Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Банковская система: сущность и структура
1.1 Понятие и принципы построения банковской системы
1.2 Становление и развитие банковской системы
Глава 2 Развитие банковской деятельности в регионах
2.1 Роль региональных банковских систем в развитии банковской системы России
2.2 Перспективы развития региональных банков на примере Томской области
Современная банковская система РФ состоит из двух уровней. Первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй - кредитными организациями, филиалами и представительствами иностранных банков. Банковская система, как любая другая социальная система, является организацией и нуждается в наличии органов управления, обладающих какими-либо властными полномочиями по отношению к другим элементам системы.
Таким властным центром, организующим основные процессы управления в банковской системе России, всегда являлся Центральный банк РФ. Многие авторы считают, что Банк России в банковской системе имеет двойственную природу. Это означается, что, с одной стороны, Банк России выступает элементом банковской системы, осуществляя все виды банковских операций, а с другой стороны, считается, что Центральный банк является органом государственной власти. Банк России наделен правом издавать нормативные правовые акты, осуществлять денежно-кредитную политику посредством соответствующих методов и инструментов, организовывать денежное обращение, а также осуществлять банковский надзор и применять меры государственного принуждения в отношении коммерческих банков и др. Отношения между Центральным банком (имеющим двойственную природу, т.е. природу государственного учреждения, специфического органа исполнительной власти) и кредитными учреждениями носят управленческий характер. Как отмечает А. П. Жмулевская: «Центральный банк Российской Федерации - это государственный орган специальной компетенции, не относящийся ни к одной из ветвей власти, осуществляющий государственное управление в денежно-кредитной сфере». [12]
На сегодняшний день, из-за отсутствия определения Банка России закрепленного на законодательном уровне, определение правовой статус Банка России остается предметом дискуссий и споров. Особая дискуссия развернулась после принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который предоставляет очередной повод отнести Банк России к числу государственных органов.
Более того, появление указанного Закона создает впечатление об изменении элементного состава банковской системы. Но это не так. Передача Банку России функций Федеральной службы по финансовым рынкам России по регулированию деятельности участников финансового рынка - страховых компаний, специальных депозитариев, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих ими компаний, микрофинансовых организаций, организаторов торговли, кредитных и жилищных накопительных кооперативов, актуариев, бюро кредитных историй, рейтинговых агентств, а также регулированию и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, не влияет на структуру банковской системы, хотя и расширяет объем полномочий Банка России за пределами банковской системы. В юридической литературе встречаются суждения относительно включения в верхний, или первый уровень банковской системы Агентства по страхованию вкладов. Однако широкого распространения такое мнение не получило. [13]
Также дебаты развернулись вокруг положения ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности, согласно которому «банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков». Тот факт, что отсутствует определение банковской системы, безусловно, не может быть компенсировано отражением исключительно субъектного состава банковской системы России, как указывалось ранее. Более того, возникает вопрос о том, насколько представленный в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности круг субъектов, входящих в банковскую систему, полно отражен и соответствует ли он существу банковской системы.
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.[14]
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Статьей 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности. Кредитные организации в свою очередь, подразделяются на две группы банки и небанковские кредитные организации. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк является финансовым посредником. Банк привлекает свободные денежные средства государства, хозяйствующих субъектов, а также физических лиц и предоставляет эти средства на условиях срочности, возвратности и возмездности во временное пользование другим лицам. Аккумуляция денежных средств и предоставление их в кредит физическим и юридическим лицам - главная функция банков. Банк - это коммерческая организация, которая помимо предоставления кредитов размещает вклады, выдает банковские гарантии и поручительства, оказывает консалтинговые услуги, осуществляет валютные и иные банковские операции в соответствии с лицензией, выданной Банком России1. Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Одним из элементов банковской системы РФ являются иностранные банки. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Остался еще один вопрос, который необходимо рассмотреть в рамках данного параграфа. А именно, принципы построения банковской системы.
Банковская система РФ функционирует на основе ряда принципов.
1. Стабильность и надежность банковской системы. Ключевым компонентом национальной и экономической безопасности является стабильная банковская система. Она должна способствовать реализации основных социальных функций государства, что в свою очередь, укрепляет его финансовый суверенитет. Данный принцип особенно важен в период после кризиса. Стабильность и надежность банковской системы для кредиторов и вкладчиков зависит от грамотного функционирования кредитных организаций. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности.
2. Законность. Функционирование банковской системы должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством. Особая роль в правотворчестве принадлежит Центральному банку РФ, который праве принимать правовые акты, обязательные для всех кредитных организаций.
3. Гласность банковской системы. Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
- ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
- ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
По требованию физического лица или юридического лица кредитная организация обязана предоставить копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, также должна сообщать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.
