Файл: Налоги как цена услуг государству (предметное и подробное рассмотрение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- плата за пользование водными объектами;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на игорный бизнес;

- платежи за пользование недрами;

- гербовый сбор;

- государственная пошлина;

- налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;

- сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Второй уровень - налоги республик в составе Русской Федерации и налоги краев, областей, самостоятельных областей, самостоятельных округов. Для краткости в последующем мы будем именовать их территориальными налогами.

Этот конечный термин был введен в ученый цикл нами еще несколько лет назад. Теперь он «узаконен», от того что применяется в плане Налогового Кодекса Русской Федерации. Территориальные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского права. Часть территориальных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае территориальные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К территориальным налогам относятся:

- лесной налог;

- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- налог на имущество предприятий;

- налог с продаж.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

- курортный сбор;

- сбор за право торговли;

- налог на промышленное строительство в курортной зоне;

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;

- сбор за право использования местной символики;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

- сбор за открытие игорного бизнеса;

- сбор с владельцев собак;

- сбор за выигрыш на бегах;

- сбор с лиц, играющих на тотализаторе;

- сбор с биржевых сделок;

- сбор за проведение кино- и телесъемок;

- сбор за уборку территории;

- лицензионный сбор за право винной торговли;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за парковку автотранспорта;

- лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;


- налог на рекламу;

- сбор за участие в бегах;

- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы;

Всем органу управления трехуровневая система налогообложения дает вероятность независимо формировать прибыльную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от разных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая действие и пр.) и займов.

Бюджетное устройство Русской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что территориальные и местные налоги служат лишь добавкой в прибыльной части соответствующих бюджетов. Основная часть при их образовании - это отчисление от федеральных налогов.

Налог на собственность предприятий, земельный налог, налог на собственность физических лиц - налоги на собственность, а страховые вклады в Пенсионный Фонд, страховые вклады в Фонд Государственного Общественного Страхования, страховые вклады в Государственный Фонд Занятости Населения, страховые вклады в Фонды Непременного Медицинского Страхования, сбор на нужды образования- налоги на фонд оплаты труда. Систематизация по объектам налогообложения. По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с цикла, налоги на выручка (доход), налоги на собственность, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с цикла относятся налог на пользователей автодорог, налог на оглавление жилья и объектов общественно-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на доход относятся налог на выручку предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый из источника, налог на игорный бизнес.

Глава 2. Функции налогов. Роль налогов в развитии государства

2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.


Выделяют три важнейшие функции налогов:

  1. фискальную (финансирование государственных расходов);
  2. регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики);
  3. социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

  1. Фискальная функция (фиск-казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

  1. Распределительная функция.

С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода, и создаются условия для эффективного государственного управления.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий самостоятельно от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать увлеченность предприятий в приобретении большего дохода через применение таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь дозволит решить задачи насыщения товарами и службами потребительского рынка, убыстрение научно-технического прогресса, обеспечения насущных общественных надобностей населения.

Налоги как энергичный участник перераспределительных процессов оказывают солидное воздействие на воспроизведение, стимулируя либо унимая его темпы, расширяя либо сокращая платежеспособный потребность населения. Регулирующая функция.

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

- стимулирования роста производства товаров или содержания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.


4. Контрольная функция.

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - всякое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные правом. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно важных целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сопоставления экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - всякое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой выручки, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный нрав и разно использоваться исходя из общественных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо место происхождения капитала.

3. Экономическая обособленность налогов.

Налоги и сборы обязаны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у всякого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения.

При установлении налогов обязаны быть определены все элементы налогообложения. Акты права о налогах и сборах обязаны быть сформулированы таким образом, дабы всякий верно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Нейтральность налогов - налоги не обязаны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения, не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

  1. Простота, доступность и ясность налогообложения.

Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.


  1. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений.

Можно условно выделить три такие системы:

- экономические принципы налогообложения;

- юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);

- организационные принципы налоговой системы.

Помимо того, в рамках всей из указанных систем нужно выделять как всеобщие тезисы налогообложения, присущие каждой системе налогообложения в целом, так и частные тезисы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и расположениям налогообложения, скажем, тезисы использования ответственности за нарушение налогового права, тезисы исчисления и уплаты налога на выручка, тезисы взимания налогов с нерезидентов и т.д.

Под правовыми тезисами воспринимаются управляющие расположения права, начальные направления, его основные начала, определяющие сущность каждой системы, ветви либо университета права.

Экономические тезисы налогообложения представляют собой сущностные, базисные расположения, касающиеся рациональности и оценки налогов как экономического явления. Впервой они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Изыскание о природе и причинах богатства народов».

Правовые тезисы организации системы налогообложения, используемые в интернациональной практике, дозволено сформулировать дальнейшим образом:

  1. Юридическое равенство перед законом всех хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.
  2. Налоговые преференции подлежат обязательному утверждению в законе.
  3. Гарантированность стабильности и последовательности налоговой политики.
  4. Налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).