Файл: Виды и структура бизнес-плана (Значение бизнес – плана в управлении предприятием, его роль в обеспечении развития и укреплении рыночных позиций предприятия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Глава 2. Анализ практических аспектов формирования бизнес плана
2.1 Методика расчета основных показателей бизнес – плана
Сложность и комплексность задач, решаемых бизнес – планом определяет необходимость использования различных методов в процессе его разработки. В экономической литературе к основным методам разработки бизнес – плана относятся: нормативный, расчетно - аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, бюджетирование [12, с. 181].
Сущность нормативного метода заключается в том, что плановые задания определяются на основе заранее установленных норм и технико – экономических нормативов. Эти нормативы можно разделить на две группы: внешние и нормативы хозяйствующего субъекта. К внешним нормативам относятся ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.
Нормативы хозяйствующего субъекта, по определению – это нормативы, разрабатываемые непосредственно предприятием и используемые им для управления производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, для других целей по эффективному вложению капитала [12, с.182]. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Обе группы нормативов рассматриваются как целевые показатели.
Достоинствами нормативного метода планирования является его простота. Зная норматив и фактический показатель, легко рассчитать отклонение, на основе которого можно разработать мероприятия по их устранению. Поэтому актуальной проблемой при разработке бизнес – плана является разработка экономически обоснованных норм и нормативов, а также организация контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением. Недостатками нормативного метода являются постоянное изменение централизованно регулируемых нормативов и необходимость корректировки внутрифирменных нормативов в связи с изменением условий функционирования предприятия.
Сущность расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины какого-либо показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. Главный недостаток расчетно – аналитического метода состоит в том, что он базируется на экспертных оценках, и поэтому требует разработки нескольких вариантов плана.
Сущность балансового метода планирования заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них. Широко данный метод используется при планировании материальных затрат, прибыли, потребности поступления средств в финансовые фонды и т.д. Достоинствами данного метода являются его обоснованность и реалистичность, так как четко идентифицируются элементы затрат и результатов и ведется обособленный их учет. К недостаткам можно отнести то, что при расчетах не учитывается динамика рыночных оценок капитала, конъюнктуры, инфляции и т.д.
Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом, как считает В.П. Буров могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на единицу вложенного капитала; максимум прибыли на единицу вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов и минимум финансовых потерь [8, с. 171]. Главные недостаток данного метода заключается в том, что он основан на отсутствии достоверных исходных предпосылок для разработки плановых показателей, что приводит к высокой вероятности отклонений фактических показателей от запланированных.
Сущность экономико-математического моделирования в бизнес-планировании заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между производственными и финансовыми показателями и факторами, их определяющими. По определению В.А. Баринова экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов [5, с. 116]. Такие модели целесообразно использовать при разработке производственных процессов, планировании запасов, финансовом планировании.
Достоинствами метода является его представительность, т.е. объективность наблюдений за изучаемым объектом и возможность выявления факторов влияющих на него. Если степень отклонений расчетных показателей от фактических составляет значительную величину, то можно сделать вывод о невозможности использования модели для планирования.
Сущность экономико-статистического метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Несмотря на относительную простоту данного метода, его использование дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику рассматриваемого показателя. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного показателя бизнес - плана, что в современных экономических условиях реализовать достаточно сложно.
Как уже отмечалось, одним из основных аспектов финансового планирования в рамках бизнес - плана, является планирование денежных потоков, которые может получить предприятие в процессе реализации бизнес – проекта. Важную роль в решении данной задачи выполняет бюджетный метод. Он предполагает разработку системы бюджетов, которая направлена на установление жесткого текущего и оперативного контроля за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной стратегии развития предприятия.
Достоинства метода бюджетирования, по мнению Н.А. Савельевой заключаются в выполняемых им функциях. К их числу данный автор относит [19, с. 114]:
1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп по предприятию в целом.
3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед центрами ответственности.
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.
5. Повышение профессионализма менеджеров.
В то же время необходимо отметить, что несмотря на целый ряд преимуществ данный метод в силу своей сложности не часто используется в отечественной практике бизнес – планирования, а чаще используется зарубежными фирмами
Сетевой метод чаще всего применяется при разработке бизнес – планов крупными организациями. Он позволяет на основе сетевых графиков и моделей представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязь между ними; акцентировать внимание на отдельных важных хозяйственных операциях; обеспечить их координацию; увязать объем финансовых ресурсов с источниками их образования. Сетевой метод является основным инструментом производственного планирования. Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет представить процесс выполнения комплекса операций с возможностью их корректировки на каждой из стадий процесса. Однако данный метод является сложным и не может обеспечить гибкость системы планирования.