4. Сохранность банковской тайны. Здесь имеется в виду, что Банк России, кредитная организация, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, вкладах и о счетах своих клиентов и корреспондентов. Это же касается и служащих кредитных организации.
5. Самостоятельность и независимость кредитных организаций. Речь идет о независимости кредитных организаций от государства. Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Подводя итог, следует отметить, что банковская система России – это целостное образование, представляющее собой совокупность урегулированных нормой права форм и методов деятельности органов или организаций банковского надзора и регулирования, а также организаций, основным направлением деятельности которых является осуществление банковских операций или непосредственное обеспечение осуществления отдельных банковских операций. Субъектами банковской системы России являются Банк России, кредитные организации, в том числе банки и небанковские кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Банковская система РФ функционирует на основе ряда принципов.
1.2 Становление и развитие банковской системы
Эволюция кредитной системы, становление и развитие правового регулирования банковской деятельности в России проходили поэтапно, что в немалой степени было обусловлено потребностями экономики и особенностями внутриполитической обстановки. Каждый этап характеризуется специфическими чертами формирования банковской сферы. Банковские учреждения в России появились позднее, чем в других крупнейших европейских государствах. Причиной тому было отсутствие в России до XIX в. соответствующих социальных, экономических и иных предпосылок. Не были развиты торговые отношения, отсутствовал достаточный коммерческий капитал, как и класс самих предпринимателей. Не сформировалась первооснова рыночной экономики – атмосфера гарантированности гражданского права и стабильного статуса собственности.[15]
Банковская система России ведет свою историю с середины XVIII в. Дореформенные правительственные инициативы в банковской сфере до 1729 г. оказались в большей части неудачными из-за нежелания или отсутствия способности применять зарубежный опыт. Поэтому начало банковского нормотворчества можно отнести к 1729 г., когда по Указу Петра II при монетном и денежном дворах была организована особая Монетная контора3. Особенность начального этапа становления банковской системы России заключается в том, что создавать этот сектор экономики стало государство. В европейских странах основное место в банковской системе сразу же занял частный капитал. Первые кредитные учреждения появились в России в 1754 г. в Петербурге под управлением Коммерц-коллегии при столичном торговом порту был учрежден Купеческий банк, а в Москве при Сенате – Дворянский заемный банк (его конторы были открыты также в Санкт-Петербурге). Создание банков преследовало важную для того времени цель: снизить чрезмерно высокие ставки по частному кредиту и сделать кредит доступным для купечества и дворянства.
Создание банковской системы Российской Федерации условно можно разделить на пять этапов:
1-й - с середины XVIII в. до 1860 г. - период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
2-й - с 1860 г. по 1917 г. - период развития и совершенствования банковской системы;
3-й - с 1917 г. по 1930 г. - формирование новой банковской системы;
4-й - с 1932 г. по 1987 г. - стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;
5-й - с 1988 г. по 2001 г. – период становления банковской системы современной России.
6-й - с 2002 г – период формирования современной рыночной банковской системы.
Рассмотрим период становления банковской системы современной России (1987-2001 гг.). Он характеризовался спонтанным созданием избыточного количества кредитных организаций.
Численное формирование банковской системы проходило ускоренными темпами: уже к концу 1993 г. количество банков превысило 2 тыс., затем увеличилось до 2,5 тысяч, но к концу 1997 г. в результате несостоятельности одних и консолидации других банков их число уменьшилось практически до 1,7 тысяч.
Главная причина ускоренного роста количества банков - острый недостаток предложения банковских услуг при значительном увеличении числа субъектов экономической деятельности. Качество нормативно-правового обеспечения не соответствовало требованиям банковской практики, хотя на подготовительном этапе (1987-1991 гг.) разрабатывалось и в установленном порядке утверждалось множество необходимых нормативных документов.
30 сентября 1987 г. Госбанком СССР были приняты Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве (полностью утратили силу лишь в 2001 г.). Особый интерес для истории банковского дела представляют Правила кредитования материальных запасов и производственных затрат, утвержденные 30 октября 1987 г. как Инструктивные указания № 174-87 применялись до 2002 г. В Правилах предусматривалось повышение самостоятельности предприятий и их ответственности за рациональное использование банковских кредитов.
18 ноября 1987 г. Госбанком СССР были выпущены Указания № 1027 по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Инструкция № 23 по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банков СССР была выпущена Госбанком 10 декабря 1987 г. и полностью утратила силу лишь в 1997 г.
В течение 1988-1989 гг. Совмин СССР регламентировал выпуск ценных бумаг, установил порядок открытия и деятельности в стране представительств иностранных фирм, банков и организаций (постановление от 30 ноября 1989 г. № 1074).