Файл: Виды и структура бизнес-плана (Значение бизнес – плана в управлении предприятием, его роль в обеспечении развития и укреплении рыночных позиций предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях, когда практический опыт показал несостоятельность утверждений о саморегулируемости рыночной экономики, основной задачей планово-экономической службы организаций становится планирование деятельности. Данная проблема особо актуальна в силу того, что на рынок вышло много новых предпринимателей, большинство из которых полагались лишь на свою интуицию. Усиливающаяся конкурентная среда, требования мировых стандартов, появление новых факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности, и необходимость их предвидения показывают неэффективность использования интуитивного подхода к вопросам планирования деятельности организаций.

Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Инструментом повышения степени осуществимости идей и проектов служит бизнес-планирование. Поскольку наиболее интенсивно развивается малый бизнес, а в швейной промышленности доля малых предприятий велика, успешное решение проблемы становления предпринимательства во многом определяется качеством разработки бизнес-планов.

Бизнес-планирование представляет собой эффективный инструмент управления, широко применяемый в современной экономической практике, независимо от масштабов, сферы деятельности и формы собственности отдельных предприятий и организаций. Бизнес-план является рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для уже существующих фирм и представляет собой краткое, доступное и понятное описание бизнеса, являясь, в то же время, важнейшим механизмом при рассмотрении большого спектра потенциально возможных ситуаций. Бизнес-планирование позволяет определить перспективные проектные решения, определить и рассчитать средства для их достижения. В связи с этим возрастает роль процесса бизнес-планирования в управлении предприятием при определении основных направлений его развития и возможностей улучшения его рыночных позиций. Также в ходе бизнес – планирования могут быть определены риски, которые могут обусловить снижение результатов деятельности предприятия, а также определены пути их устранения, что особенно важно в условиях нестабильной финансовой и экономической ситуации, которая в настоящее время характерна как для мировой, так и для национальной экономики.

В этой связи вопросы совершенствования методики, технологии и организации бизнес-планирования на предприятии как основного условия его развития и укрепления рыночных позиций приобретают особую актуальность.


Многие теоретические и практические вопросы разработки бизнес-планов освещены в работах российских и зарубежных авторов (Акуленок Д.Н., Блэквелл Э., Грибалев Н.П.,., Коссов В.В., Липсиц И.В.,Маниловский Р.Г., Пелих A.C., Попов В.М., Сергеев А. А., Уткин Э.А, Хейзелгрен Б., Циферблат Л.Ф.,Черняк В.З. и др.) В то же время необходимо отметить, что в большинстве указанных работ наибольшее внимание уделяется структуре бизнес-планов и экономическим вопросам, в значительно меньшей степени освещены маркетинговые аспекты и практически не представлены организационные аспекты бизнес - планирования.

Цель бакалаврской работы в характеристике видов и содержания бизнес планов.

Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность бизнес – планирования, определить его роль в обеспечении развития предприятия и укрепления его рыночных позиций;

2. Проанализировать структуру и раскрыть содержание основных разделов бизнес – плана;

3. Провести классификацию основных видов бизнес планов;

3. Определить особенности методики расчета основных показателей бизнес – плана;

4. Оценить необходимость разработки бизнес – плана на конкретном предприятии, разработать маркетинговый, производственный и финансовый план, оценить эффективность реализованного проекта.

Объектом исследования выступало предприятие ОАО «Большекаменское управление механизации строительства».

Предметом исследования возможности расширения производства и сбыта продукции данного предприятия.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды российских и зарубежных авторов в области бизнес – планирования. При выполнении работы были использованы методы финансового планирования, сводки и группировки, анализа коэффициентов.

Эмпирическую основу исследования составили данные финансовой и статистической отчетности ОАО «Большекаменское управление механизации строительства».

Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам расчета экономических показателей была доказана экономическая эффективность бизнес – плана, что указывает на целесообразность его реализации.

Особенности поставленных задач определили структуру курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Глава 1 Бизнес – планирование как основа развития предприятия и укрепления его позиций на рынке

1.1 Значение бизнес – плана в управлении предприятием, его роль в обеспечении развития и укреплении рыночных позиций предприятия

Управление современным предприятием – это сложный процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных действий, каждое из которых предполагает осуществление ряда функций для обеспечение эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Взаимосвязь между этими функциями показана на рисунке 1

Активизация, стимулирование

Планирование, прогнозирование

Координация, регулирование

Организация

Учет, анализ, контроль

Рисунок 1 – Функции управления предприятием [19, с. 7]

Как видно из данного рисунка, центральное место в процессе управления предприятием занимает функция планирования. По определению Е.С. Вайса планирование - это специфический вид управленческой деятельности, направленный на выбор оптимальной альтернативы развития предприятия, рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий, представляющий собой многоцелевую, сбалансированную программу развития предприятия, направленную на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени [6, с. 6].

Шаш Н.Н. рассматривает планирование как непрерывный процесс принятия управленческих решений, в ходе которого устанавливают и постоянно уточняют цели и задачи развития предприятия, определяют стратегию и политику их достижения, разрабатывают детальные планы, в которых скоординированы различные аспекты развития экономики предприятия [23, с.10].

Приведенные выше определения позволяют рассматривать планирование как одну из основных управленческих функций. Планирование позволяет предвидеть и учитывать происходящие изменения во внешней среде, адаптировать внутренние факторы предприятия для дальнейшего роста и развития. Следовательно, можно сделать вывод, что оно представляет собой процесс, в рамках которого:

  • осуществляется целевая ориентация;
  • постоянно проводится анализ внутренних и внешних условий для выявления происходящих изменений;
  • разрабатывается система мероприятий на определенный, заранее установленный период времени;
  • проводится корректировка разработанной программы действий для снижения уровня риска.

В соответствии с приведенной характеристикой планирование — это сложный и многогранный процесс, которому, по мнению К.А. Раицкого присущи следующие особенности [18, с. 670]:

  • предварительное принятие решений, нацеленных на достижение определенных результатов в перспективе;
  • адаптация к изменениям внутренней и внешней ситуации, поскольку достижение желаемого результата определяется воздействием совокупности взаимосвязанных условий и факторов;
  • предотвращение ошибочных действий и сокращение числа неиспользованных возможностей.

Данные особенности во многом определяют системный характер современного планирования, который обеспечивает взаимосвязь между внутренней организационной и внешней системами посредством обеспечения относительного соответствия целевых ориентаций, возможностей фирмы и спроса потребителей, способствуя тем самым достижения основной цели ее деятельности, которая заключается в получении прибыли. Достижению данной цели способствуют также и основные задачи планирования. По мнению А.С. Пелиха к их числу могут быть прежде всего отнесены [15, с.106]:

  • Достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов;
  • Рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, рабочего времени;
  • Повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, расширение его информационных возможностей

В свою очередь решение данных задач возможно лишь при соблюдении определенных теоретических положений и принципов. Еще А. Файоль - представитель классической школы управления - определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия: единство, непрерывность, гибкость, точность. Современная система принципов планирования гораздо шире, что обусловлено гораздо более сложной и динамичной средой, в которой сегодня работают предприятия. Тем не менее соблюдение этих принципов является необходимым условием разработки качественного плана.

Современная экономическая ситуация требует от предприятий использования новых подходов к планированию своей деятельности. Это обусловлено тем, что в настоящее время успех предпринимательской деятельности зависит преимущественно от умения достигать поставленные цели, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. К факторам внешней среды, в которой осуществляется производственная и предпринимательская деятельность, относятся экономическая ситуация в стране, экономическая политика государства, особенности налогообложения, структура рынков. Внутренние факторы определяются особенностями деятельности самого предприятия. Это прежде всего качество менеджмента, квалификация персонала, наличие финансовых ресурсов, эффективность маркетинговой деятельности. Для преодоления негативного воздействия этих факторов и использования возможностей, которые они предоставляют, руководство предприятия стремится к поиску таких форм и моделей планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений. Такой формой планирования является бизнес-план.


Понятие бизнес – плана в экономической литературе раскрывается в различных аспектах. Так, по определению Е.Р. Орловой бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач [14, с. 7]. Н.А. Савельева определяет бизнес-план как объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией [19, с. 10].

К.А. Раицкий определяет сущность бизнес-плана через его функции, формулируя их следующим образом [18, с.673]:

1) разработка общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия;

2) оценка и контроль основных показателей деятельности предприятия на основе сравнения фактических данных с показателями бизнес-плана;

3) привлечение денежных средств со стороны;

4) определение условий укрепления финансового состояния предприятия

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, бизнес-план может применяться для:

  • разработки концепции предпринимательской деятельности фирмы и ее стратегии;
  • оценки фактических результатов деятельности предприятия в течение определенного периода;
  • привлечения денежных средств;
  • оценки возможности предприятия вести конкурентную борьбу на рынке соответствующих товаров

По своему содержанию бизнес – план представляет собой тщательное обоснование конкретной бизнес – идеи, реализация которой обеспечит предприятию возможность получения прибыли. В то же время реализация бизнес – идеи требует определенных инвестиций, решение о целесообразности которых и позволяет принять бизнес – план. Также необходимо отметить, что так как бизнес идеи значительно различаются по своему содержанию, в практике современного бизнеса разрабатываются различные виды бизнес – планов. Анализ экономической литературы позволил выделить два основных критерия классификации бизнес – планов: назначение бизнес – плана, объекты бизнеса, в отношении которых они разрабатываются. Классификационная схема, разработанная по данным критериям, показана на рисунке 2.