Файл: Виды и структура бизнес-плана (Значение бизнес – плана в управлении предприятием, его роль в обеспечении развития и укреплении рыночных позиций предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все сказанное выше позволяет определить ряд важных преимуществ бизнес – плана как формы планирования на предприятии. Во-первых, бизнес – план показывает перспективы развития предприятия, а значит позволяет определить стоит ли осуществлять инвестиции в развитие предприятия. Во-вторых, бизнес – план является важным средством привлечения капитала предприятия. В-третьих, он служит основой бизнес – предложения при переговорах с будущими партнерами, играет важную роль при приглашении на работу основного персонала предприятия. Таким образом, бизнес – план разрабатывается как для внутреннего, так и для внешнего использования.

Бизнес - план

По назначению

По объектам бизнеса

Бизнес – план организации

Бизнес – план структурного подразделения

Бизнес – план как заявка на кредит

Бизнес – план как заявка на грант

Бизнес – план инвестиционного проекта

Бизнес – план развития региона

Бизнес - линии

План развития организации

Бизнес – план специального характера

Рисунок 2 – Виды бизнес – планов

Для того чтобы сформировать более полное представление о сущности бизнес-плана производственного предприятия, необходимо проанализировать его роль в системе планирования. Как уже отмечалось, планирование на предприятии осуществляется на трех основных уровнях: стратегическое, текущее и оперативное (Приложение В).

Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности предприятия. Роль стратегического планирования заключается не в предсказании будущего состояния предприятия и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования и внешней по отношению к нему среды. [4, с. 71]

В отличие от стратегического, сущность текущего планирования заключается в определении промежуточных целей в ходе реализации стратегии предприятия. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. В связи с этим, как отмечает Буров В.П., главная задача текущего планирования заключается в разработке плана реализации продукции и на его основе системы планов: производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана, планов по сырью и труду [5, с.75].


Заключительным этапом планирования на предприятии является оперативное планирование. На производственном предприятии оно конкретизирует и детализирует производственную программу в течение декады, недели, суток и смены, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия. По мнению А.С. Пелиха главной целью оперативного планирования является обеспечение равномерного, бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей [15, с.112 ].

Анализ сущности и структуры плановой деятельности предприятия позволяет сделать вывод о том, что по своему целевому назначению бизнес-план ближе к стратегическим планам, так как позволяет определить общую концепцию и генеральную стратегию развития предприятия. В то же время необходимо отметить, что бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущей ситуации, сильных и слабых сторон предприятия, анализ рынка и информация о потребителях продукции. Все это позволяет сделать вывод о том, что бизнес-план имеет определяющее значение в системе планирования на предприятии.

1.2 Виды бизнес-планов

Выделены следующие основания классификации бизнес-планов:

  • тип плана - по основным сферам деятельности, в которых осуществляется план;
  • класс плана - по составу и структуре плана и его предметной области;
  • масштабы - по размерам плана, численности его участников и степени влияния на окружающий мир;
  • длительность - по продолжительности периода осуществления плана;
  • по объектам бизнеса. [3, с. 210]

Характеристика основных видов планов, сгруппированных по первым четырем основаниям, представлена в таблице 1.

Таблица 2 - Классификация бизнес-планов

Критерии

классификации

Вид бизнес-плана

Тип плана

Технический, организационный, экономический, социальный, смешанный

Класс плана

Монопланы - отдельные планы различного типа, вида и масштаба. Мультипланы - комплексные планы, состоящие из ряда монопланов и требующие применения многопланового управления. Мегапланы - целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда моно- и мультипланов

Масштабы плана

Малый, средний, крупный, очень крупный. Это разделение условное. Масштабы планов можно конкретизировать - межгосударственный, международный, национальный (государственный), межрегиональный и региональный, межотраслевой и отраслевой, корпоративный, ведомственный, план одного предприятия

Длительность

плана

Краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет)


Широкое распространение в экономической литературе получила классификация бизнеспланов по объектам бизнеса. Согласно данной классификации бизнес-планы, разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнеслиниям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему) (см. рис.3).

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий и имеет свою особую структуру и логику изложения. Он создается в обязательном порядке и служит:

  • для выработки стратегии выживания предприятия;
  • составления плана проведения реорганизационных процедур;
  • организации управления предприятием в условия кризиса или в его предвидении;
  • обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Большая часть бизнес-планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, обязательных для осуществления бизнес-плана, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, прежде всего от масштаба и длительности.

К инвестиционным обычно относят планы или проекты, главной целью которых является вложение средств в различные виды бизнеса для получения прибыли. В этой группе бизнес-планов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

Инвестиционные проекты можно дифференцировать по ряду классификационных признаков:

По масштабу (размеру) различают:

  • малые проекты, которые невелики по объёму. Это, например, создание опытнопромышленных установок, строительство небольших зданий, сооружений, предприятий небольшой мощности;
  • мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединённых общей целью, выделенными для реализации ресурсами и

отпущенным на их выполнение временем. Они могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми. [20, с. 78]

По срокам реализации выделяют (в условиях России):

  • краткосрочные проекты (на срок до 1 года);
  • среднесрочные проекты (на срок от 1 года до 3 лет);
  • долгосрочные проекты (на срок свыше 3 лет).

