Файл: Проблема личности в социальной психологии (Личность в социальной психологии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме "Проблема личности в социальной психологии".
В настоящее время в современном обществе изучением проблемы личности занимаются многие науки и дисциплины, такие как психология, в частности, антропология, этика, педагогика, философия, генетика и другие.
Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно "работать" лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях. Данная тема изучается на стыке многих взаимосвязанных дисциплин, к примеру некоторые из них: "Социология" и Психология".
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы об актуальности выбранной темы "Проблема личности в социальной психологии" которая заключается в высоком интересе общества и наук, а также недостаточной разработанностью.
В рамках социальной психологии объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность.
Объектом данного исследования выступает личность, психологические закономерности поведения, деятельность и взаимодействия людей.
Предмет исследования – методики исследования проблем личности.
Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии, изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов; рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности.
Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;
-исследовать проблемы личности в социальной психологии;
-изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;
Структура данной курсовой работы включает в себя: введение, две главы и заключение.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты личности в социальной психологии". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Проблема личности в социальной психологии".
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Проблема личности в социальной психологии".
Источниками информации для написания данной курсовой работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей и ученых в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Проблема личности в социальной психологии", справочная литература и прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Личность в социальной психологии
В повседневной жизни можно не раз услышать выражения: "Вот это личность", "сильная личность", соответственно в нашем сознании присутствует свое обыденное понимание того, что такое личность. Понятие личности рассматривают многие науки, изучающие человека и общество. Это и психология, и педагогика, и социология, история и многие другие - каждая из этих наук определяет личность как категорию, как комплекс черт индивида, которые меняются в зависимости от культуры и времени.
В психологии понятие личности трактуется как устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида и приобретенные им знания.
Любой человек является частью общества, частью социума, вне зависимости от желания. Человек занимает свое положение в обществе и выполняет отведенную ему роль, и повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность.
Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий. Различные направления психологии по-разному рассматривают и трактуют понятие личности.
С одной стороны, личность – это человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими.
С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Соответственно определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке. Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.Социальная психология – одна из базовых отраслей психологического знания.
Понятие личность относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Так один из видных деятелей психологической и педагогической науки Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств". К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский (совесткий и российский психолог) охарактеризовал личность в системе межличностных отношений и выделил выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений". Л.Первин и О. Джон разместили основные понятия различных теорий и подходов к личности в виде таблицы (таблица 1). [1]
Таблица 1.
Основные понятия различных теорий и подходов к личности (Первин, Джон, 2000)
Теория или подход |
Структура (базовые элементы, или строительные блоки личности) |
Процесс (динамические аспекты личности, включая мотивы) |
Рост и развитие (как развиваются уникальные личности) |
Психодинамическая теория (З. Фрейд) |
Оно, Я, Сверх-Я, бессознательное, предсознательное, сознательное |
Сексуальный и агрессивный инстинкты; тревога и механизмы защиты |
Эрогенные зоны, оральная, анальная, фаллическая стадии развития, Эдипов комплекс |
Феноменологическая теория (К.Роджерс) |
Я, идеальное Я |
Самоактуализация, конгруэнтность Я и опыта, неконгруэнтность и защитное искажение опыта, а также его отрицание |
Конгруэнтность и самоактуализация либо неконгруэнтность и защита |
Подходы к личности со стороны ее черт (Г. Оллпорт, Г. Айзен, Р. Кэтэлл) |
Черты |
Динамические черты, мотивы, связанные с чертами |
Вклады наследственности и среды в детерминацию черт |
Бихевиоризм и небихевиоризм (Теории научения) (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, К.Л. Халл, Дж. Доллард) |
Реакция |
Классическое, инструментальное, оперантное обусловливания |
Подражание; режимы подкреппления и последовательные приближения |
Когнитивная теория Д.А.Келли |
Конструкты |
Процессы, направляемые ожиданиями событий |
Рост сложности и определённости системы конструктов |
Социальнокогнитивная теория научения личности (А.Бандура, У.Мишел, Дж. Роттер) |
Ожидания, стандарты, цели; убеждения в самоэффективности |
Научение через наблюдение, косвенное обусловливание; процессы самооценки и саморегуляции. |
Социальное научение через наблюдение и непосредственный опыт; пазвитие суждений о самоэффективности и стандартов саморегуляции. |
Когнитивные, информационно-процессуальные подходы к личности |
Когнитивные категории и схемы; атрибуции; обобщённые ожидания |
Стратегии переработки информации; атрибуции; возможные Я и саморегуляторы. |
Развитие когнитивных компетентностей, Я-схем, ожиданий, атрибуций |
Социальная психология рассматривая понятие личности уделяет внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа. Где личность рассматривается как носитель определенных общественных отношений, и в рамках его принадлежности к определенной социальной группе.
Характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, – в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.
Социальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания. Данный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова "Я" и своеобразной философско-психологической "Я-концепции", которая объединила гносеологические образы "видения человеком самого себя".
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Впервые предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку американский психолог У. Джемс в своей книге «Принципы психологии».
Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джеймс предложил формулу оценивания личностью самой себя, которая выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
Успехи
самооценка = ----------------
притязания
В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующему:
- Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
- Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида является «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.
- «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
- С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
- «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
- Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
- Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
- Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».
Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поисков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 1). Установки группируются в три категории:
- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);
- идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть) [2].
Рис. 1. Структура установок индивида на самого себя (Р. Бернс).
Социальная психология рассматривая личность и исследуя психологические особенности индивида в кросс-культурном направлении разделаяет все культуры условно на два подразделения: коллективистcкие и индивидуалистические. Культуры индивидуалистические зародились и развивались на Западе, там же появилась идея человеческой индивидуальности, а личность стала массовым социальным явлением [3].