Файл: Понятие правового государства (Исторические особенности становления и развития идеи правового государства).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы становления и развития идеи правового государства
1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства
1.2 Понятие правового государства в современной теории государства и права
1.3 Основные признаки правового государства
Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе
2.1. Развитие идей правового государства в России
2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства
8. Разрушены процедуры взаимодействия общества и государства. Чиновники выбирают представителей так называемой «общественности», с которыми они проводят «ритуальные» встречи, вместо того, чтобы поддерживать диалог с реальными людьми.
9. Недостаточная поддержка оказывается малым и средним компаниям, которые должны составлять основу рыночной экономики и свободного гражданского общества. Правительство по-прежнему очень активно занимается частной торговлей.
10. Отсутствие правовых и экономических условий препятствует развитию неправительственных организаций и благотворительных организаций.
11. Без развития гражданского и свободного общества прогресс России, находясь на демократическом пути его интеграция в мировое сообщество невозможны.[14]
По мнению исследователей, для совершенствования гражданского общества и создания правового государства, в России необходимо сделать следующее:
1. Эффективность управления государством должна повышаться за счет социальной вовлеченности граждан, развития партнерских отношений между обществом и институтами власти, развития демократической культуры.
2. Общественность должна получить контроль над деятельностью силовых структур. Права граждан на участие в управлении делами государства должны осуществляться на конституционном уровне, хотя бы на уровне некоторых зарубежных стран, где существуют элементы правового государства.
3. Необходимо строго разграничить организационные и финансовые функции правительства, связанные с экономическими интересами государства и социальной защитой населения. Экологический мониторинг и оценка должны быть восстановлены и поддерживаться вне государственных учреждений.
4. Необходимо создать экономические стимулы и механизмы для развития свободного гражданского общества. Социальное неравенство должно быть уменьшено за счет полного отказа от реальных арендных платежей, взимаемых за использование природных ресурсов. Экономическая деятельность должна быть децентрализованной.
5. Управление государственными делами должно быть передано на местный уровень. Спи сок избранных должностных лиц следует расширить, а число назначенных должностных лиц – сократить.
6. Необходима реальная независимость судебной власти. Гражданам должен быть предоставлен равный доступ к правосудию (за счет увеличения числа судов и судей и за счет централизованного и независимого финансирования судов). Военные судебные коллегии должны быть упразднены.
7. Граждане должны иметь беспрепятственный доступ к информации, в том числе экологической, а также к информации о потенциальных угрозах их безопасности или здоровью, о нарушениях прав человека и гражданских свобод. Должны быть установлены процедуры привлечения к ответственности государственных должностных лиц за отнесение открытых данных к категории секретных или охраняемых авторским правом, а также преследования граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких сведений информация. Секретные данные должны быть безоговорочно раскрыты по истечении срока их действия.
8. Необходимо восстановить и законодательно закрепить право граждан отзывать выборных должностных лиц, не оправдавших ожиданий своего электората, до окончания срока их полномочий.
9. Процедуры публичного обсуждения всех решений, принятых в отношении здоровья и благополучия населения, должны быть разработаны и преобразованы в закон. Такие дебаты должны происходить на этапе подготовки законодательства, результаты которых должны учитываться при принятии окончательных решений.
10. Экономические стимулы и правовые возможности должны создаваться в поддержку общественных организаций либо за счет благотворительных организаций, либо за счет общественного спроса.[15]
Таким образом, можно сформулировать общий вывод, что становление правового государства, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, равенство и равноправие всех членов общества требует совместных усилий государства и его граждан.
Ответственная позиция каждого члена общества, признание каждым прав человека высшей ценностью и готовность отстаивать и защищать не только свои права, но и права своих сограждан любыми законными способами – вот те обстоятельства, которые являются непременным залогом в достижении общей цели – формировании правового государства.
2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства
Основу взаимоотношений между государством и личностью составляют принципы правового государства с четким определением ценностных приоритетов в пользу человека, его прав и свобод.
Вместе с тем, представляется очевидным, что провозглашение основных прав и свобод человека само по себе не является достаточной гарантией их эффективного осуществления.
В этой связи, охрана прав и свобод человека выступает практической задачей всех государственных органов.
Именно реализация принципа взаимной ответственности государства и личности обеспечивает гармонию в их отношениях, баланс их интересов, гарантирует существование подлинно правового государства.
Напротив, отсутствие эффективного механизма его реализации является предпосылкой распространения социальной несправедливости, что многократно увеличивает риск возникновения и обострения конфликтов публичных и частных интересов.
Сказанное позволяет утверждать, что проблемы взаимной ответственности государства и личности приобретают стратегическое значение для становления и развития социальной и правовой государственности.
Реализация всех возможностей, заложенных в правовом статусе, возможна лишь в условиях правовой государственности, идеи которой отражены в основных законах большинства стран мира. Конституция РФ также провозгласила Россию демократическим правовым государством (п. 1 ст. 1), права и свободы человека высшей ценностью, а основной обязанностью государства — признание, соблюдение и защиту этих прав (ст. 2). Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Однако само декларирование идей правовой и социальной государственности не влечет неукоснительного следования им участников общественных отношений.
Правовой статус граждан в современной России характеризуется такими особенностями, как крайняя неустойчивость, недостаточная социальная и правовая защищенность, неспособность государственно-властных структур эффективно обеспечить права, свободы и законные интересы гражданина, отсутствие гарантий их реализации.