По степени ограниченности используемых ресурсов выделяют:

  • проекты, для которых заранее не устанавливаются ограничения по ресурсам (например, проекты стратегического характера);
  • проекты с ограничением по некоторым видам ресурсов (по времени исполнения проекта;
  • проекты с ограничением по многим видам ресурсов (по времени, стоимости проекта, его трудоёмкости и т.д.)

В рамках одного предприятия может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы, как правило, ориентированы на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

1.3 Содержание основных разделов бизнес – плана

Анализ сущности бизнес – плана, проведенный в предыдущем параграфе работы, позволяет рассматривать его как комплексный план развития предприятия, определяющий в первую очередь его стратегические цели. Принцип комплексности является основным при определении структуры и содержания бизнес – плана. Единообразной структуры бизнес-плана, утвержденной в нормативных документах, на не существует. Конкретные подходы к составлению бизнес-плана и его структура

меняются в зависимости от характера бизнеса, целей плана и требований потенциальных инвесторов. Чаще всего при разработке бизнес – плана руководствуются стандартами UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию), в соответствии с которыми структура бизнес – плана должна включать в себя следующие разделы [22]:

  • Резюме;
  • Описание продукции;
  • Описание предприятия и отрасли;
  • Маркетинг и сбыт продукции;
  • Производственный план;
  • Организационный план;
  • Финансовый план;
  • Направленность и эффективность проекта;
  • Риски и гарантии;
  • Приложения

Типовой вариант структуризации бизнес – плана, принятый в отечественной практике, отличается от рассмотренного выше стандарта незначительно, что видно из таблицы, представленной в Приложении Г. Из данного приложения видно, что некоторые разделы в сравнении со стандартами UNIDO укрупнены, некоторые, напротив, представлены более детально. Это еще раз подчеркивает условность названий раздела бизнес – плана и требует более детального анализа его содержания.

При всей очевидной значимости основных разделов, большинство специалистов относят к числу главных разделов бизнес – плана резюме. К примеру: «Бизнес-план, особенно его резюме, – подчеркивает В. Г. Черняк, – может рассматриваться также в качестве рекламного документа, представляющего предпринимателя и его проектное предложение, которое предлагается на рынок». Эти выводы сделаны на основе реакции на данный раздел инвесторов: в случае, если резюме проекта заинтересовало их бизнес-план рассматривается далее, в деталях, просматриваются планы производства, расчеты, показатели эффективности. В противном случае проект не спасают даже показатели высокой прибыльности.


Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана, его предельно сокращенную, сжатую и информативную версию. Резюме является независимым рекламно-информационным документом, который должен убедить предполагаемого инвестора в целесообразности вклада средств в будущее предприятие. Основная задача данного раздела – заинтересовать адресата бизнес-плана в его дальнейшем рассмотрении.

С учетом его назначения в резюме должна включаться следующая информация:

1. Название проекта.

2. Основная идея, цель проекта.

3. Полное название, адрес и телефон предприятия, лица – инициатора проекта. Н.В. Стрекалова предлагает следующий перечень аспектов, которые так же должный быть описаны в данном пункте резюме: краткая история бизнеса в период его создания и роста; краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется; краткое описание распределения акций, ответственности и т.д. и степень участия руководства в принятии стратегических решений; краткое описание целей бизнеса; описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию [21, с. 44]. По мнению Ю. Н. Лапыгина, в данном разделе резюме также следует указать и философию бизнеса [11, с.38].

4. Характеристика предлагаемого товара, работы или услуги, их специфические особенности, применяемые технологии и способы предоставления услуг, уникальность характеристик и востребованность со стороны потребителей.

5. Место реализации проекта. Характеристика рынка (емкость, доля предприятия, рынок сбыта), возможности для бизнеса и стратегия их реализации.

6. Конкурентные преимущества, как фирмы в целом, так и предлагаемого товара или услуги, ресурсы предприятия и текущее финансовое состояние.

7. Календарный план реализации проекта.

8. Конец резюме должен включать в себя основные финансово-экономические показатели проекта, а именно: четко обозначенная величина инвестиций, предполагаемые источники, общий срок реализации проекта, доходы и расходы за рассматриваемый период, чистая прибыль, срок окупаемости проекта.

В следующем за резюме разделом бизнес – плана необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых организацией в рамках бизнес - проекта. Написанию раздела предшествует аналитическая работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации. По своему содержанию она предполагает прежде всего изучение рыночного спроса, определение его типа, характера, эластичности по цене и доходу. С учетом выявленных характеристик спроса предприятие определяет особенности продукции, которую планирует производить. Описание товара предполагает определение его технических и качественных характеристик. При этом в процессе разработки товара необходимо учитывать стадию жизненного цикла, на которой он находится. Типовая схема жизненного цикла товара показана на рисунке 4