Файл: Налоги как цена услуг государству (предметное и подробное рассмотрение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные положения теории налога
Глава 2. Функции налогов. Роль налогов в развитии государства
2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения
Глава 3. Налоги, как цена услуг государства
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
Введение
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система, выступающая главным мезханизмом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Российской федерации была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Изменение и развитие форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном не цивилизованном обществе, налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны издревле, еще на заре людской цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Развитие форм и методов взимания налогов можно разделить на три периода. На начальном этапе развития от древнего мира до средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а городу или общине поручает сбор налогов. Очень часто оно пользуется услугами откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в государстве возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство возлагает на себя часть функционала: наблюдает за процессом сбора налогов, устанавливает квоту обложения, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, период – государство берет в свои руки все функции взимания и установления налогов, ибо правила обложения успели сформироваться. Имея ту или иную степень самостоятельности, местные органы власти и общины играют роль помощников государства.
В данной работе речь пойдет о налогах, как цене услуг государства: о роли налогов в формировании бюджета государства, о стандартах госуслуг оказываемых налоговыми органами, о налогах как об основном инструменте госрегулирования экономики.
Целью данной работы является предметное и подробное рассмотрение, какую роль играют налоги в развитии государства. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытии механизмов функционирования налоговой системы, действующей в России в настоящее время и в других странах.
Объектом изучения в работе выступает налогообложение в Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоги как плата «цивилизованного общества» т.к. налоговая система, сложившаяся в нашей стране налагает особый отпечаток на всю жизнь народа и пути решения проблем связанных с взиманием налогов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные положения теории налога. Во второй главе раскрываются функции налогов и роль налогов в развитии государства. В третьей главе дается характеристика стандартам государственных услуг, оказываемых налоговыми органами.
Глава 1. Основные положения теории налога
1.1 История налогообложения
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и основные структурные элементы экономики рыночного типа. Несомненно, то, что без формирования рациональной налоговой системы, не подавляющей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики Российской федерации.
Налоги знакомы людям с глубочайшей древности, когда они зачались в форме подати, дани. Появление налогов сопряжено с потребностью содержания государства. Их неизбежность до такой степени очевидна, что еще в 1788 году Бенджамин Франклин, один из создателей Декларации независимости США, писал: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов».
Налоги предполагают собою обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Наличие налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги - это экономическая основа содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной области.
Под налогом, отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства». В советском финансовом праве налоги складывались ровно как платежи, вносимые в государственный бюджет на основании актов высшего органа государственной власти юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в установленных размерах и в определенные сроки для обеспечения общегосударственных нужд.
В соответствии со статей 8 налогового кодекса Российской Федерации, под налогом подразумевается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Современные теоретики налогового права устанавливают налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
С учетом выше изложенного можно выделить следующие юридические признаки налога:
- абстрактность;
- безвозвратность;
- публичность;
- законность установления;
- процедурный характер взимания;
- индивидуальная безвозмездность;
- принудительность изъятия.
Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Их основная задача состоит в покрытии издержек отдельных государственных органов (судов, паспортных столов, загсов и др.).
Экономическая суть налога проявляется через его функции. Всякая из исполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, знаки и черты данной экономической категории. Тем самым, она показывает, каким образом реализуется призвание определенного налога как инструмента стоимостного переразделения и разделения прибылей в обществе.
Под сбором, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 налогового кодекса Русской Федерации, воспринимается непременный вклад, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами здешнего самоуправлении, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически важных, включая предоставление определенных прав либо выдачу разрешений (лицензий).
Сегодня основным инструментом переразделения прибылей и финансовых источников являются налоги. Данное переразделение осуществляют госорганы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывали надобность в источниках, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование прибылей ставит своей стержневой задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, нужных для решения задачи общественного, экономического, научно-технического становления страны, региона либо ветви.
Совокупность взимаемых налогов и других платежей образует налоговую систему. Это представление охватывает конструкцию и функции государственных налоговых органов.
Общие тезисы построения налоговых систем воплощаются при их образовании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законе о налогах устанавливается каждая налоговая процедура, в том числе порядок и данные исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие данные налогообложения.
Субъект налога либо налогоплательщик. Налогоплательщик – это то лицо (юридическое либо физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым финальным плательщиком, либо носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.
1.2 Объект налогообложения.
Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:
- имущество;
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
- прибыль;
- доход (в виде процентов и дивидендов);
- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.
1.3 Классификация налогов
Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на выручка, акцизы. Они приносят стержневой доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.
Классификация по механизму образования. По механизму образования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Косвенные налоги- налоги на товары и службы: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и службы); на наследство; на сделки с недвижимостью и дорогими бумагами и другие. Они отчасти либо всецело переносятся на цену товара либо службы.
Прямые налоги- налоги на доходы и собственность: подоходный налог и налог на выручка корпораций (фирм); на общественное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые общественные налоги, общественные вклады); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и иную недвижимость; налог на перевод выручки и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с определенного физического либо юридического лица.
Прямые налоги сложно перенести на покупателя. Из них легче каждого дело обстоит с налогами на землю и на иную недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на финального покупателя в зависимости от степени гибкости потребности на товары и службы, облагаемые этими налогами.
Классификация по ярусам налогообложения Законом «Об основах налоговой системы в Русской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый ярус-это федеральные налоги России. Они действуют на территории каждой страны и регулируются общероссийским правом, формируют основу прибыльной части федерального бюджета и, от того что это особенно прибыльные источники, за счет них поддерживается финансовая устойчивость бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Русской Федерации, как и в других странах, особенно прибыльные источники сосредотачиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Русской Федерации существуют следующие федеральные налоги:[1]
- таможенная пошлина;
- налог на операции с ценными бумагами;
- сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними;
- сбор за пограничное оформление;
- налог на пользователей автодорог;
- налог с владельцев транспортных средств;
- налог на приобретение автотранспортных средств;
- налог на отдельные виды автотранспортных средств;
- налог на реализацию ГСМ;
- налог на прибыль;
- акцизы на группы и виды товаров;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте;