Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Анализ показателей рентабельности ООО «Кредо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективность экономической деятельности измеряется при помощи показателей рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов и продукции. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Современное состояние российской экономики требует переоценки многих устоявшихся понятий, представлений об экономических процессах. Это касается и понятия «рентабельность». Необходимость исследования такой категории, как рентабельность, обуславливается как потребностью теории, так и потребностью практики. Так как анализ рентабельности позволяет предприятию выявить большое число тенденций развития, то он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

В экономической литературе даются различные толкования понятия рентабельности. Многие экономисты рассматривали вопросы, касающиеся ее экономической сущности. Следует отметить исследования основоположников политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса. В российской экономической литературе известны посвященные проблеме рентабельности производства статьи и монографии ученых Н. А. Цаголова, B. C. Немчинова, A. M. Бирмана, В. А. Медведева и др. Тем не менее, понятие «рентабельность» не имеет достаточно четкого определения, существуют различия в его толковании.

Актуальность управления рентабельность обусловлена тем, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Целью работы является выявление путей совершенствованию рентабельностью предприятия.

Задачами работы являются:

  • изучение теоретических аспектов управления рентабельностью предприятия;
  • проведение анализа рентабельности исследуемого предприятия;
  • разработка рекомендаций, направленных на повышение уровня рентабельности исследуемого предприятия.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Кредо».

Предметом исследования являются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Научно-методической основой работы явились нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, порядок бухгалтерского учета и финансовой отчетности, литературные источники и публикации по исследуемой проблеме.


Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельность предприятия

1.1.Экономическое содержание рентабельности

Рентабельность – это категория, которая характеризует полученную прибыль. Так как доход может принимать неодинаковые формы, то рентабельность может рассматриваться в разных значениях. В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в хозяйственной деятельности человека. В более узком понимании рентабельность проявляется в прибыльности. Иначе говоря, если предприятие получает прибыль, то оно рентабельно[1].

Рассматривать экономическую систему можно на двух уровнях: на микроэкономическом и макроэкономическом. Соответственно, можно выделить два вида рентабельности – рентабельность на микро- и рентабельность на макроуровне. Микроэкономику интересуют явления на уровне отдельных хозяйствующих структур. Отсюда рентабельность, рассчитываемая на микроэкономическом уровне, характеризуется доходностью – прибыльностью этих структур.

Экономическую эффективность деятельности предприятий можно измерить при помощи показателей рентабельности, которые наиболее полно характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств предприятия. Рентабельность принимается как комплексный интегральный показатель - относительная величина, характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Предприятия заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств. Поэтому категория рентабельности приобретает более широкое значение.

Рентабельность (доходность) предприятия означает, что средства, полученные предприятием от реализации своей продукции, возмещают себестоимость и обеспечивают сверх того получение дохода. Рентабельность характеризует экономическую эффективность работы предприятия за определенный период времени.

Рентабельность – показатель эффективности, прибыльности работы предприятия. Различают рентабельность продукции и рентабельность капитала. Первая определяется соотношением валовой (чистой) прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Вторая – соотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала[2].


Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами[3].

Рентабельность – основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия[4].

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы, используемого для организации своей деятельности[5].

Рентабельность как количественный показатель представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности[6].

Рентабельность – один из критериев качества управления[7].

Рентабельность как категория объективно существует лишь потому, что имеется другая экономическая категория – прибыль. Поэтому понятие «рентабельность» рассматривается в органической связи с понятием прибыли.

Рентабельность – это, по сути, норма прибыли, то есть соотношение прибыли к себестоимости продукции или производственных фондов. Рентабельность (или доходность) производства означает, что выручка, полученная предприятиями от реализации продукции, возмещает себестоимость и обеспечивает сверх того получение дохода.

Рентабельность – отношение всей массы полученного чистого дохода к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств или к полной себестоимости реализованной продукции. Рентабельность – показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств[8].


Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Рентабельность — прибыльность бизнеса. Рассчитывается как отношение прибыли к выручке (производственный бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к обороту (коммерческий бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к собственному капиталу (для финансового бизнеса).

На сегодняшний день проблема рентабельности капитала (а вместе с ней и рентабельности бизнеса вообще) является одной из ключевых.

Для предпринимателя должны представлять интерес, в первую очередь, два основные показателя рентабельности. Во-первых, это рентабельность продукции, рассчитываемая как отношение прибыли к себестоимости. Данный показатель характеризует прибыльность текущей деятельности и является мерилом доходности бизнеса. В настоящее время этот показатель – наиболее прозрачный критерий эффективности операционной деятельности.

Во-вторых, рентабельность капитала, при расчете которой прибыль соотносится с затраченными ресурсами. При этом в качестве ресурсов рассматривают собственный капитал, а также совокупный и инвестированный.

С практической точки зрения, уровень рентабельности инвестированного капитала более важен при принятии стратегических решений относительно возможных вариантов развития бизнеса. Рентабельность продукции имеет значение при управлении текущей деятельностью и оценке эффективности последней, поиске путей снижения затрат.

В настоящее время в деятельности многих компаний получил распространение расчет показателя доходности продаж как отношение прибыли к объему выручки от реализации продукции. Использование тается не совсем корректным, так как нарушает основной принцип расчета рентабельности – сопоставление ре­зультатов и затрат.

Целесообразность использования рентабельности собственного капитала в практической деятельности вызывает сомнения, поскольку расчеты предпола­гают учитывать в составе знаменателя размер уставного фонда предприятия. При этом в большинстве случаев уставный фонд по различным причинам не отражает реальных затрат на создание бизнеса и поэтому не мо­жет объективно учитываться в расчетах.

Также следует иметь в виду, что система оценки де­ятельности предприятия, включающая показатели рен­табельности, не должна содержать большого количества их разновидностей. Для целей управления достаточно выбрать 2-3 ключевых показателя рентабельности, учи­тывающих специфику бизнеса, – его капиталоемкость, скорость оборота, структуру затрат и источников фи­нансовых ресурсов


Информативность наиболее популярных показа­телей эффективности, лежащих в основе управ­ленческих решений, часто сомнительна. К при­меру, рентабельность продукции определяется итогами работы предприятия за отчетный период. Вероятный эффект от долгосрочных инвестиций этот показатель не отражает. Кроме того, используемые методики учета затрат служат преимущественно для наибольшей про­зрачности по налогообложению, а не для сбора управ­ленческой информации.

Ни показатель бухгалтерской прибыли, ни размер затрат, отнесенных на себестоимость, почти не учиты­вают (или учитывают в малой степени) изменений в оборотном капитале, которые происходят при измене­нии структуры ассортимента. Все это приводит к тому, что предприятие может в значительных объемах произ­водить «проблемные» продукты, не генерирующие до­статочного денежного потока.

Поэтому целесообразно определенные статьи расходов «разносить» между продуктами на основе структуры оборотного капитала. При этом принципи­ально важно, чтобы в оценках продуктов фигурировали и расходы, не учтенные в себестоимости реализованной продукции. Корректно их можно учесть в чистых опе­рационных денежных потоках по каждому продукту, которые изначально отталкиваются от прироста чистой нераспределенной прибыли, оставшейся после вычита­ния всех расходов, не относимых на себестоимость.

Кроме того, необходимо скорректировать выруч­ку и затраты путем приведения бартерных расчетов к денежному эквиваленту.

Существуют определенные особенности оценки составляющих показателя рентабельности собственно­го капитала[9]. Чистая прибыль – динамична, отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен в основном за истекший период. Собственный капитал формируется в течение ряда лет. Его бухгалтерское зна­чение может существенно отличаться от рыночного.

Кроме того, бухгалтерская оценка собственно­го капитала не имеет отношения к будущим доходам предприятия. Не все параметры могут быть отражены в балансе предприятия. Например, престиж компании, торговая марка, современные технологии, квалифици­рованный управленческий персонал. Соответственно, высокое значение рентабельности не эквивалентно вы­сокой отдаче на капитал. Поэтому в процессе принятия финансовых решений необходимо не только ориенти­роваться на рентабельность собственного капитала, но и принимать во внимание рыночную цену компании.

Рентабельность – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. В практике используют: а) рентабельность производства, рассчитываемую как соотношение прибыли к стоимости авансированного средства (капитала). Рентабельность производства характеризует прибыльность, доходность отдельных видов производств, предприятий и более крупных систем; б) рентабельность продукции, рассчитываемую как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.