукции), а также осуществляют детективные функции: идентификация нежелательных событий, их предупреждение, выяснение причин наступления, обеспечение информационной безопасности. 
Другие профилактические и корректирующие функции относятся к финансовому блоку предприятия. Профилактические функции: контроль документального оформления, т. е. обеспечение отражения всех разрешенных операций, в том числе контроль реализации продукции, контроль денежных поступлений, контроль кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом, проверка правильности учета затрат на производство; обеспечение информацией для принятия управленческих решений, обеспечение финансовой информацией, управление рисками; корректирующие функции: контроль выполнения бюджетов и других текущих планов, определение отклонений и выявление причин их возникновения.