Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Анализ показателей рентабельности ООО «Кредо»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельность предприятия
1.1.Экономическое содержание рентабельности
Глава 2. Анализ показателей рентабельности ООО «Кредо»
2.1.Краткая характеристика ООО «Кредо»
2.2. Оценка показателей рентабельности
Рентабельность продукции отражает доходность отдельных видов продукции. Показатели рентабельности прямо связаны с уровнем цен и объемом производства. Основными факторами роста рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, осуществление режима экономии во всех звеньях и по всем направлениям деятельности.
Рентабельность – относительная величина, выраженная в процентах и характеризующая эффективность использования предприятиями (организациями) в производстве материальных и трудовых ресурсов[10].
Рентабельность — показатель, характеризующий окончательный результат хозяйственной деятельности предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом за определенный период времени и отражающий эффективность использования авансированных средств на производство продукции[11].
Таким образом, анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать следующие выводы:
– большинство авторов считает, что рентабельность характеризует эффективность использования ресурсов предприятия;
– многие авторы отожествляют понятия «рентабельность» и «доходность», «прибыльность»;
– рентабельность является относительным показателем интенсивности производства;
– на рентабельность предприятия оказывают влияние различные факторы: как внутренние, так и внешние;
– как результативный показатель рентабельность характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности;
– показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия;
– рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности;
– показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;
– на рентабельность предприятия оказывает влияние совокупность определенных факторов, таких как цена, затраты, валовая прибыль.
1.2. Направления управления рентабельностью
Под управлением рентабельностью предприятия понимают комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов.
Рентабельность – это способ оценить, насколько прибыльным является вложение и как уровень прибыльности соотносится с альтернативными способами размещения денег.
В настоящее время вопрос применимости данного показателя — это вопрос скорее не «актуальности» самого ROE, а правильности бухгалтерского учета, соответствия учета прибыли и капитала международным стандартам. Акционеры и менеджеры, которые действительно озабочены эффективностью бизнеса, найдут способ поставить бухгалтерский и управленческий учет, а также оценить реальную доходность вложений. Это уже давно сделано в большинстве крупных украинских компаний и банков. Если же где-то управлению рентабельностью бизнеса не уделяют должного внимания, то это вопрос скорее квалификации менеджмента или собственников, чем неких особенностей использования показателя рентабельности.
Большой проблемой является сопоставимость рентабельности капитала и, соответственно, оценка альтернативных путей его использования. Собственнику всегда интересно узнать, насколько больше или меньше прибыли он получает от данного вложения по сравнению с другим способом инвестирования капитала или, например, по сравнению со своими конкурентами (что дает возможность корректно определять рыночные приоритеты). Трудности могут создавать стандарты и «творческий подход» к бухгалтерскому учету в отдельных компаниях, приводящие к тому, что аналитик не может быть уверен в данных бухгалтерского учета и, соответственно, в рассчитанных коэффициентах. Поэтому сравнение реальной рентабельности различных бизнесов в Украине затруднено. Один из путей решения этой проблемы – дальнейшее приведение правил учета к международным стандартам и ужесточение требований к результатам аудита.
Показатель рентабельности акционерного капитала, как правило, интересен, когда анализируют бизнес-планы различных предприятий (когда речь идет о составлении бизнес-планов «запуском» бизнеса). С точки зрения инвестора, например, желающего купить контрольный пакет какого-то предприятия, правильнее говорить о таких показателях, как рентабельность собственного капитала или рентабельность капитала вообще. Ведь акционеру, на самом деле, принадлежит не только уставный фонд, но и весь собственный капитал предприятия – определенная чистая прибыль, резервный фонд, дополнительный капитал. Как правило, показатель рентабельности действующего капитала применяется для оценки действующего бизнеса. Он нужен «производственникам» при оценке деятельности предприятия, при принятии решения о том, стоит ли увеличивать количество заемных средств. Прибыль предприятию приносят все активы, которые у него имеются. А источником получения пассивов может быть как собственный капитал, так и заемный. Как правило, увеличение последнего приводит к увеличению рентабельности собственного капитала. Если, к примеру, стоимость заемных средств – 14%, а рентабельность – 20%, то эти +6% на самом деле и являются дополнительной прибылью учредителей. Таким образом, рентабельность капитала позволяет оценить достижения бизнеса в прошлом и кое-что сказать о его будущем.
Глава 2. Анализ показателей рентабельности ООО «Кредо»
2.1.Краткая характеристика ООО «Кредо»
Общество с ограниченной ответственностью «Кредо» было основано 29 ноября 1994 г.
Общество является юридическим лицом по действующему законодательству, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета, фирменное наименование, печать со своим наименованием, эмблему и товарный знак, регистрируемый в установленном законом порядке. ООО «Кредо» является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему акционерами. Предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение находящегося в его собственности имущества в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Основной целью ООО «Кредо» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Предприятие для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском судах.
Основной вид деятельности предприятия – производство оконных блоков и других конструкций из ПВХ.
Организационная схема управления производством утверждается генеральным директором ООО «Кредо». Структура управления предприятием (рис. 2) - линейно-функциональная. Высшая администрация представлена директором производства, в подчинении которого находятся заместители: заместитель по производству, заместитель по планированию и обеспечению, заместитель по экономике, заместитель по качеству, заместитель по ремонту технологического оборудования, заместитель по работе с персоналом, главный инженер. Руководство производственными процессами непосредственно на рабочих местах осуществляется начальниками участков, в подчинении которых находятся мастера.
Директор ООО «Кредо»
Главный инженер
Заместитель директора по производству
Заместитель директора по ремонту технологического оборудования
Заместитель директора по экономике
Заместитель директора по качеству
Заместитель главного инженера по производству
Начальник производства изделий из ПВХ
Начальник участка по ремонту и обслуживанию оборудования
Заместитель главного инженера по техническому обеспечению
Начальник производства пластмассовой штамповки
Рисунок 2 - Организационная структура управления ООО «Кредо»[12]
Все обязанности между подразделениями производства и работниками каждого подразделения распределяются на основании соответствующих положений и должностных инструкций. Все распоряжения по производству отдаются по подчиненности
2.2. Оценка показателей рентабельности
Исходные данные для проведения расчетов показателей рентабельности представлены в бухгалтерской отчетности предприятия: бухгалтерских балансах (Приложение 1) и отчетах о финансовых результатах (Приложения 2-3).
1. Рентабельность продаж:
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности:
3. Чистая рентабельность:
4. Экономическая рентабельность:
5. Рентабельность собственного капитала:
6. Валовая рентабельность:
7. Затратоотдача:
8.Рентабельность перманентного капитала:
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей рентабельности ООО «Кредо»[13]
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение 2011/2010 |
Изменение 2012/2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рентабельность продаж |
9,92 |
8,97 |
8,38 |
-0,95 |
-0,59 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности |
14,70 |
16,30 |
4,35 |
1,60 |
-11,95 |
Чистая рентабельность |
11,15 |
13,14 |
3,50 |
1,99 |
-9,64 |
Экономическая рентабельность |
29,65 |
23,74 |
5,70 |
-5,91 |
-18,04 |
Рентабельность собственного капитала |
49,98 |
40,20 |
8,54 |
-9,78 |
-31,66 |
Валовая рентабельность |
19,44 |
21,90 |
19,55 |
2,46 |
-2,35 |
Затратоотдача |
11,02 |
9,85 |
9,14 |
-1,17 |
-0,71 |
Рентабельность перманентного капитала |
49,98 |
40,20 |
8,54 |
-9,78 |
-31,66 |
На основе данных таблицы 1 построены графики динамики основных показателей: рентабельности продаж, чистой и экономической рентабельности.
Коэффициент рентабельности продаж показывает, что в 2010 г. на единицу реализованной продукции приходится 0,09 руб. прибыли, в 2011 г. – коэффициент рентабельности продаж снизился на 1%, составив 0,08 руб. прибыли, далее к 2012 г. коэффициент, снизившись еще на 0,5%, составил 8,38%.
Коэффициент чистой рентабельности в 2010 г. составляет 11, 15%, то есть на 1 рубль выручки приходится 11,15 коп. чистой прибыли, в 2011 г. показатель увеличился на 2% и составил 13,14 коп. на 1 рубль выручки. А в 2012 г. заметно снижение показателя до 3,5%, то есть в 2012 г. на каждый рубль выручки, полученной предприятием, приходится всего 3,5 коп. чистой прибыли.
Экономическая рентабельность в 2010 г. составила около 30%, то есть имущество предприятия эффективно используется только на 30%. В динамике видно, что показатель экономической рентабельности имеет тенденцию к снижению. Так, в 2011 г. он составляет 23,75%, а к 2012 г. снижается до 6%, то есть почти в 4 раза.
Бухгалтерская рентабельность в 2010 г. составила 14,7%, то есть после уплаты налога на единицу реализованной продукции приходится 14,7 коп. прибыли. В 2011 г. этот показатель увеличился и составил 16,3 коп., к 2012 г. этот показатель снижается до 4,35%, то есть также почти в 4 раза.
Рентабельность собственного капитала также имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2010 г. этот показатель составил почти 50%, то к 2012 г. он снизился до 8,5%, то есть почти в 6 раз.
Коэффициент затратоотдачи снижается с 11% в 2010 г. до 9,14% в 2012 г. Таким образом, прибыль с 1 тысячи рублей затрат составила 110 руб. в 2010 году, а в 2012 – снизившись почти на 2 процента составила 91,4 руб.
Только динамика показателей валовой рентабельности имеет тенденцию к увеличению, хотя и незначительную. Так с 2010 к 2012 г. она увеличилась на 0,1% и стала составлять 19,55% Таким образом, на 1 рубль выручки предприятия приходится 19,5 коп. валовой прибыли.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что предприятие в целом является рентабельным;
1) показатели рентабельности снизились в 2012 г. по сравнению с 2011 г. и не достигли даже уровня 2010 г.;
2) чистая, экономическая рентабельность, рентабельность собственного и перманентного капитала уменьшилась в 4-6 раз;
3) рентабельность продаж сократилась на 1,5%;
4) наибольшее отрицательное влияние на показатели рентабельности оказало снижение выручки от продажи продукции.
Основными направлениями роста показателей рентабельности в ООО «Кредо» являются следующие: