Файл: Проблема личности в социальной психологии (Личность в социальной психологии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
Макс Вебер объяснил это тем, что облик современного европейского западного общества развивался под воздействием идей христианства (в котором обожествляли личность Творца)[4]. В отличии от европейского общества на Востоке индивидуальность не поощряли, что опять вытекает под воздействием идей религии.
Философ Дж. Локк в в. обратил внимание на феномен личности, писал: " Я думаю, что личность есть разумное мыслящее существо, которор имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в разных местах только благодаря тому сознанию, которое неотделимо от мышления и, на мой взгляд, существенно для мышления, ибо невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает [5].
Выводы:
Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Понятие личность рассматривалось со стороны многих дисциплин и наук, каждая из которых представила свою теорию, все это указывает на актуальность изучения личности.
Глава 2. Проблемы личности в социальной психологии
В настоящее время все согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками [1]. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
Всеобщий интерес многих наук к проблеме изучения личности является очень важным, так как решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Такая совместность усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, который возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. Таким образом возникает одна из первых проблем в изучении личности в социальной психологии, это необходимость абстрагироваться от граничащих дисциплин таких как психология и социология, и установить отличие своего подхода к изучению этого вопроса.
Как отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения" [6].
К.К. Платонов выделил в структуре личности ее различные подструктуры и уровни:
- биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);
- психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);
- подструктура социального опыта ( приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);
- подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения) [7].
По мнению К.К. Платонова, эти подструктуры различаются по "удельному весу" социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов — памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто не представлена [7].
Абсолютно иной подход к этому вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Который перед тем как перейти к характеристике структуры личности, формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Основная идея в том, что "личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается" [8].
Основная задача социальной психологии в исследовании проблем личности заключается в определении каким образом, в каких конкретных группах, личность усваивает социальные влияния, а также каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.
В социальной психологии особое внимание уделяется микросреде формирования личности, регуляторам поведения и деятельности человека, а также всей системе межличностных отношений и их эмоциональная регуляция.
Социальная психология в исследовании личности изучает взаимоотношение личности с группой. На основании таких отличий вычленяется проблематика группы. Возникают проблемы, характерные для социальных групп, но теперь рассматриваемые со стороны личности. Например, проблема лидерства, который связан с личностными характеристиками лидерства как группового явления; проблема аттракции, рассмотренная с точки зрения характеристики некоторых черт эмоциональной сферы личности, проявляющихся особым образом при восприятии другого человека. Т.о. специфически социально – психологическое рассмотрение проблем личности – другая сторона рассмотрения проблем группы [8].
Одна из важных концепций - концепция персонализации индивида. Исходя из этой концепции следует каждый индивид характеризуется потребностью быть личностью. Быть и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для индивида качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью, т. е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью. Возможность реализации указанной потребности, степень выраженности и осознанности которой индивидуально вариативна, при наличии соответствующих способностей создает группа высшего уровня развития, коллектив, где персонализации каждого — условие персонализации всех. В.А. Петровский предпринял первую попытку использовать концепцию персонализации для построения модели развития личности.
Социализация - процесс становления личности. В ходе этого процесса, который продолжается в течение всей жизни, человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Социализация начинается с первых минут жизни человека и осуществляется в трех сферах: деятельности, общении, самосознании. В процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, делать инъекции и т.д.), определяя для себя при этом наиболее значимые ее аспекты. Он выбирает для себя главную деятельность и подчиняет ей все остальные. В процессе жизнедеятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медицинская сестра, вратарь, студент, муж и т.д.) и осмысливает их.
Конструкты |
Эмоциональное |
Эмоциональное, и рациональное |
Рациональное |
Активность субъекта социализации |
Интерпретация, социальное экспериментирование |
Заимствование (или подражание) |
|
Пассивность объекта социализации |
Заражение |
Идентификация и интернализация |
Подчинение |
Конформизм |
Таблица 1. Механизмы социализации с точки зрения активности - пассивности и эмоционального - рационального включения субъекта в процесс социализации.
Е. П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности:
1) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;
2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.
Выделение Е. П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса.
В данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие – внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. п. В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически бывают вытеснены в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т.п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.
Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть, если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. Также результатом процесса «статусной» социализации является формирование определенного самосознания и социальной идентичности личности.
В исследованиях поведения личности используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка" при описании социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности.
Под социальным статусом понимается некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. В любом обществе статус определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Существуют так называемые статусные проблемы в социальной психологии - то есть возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непристижность профессии учителя). Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения). Считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения.