Файл: Виды и структура бизнес-плана (Значение бизнес – плана в управлении предприятием, его роль в обеспечении развития и укреплении рыночных позиций предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 — порог нечувствительности; 2 — внедрение; 3 — рост; 4 — зрелость; 5 — насыщение; 6 — спад; 7 — крах; 8 — утилизация или ликвидация

Рисунок 4 – Этапы жизненного цикла товара [14, с. 101]

Важность анализа модели жизненного цикла в процессе бизнес – планирования определяется тем, что он позволяет определить особенности поведения товара на рынке с учетом изменения спроса, тенденций формирования ассортимента, динамики цен, конкуренции. Определенную роль анализ этапов жизненного цикла товара играет в процессе планирования прибыли. Так, согласно мнению Лудольф Ф. , на стадии зрелости предприятие получает 65-80% прибыли [12, с. 82]. Понимание того, на каком этапе жизненного цикла находится товар, во многом определяет объем маркетинговых мероприятий, а значит и связанных с ним расходов. Так, для новых товаров требуется проведение более интенсивных маркетинговых мероприятий.

Следующий раздел бизнес – плана предполагает описание отрасли и рынков, на которых будет реализовываться производимый товар. Исследование рынка предполагает оценку динамики и тенденций его развития, что непосредственно влияет на величину прибыли, а также определение основных его характеристик: емкости, доли, интенсивности конкуренции. Емкость рынка – это количество товаров, которое может быть предложено рынку за определенный срок. Она может быть рассчитана двумя способами:

1) [32, с.117] (1)

Где V – общая емкость рынка, Vi – объем продаж каждого i-го предприятия, n – число предприятий

2) [32, с.117] (2)

Где П – объем поставок товара на территорию рынка местными товаропроизводителями, Вв – объем ввоза товара на территорию рынка; Ввыв – объем вывоза товара за пределы территории рынка.

Доля рынка характеризует долю конкретной фирмы в общем объеме продаж на данном рынке. Она рассчитывается следующим образом:

[32, с.117] (3)

Где Qi – доля на рынке каждого i-го предприятия;

V – общая емкость рынка.

На основе показателей емкости и доли рынка рассчитываются показатели, отражающие интенсивность конкуренции. Это прежде всего показатели концентрации рынка. Простейший показатель концентрации рынка рассчитывается как обратная величина от числа фирм на рынке, что может быть выражено следующей формулой:

[32, с.118] (4)


Где CR – коэффициент концентрации рынка.

Другой показатель концентрации рассчитывается как сумма рыночных долей первых r крупных фирм, функционирующих на рынке:

[32, с.118] (5)

Где Si – рыночная доля i-ой фирмы.

Более точным показателем концентрации, учитывающим все фирмы на рынке, а также их удельный вес, является индекс Гиршмана- Герфиндаля, который определяется как сумма квадратов долей рынка каждой крупной фирмы. Данную методику расчета можно выразить следующей формулой:

[32, с.118] (6)

Где ННI – коэффициент Гиршмана-Герфиндаля;

Dk – доля k-го крупного предприятия на рынке;

m – число крупных фирм.

Чем выше значение данного показателя, тем большей рыночной властью обладает фирма.

Помимо количественных изучение рынка предполагает также исследование ряда его качественных характеристик, таких как структура потребностей клиентов, мотивы покупок, способы получения потребителем информации, распределение между элементами маркетинговой системы.

Важнейшим элементом анализа рынка является исследование условий конкуренции. Проводя такое исследование в процессе разработки бизнес – плана, необходимо определить, кто является основными конкурентами в отрасли, провести их классификацию, определить особенности их поведения на рынке и разработать на основе полученных результатов исследования собственную конкурентную стратегию.

Информация, полученная в ходе исследования отрасли и рынка служит основой для разработки следующего раздела бизнес – плана – маркетингового плана. По своему содержанию он предполагает разработку основных элементов комплекса маркетинга: товарной и ценовой политики, политики продвижения и распределения. Все эти элементы маркетингового плана тесно связаны между собой и направлены на обеспечение как конкурентоспособности товара, так и предприятия в целом.

Роль производственного плана в составе бизнес – плана определяется тем, что он позволяет оценить степень реалистичности бизнес-плана. В зависимости от предмета бизнеса в данном разделе плана дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции и проектируемых производственных мощностей организации. Примерная структура такого плана показана в таблице 1.

Основные разделы производственного плана предполагают осуществление ряда расчетов, направленных на оценку производственных затрат и результатов.


В разделе «Организационный план» бизнес-плана приводится информация, характеризующая организационную структуру организации, а также сведения о персонале, работающем в ней. Первая группа вопросов, требующая освещения в этом разделе бизнес-плана, связана с рассмотрением организационной структуры, представляющей собой способ и форму объединения работников организации для достижения поставленных перед ней производственных, коммерческих и других целей.

Таблица 2 – Типовая структура раздела «План производства» в составе бизнес- плана*

Содержание

Раздел

1. Технология

1. Обеспеченность технологией

2. Затраты на получение или разработку технологии

Производственная база

1.Наличие производственных площадей, оборудования

2. Источники, формы и сроки роста производственной базы

3. Характеристика производственного процесса

Субподряды

1. Наличие и надежность субподрядчиков

2. Распределение контактов с субподрядчиками во времени

3. Затратные характеристики по субподрядам

Сырье и энергия

1. Поставщики сырья и энергии, надежность поставок

2. Возможность увеличения поставок

3. Затраты на сырье и энергию

Трудовые ресурсы

1. Наличие рабочей силы необходимой квалификации

2. Форма привлечения рабочей силы

3. Затраты на трудовые ресурсы

Контроль качества

1. Формы осуществления контроля качества

2. Затраты на обеспечение контроля качества

Прогноз затрат

Предполагаемые выпуск и затраты

Постоянные и переменные производственные издержки

Постоянные производственные издержки

2. Переменные производственные издержки

* таблица выполнена на основе источника [16]

Организационная структура организации документально оформляется в виде графической схемы, штатного расписания, положений о подразделениях аппарата управления организации, должностных инструкций. При разработке организационной структуре в рамках бизнес – плана необходимо определить такие ее характеристика, как количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления. При описании организационной структуры необходимо по казать, какова структура управления организацией, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность.


Также в данном разделе бизнес – плана определяется потребность предприятия в персонале, раскрывается содержание квалификационных требований к работникам, рассматриваются формы привлечения к труду (постоянная работа, совместительство).

В разделе «Правовое обеспечение деятельности организации» бизнес-плана рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты процессов создания и работы организации. Этот раздел особенно важен для вновь создаваемых организаций. Особое внимание следует уделять выбору и обоснованию формы собственности организации: государственная, муниципальная или частная собственность. В соответствии с выбранной формой собственности необходимо определить организационно-правовую форму, например, в рамках частной собственности это могут быть производственный кооператив, некоммерческая организация, хозяйственное общество или товарищество. Каждая из форм имеет свои особенности, достоинства и недостатки, которые будут влиять на успех реализации задуманного бизнес- проекта и потому небезынтересны для потенциальных инвесторов и партнеров.

Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе бизнесплана нужно указать основные законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность организации как в своей стране, так и в стране инвестора или предполагаемого бизнеса.

Одним из наиболее важных разделов бизнес – плана является финансовый план. В нем должны быть представлены показатели финансового обеспечения деятельности предприятия и план наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе результатов оценки текущей финансовой информации и прогноза успешности реализации бизнес-плана. В данном разделе бизнес – плана также рассматриваются источники финансирования проекта, оцениваются затраты, связанные с привлечением заемных источников, а также раскрываются финансовые результаты, которые будут получены от реализации проекта. Данные результаты отражаются в так называемых про-форма документах, основными из которых являются плановый бухгалтерский баланс, плановый отчет о финансовых результатах, плановый отчет о движении денежных средств. Анализ информации, содержащейся в данных документах, позволяет оценить результативность бизнес – плана с точки зрения экономических результатов. А информация о прибыли, которая может быть получена в результате реализации проекта является основным индикатором целесообразности инвестиций.


В следующем разделе бизнес – плана необходимо оценить риски, связанные с реализацией проекта. Данный раздел включает в себя описание возможных рисков с указанием вероятности их наступления и ожидаемого ущерба от их наступления, характеристику мер по профилактике и нейтрализации угрозы, создающей риски. В данном разделе также может быть разработана программа страхования рисков с указанием того, в каких компаниях и на каких условиях данные риски могут быть застрахованы.

В заключительном разделе бизнес плана рассчитываются показатели, характеризующие его эффективность. Так как по своему содержанию бизнес – план представляет собой определенный проект, требующий инвестиционных вложений, оценка его эффективности подразумевает оценку эффективности инвестиционного проекта. Такая оценка основана на системе показателей, структура которых показана в таблице 3

Таблица 3 – Показатели, используемые при оценке эффективности бизнес- плана*

Показатели, определяемые на основании использования концепции дисконтирования

Показатели, не предполагающие использования концепции дисконтирования

- чистая текущая стоимость;
- индекс доходности дисконтированных инвестиций;
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования;
- максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.

- простой срок окупаемости инвестиций;
- показатели простой рентабельности инвестиций;
- чистые денежные поступления;
- индекс доходности инвестиций;
- максимальный денежный отток.

* таблица выполнена на основе источника [11]

Анализ структуры и содержания бизнес – плана позволяет сделать вывод о том, что его разделы тесно взаимосвязаны между собой и в целом направлены на обоснование затрат и результатов, связанных с реализацией конкретной бизнес- идеи. Бизнес-план производственного предприятия обязательно должен содержать полную информацию о сильных и слабых сторонах предприятия, его конкурентных преимуществах и позиции на рынке, квалификации персонала, организационной структуре, характеристику продукции и технологии ее производства, а также информацию об особенностях ценовой политики, рынках сбыта продукции, результаты маркетинговых исследований, финансовые результаты, так как только на основе комплексного анализа этой информации можно будет сделать вывод о целесообразности инвестирования в конкретный проект. Именно поэтому бизнес-план можно рассматривать как важнейший инструмент стратегического управления предприятием.