Современные исследователи характеризуют принцип взаимной ответственности государства и личности как наличие закрепленных законодательством прав и обязанностей органов государственной власти, а также прав и обязанностей граждан, несоблюдение которых должно влечь адекватные меры государственного принуждения.[16]
Таким образом, в трактовке правоведов взаимная ответственность государства и личности представляет собой идею о способе ограничения государственной власти, основанном на верховенстве права и равной обязательности требований закона для власти и подвластных.
Можно сформулировать общий вывод, что принцип взаимной ответственности государства и личности представляет собой сложное организационно-правовое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю формы воплощения в правовой системе России.
Внешняя сторона представлена такими компонентами, как правовой статус личности, сущность и социальное назначение государства, характеризующими все виды взаимодействия власти и индивида. Внутреннюю сторону исследуемого принципа образует взаимная юридическая ответственность частных и публичных субъектов за неправомерные действия.
Заключение
Проведенное в данной курсовой работе исследование особенностей понятия и признаков правового государства позволяет сформулировать следующие выводы:
Правовое государство - такое устройство общества, при котором право, как нормативно закрепленная и реализованная справедливость, имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную (при некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического и политического характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой.
Правовое государство не учреждается законом или указом: оно является продуктом общественного развития. На пути становления правового государства в России возникает ряд проблем, связанных со сформировавшейся системой ценностей и правовым сознанием граждан.
Одна из сложностей состоит в том, что интерпретация принципа взаимной ответственности государства и личности многие годы предполагала однонаправленную отдачу со стороны граждан как благодарность за предоставленную им свободу.
Однако, в правовом государстве власть должна служить обществу, обеспечивая неприкосновенность личности и её всестороннюю защиту, а граждане, в свою очередь, обязаны нести ответственность перед государством и защищать его интересы.
Становление правового государства, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, равенство и равноправие всех членов общества, требует совместных усилий государства и его граждан.
Ответственная позиция каждого члена общества, признание каждым прав человека высшей ценностью и готовность отстаивать и защищать не только свои права, но и права своих сограждан любыми законными способами – вот те обстоятельства, которые являются непременным залогом в достижении общей цели – формировании правового государства.
Принцип взаимной ответственности государства и личности представляет собой сложное организационно-правовое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю формы воплощения в правовой системе России.
Внешняя сторона представлена такими компонентами, как правовой статус личности, сущность и социальное назначение государства, характеризующими все виды взаимодействия власти и индивида. Внутреннюю сторону исследуемого принципа образует взаимная юридическая ответственность частных и публичных субъектов за неправомерные действия.
В заключение необходимо отметить, что реализация принципов правового государства представляется долгим и сложным процессом, факторами замедления которого являются многонациональный состав населения, огромная территория, а также исторически сложившаяся правовая культура граждан.
Преодоление всех трудностей, возникающих на пути к становлению правового государства, позволит построить в России систему организации жизни, при которой будут верховенствовать закон и право.
Список использованных источников
1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
- Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. №52; Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Литература
2.1. Научная и учебная литература
- Алёшина И.А., Грандонян К.А., Затонский В.А. Общая теория государства и права: учебник. – Саратов, 2018. – 392 с.
- Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2015. – 516 с.
- Сафронов Е.В. Теория государства и права. – М.:ИНФРА–М, 2016. – 615 с.
2.2. Периодические издания
- Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия «правовое государство» // Вопросы экономики и права. 2014. №1. С. 14 - 16.
- Бгажнокова Д.А., Магдесян Г.А. Проблемы становления правового государства в современной России // Актуальные проблемы формирования правового государства в Российской Федерации. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2017. С. 25 - 27.
- Гаджиев Р.М., Магомедов А.Т., Багандова Э.К. Проблемы и перспективы становления правового государства в России // Современный ученый. 2019. № 6. С. 215 - 220.
- Даминова З.Ш., Рахманов Ф.Х. Гражданское общество: понятие, признаки // Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 8 - 11.
- Круглова А.М. Проблемы становления правового государства в России // Государство и право, экономика и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2019. С. 28 - 32.
- Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 149 - 153.
- Молгажева А. Проблемы и перспективы становления правового государства в России // Источники частного и публичного права. Сборник научных трудов по материалам VII ежегодной международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 167 - 174.
- Мулява К.Е. Особенности и проблемы становления правового государства в современной России // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХII Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2019. С. 22 - 25.
- Петрушина В.Д., Наумова Ю.В. Современные интерпретации теории разделения властей // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 29 - 33.
- Ралько О.В. Актуальные научные подходы к феномену «правовое государство» // Гражданин и право. 2014. №11. С. 85 - 88.
- Самсонова О.В. Правовое государство: сущность и понятие // Научные труды МГЮА. 2012. №1. С. 178 - 182.
- Сердобинцев К.С. Понятие «гражданское общество»: проблема дефиниции // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. С. 123 - 129.
- Серов Г.И. Проблемы построения правового государства в России // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей – М., 2019. С. 70 - 72.
- Соловьева Д.В., Працко Г.С. Правовое государство в истории политико-правовой мысли России // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 127 - 132.
- Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р. Правовое государство - признаки. Право и закон в правовом государстве // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. № 2. С. 149 - 155.
- Шайсламова М.М. История формирования идеи правового государства // Актуальные проблемы формирования правового государства в Российской Федерации. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2016. С. 93 - 94.