Программно-целевой метод используется для формирования и оптимизации производственного и финансового разделов бизнес – плана и является по своей сути комплексным управлением финансово- хозяйственной деятельностью предприятия по ключевым направлениям его развития. Он предполагает использование всех имеющихся способов и приемов управления, планирования и регулирования деятельности предприятия. Достоинством метода является обоснование объема ресурсов, необходимых для достижения главной цели и задач бизнес – плана. В то же время данный метод достаточно сложен в применении.
Таким образом, разработка бизнес – плана предполагает использование различных технологий и методов, которые направлены на наиболее полное обоснование бизнес – проекта с учетом требуемых затрат и возможных экономических результатов. Как правило, эти методы тесно взаимосвязаны между собой, что обеспечивает возможность применения комплексного подхода к разработке бизнес – плана. Такой подход является необходимым условием оценки всех аспектов разрабатываемой бизнес – идеи, что позволяет значительно снизить риски, связанные с реализацией плана, и обеспечить направленность усилий на достижение основных целей, определенных планом.
2.2 Характеристика формирования бизнес-плана по развитию нового вида деятельности предприятия на примере ОАО «Большекамнское Управление механизации строительства»
ОАО «Большекаменское управление механизации строительства» занимается строительно-монтажными работами промышленного, гражданского, гидротехнического и дорожного объектов, оказанием услуг строительными машинами с обслуживающим персоналом, изготовлением металлоконструкций, и другими видами деятельности. С 2011 года основные техникоэкономические показатели демонстрируют положительную динамику.
Основные производственные фонды ОАО «Большекаменское управление механизации строительства» на 2013 год имели сумму 16,1 млн. рублей, основную долю в ней составляли строительная техника и оборудование. Также в наличие имеются свободные помещения, которые сдаются в аренду. С 2011 по 2013 год стоимость основных фондов предприятия увеличилась на 3935 тыс. рублей.
Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 58,34 % от полученной выручки. За анализируемый период значения всех показателей рентабельности возросли, что следует рассматривать как позитивную тенденцию.
За 2013 год каждый рубль собственного капитала организации принес 0,25 руб. чистой прибыли. Рентабельность активов выросла на 12,06 %. Рентабельность чистого капитала предприятия также возросла. Таким образом, за анализируемый период произошло существенное повышение эффективности деятельности ОАО «Большекаменское управление механизации строительства».
Чистая прибыль за 2013 год составила 6,3 млн. рублей.
Осуществление инвестиционной деятельности на предприятии было связано с модернизацией и капитальным ремонтом оборудования, также предприятием были закуплены новая строительная техника, осуществлен ремонт помещений для сдачи в аренду.
В целях развития коммерческой деятельности и извлечения дополнительной прибыли в ОАО «Большекаменское управление механизации строительства» предполагается создать предприятие по установке пластиковых окон, дверей и остеклению балконов в г. Уссурийск.
В России период 2012-13 гг. oхaрaктeризoвaн рocтoм oтрacли производства и установки пластиковых окон. Зa кoрoткoe врeмя рынок плacтикoвых oкoн вышeл га интeнcивный путь развития. Рeзультaты иccлeдoвaний ведущих консалтинговых компаний России показали, что рынок ПВХюшн в 2013 году в России показал прирост 4,5 %.
Российский рынок ПВХ еще полностью не сложился, поэтому есть отличные перспективы для инвестирования. Главную роль в успешности создаваемого предприятия принадлежит грамотно разработанной стратегии производства пластиковых окон и металлоконструкций. Руководству следует придерживаться стратегии на всех этапах создания и ведения своего бизнеса. При наличии определенных знаний и навыков, производство пластиковых окон становится не слишком сложным процессом.
По оценке ведущих маркетинговых компаний России, рынок ПВХ-окон первое полугодие 2014 года характеризуется застоем развития, связанным с политическим кризисом в Украине и пересмотрим межгосударственных торговых взаимоотношений. Во второй половине 2014 года начало наблюдаться повышение деловой активности в целом и в отрасли. На Дальнем Востоке страны существуют еще не освоенные объемы рынка [3].
Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке предприятий по производству и установке пластиковых окон, необходимо отметить следующее: кoличecтвo учacтникoв рынка пластиковых oкoн увeличилocь, oбъeм потенциальных пoтрeбитeлeй ocтaлcя нa прeжнeм урoвнe.
В связи с этим нeoбхoдимo oбязaтeльнo прoвecти кoмплeкc мероприятий ho фoрмирoвaнию пoтрeбитeльcкoгo мнeния, пocкoльку в coзнaнии граждан в большинстве случаев заказ связан со скоростью выполнения заказа и стоимостью выполнения работ [1].
Необходимы следующие маркетинговые мероприятия для формирования сознания о том, что приобрести данный вид продукции можно непосредственно у производителя:
приобретение места на баннере рядом с арендуемым офисом;
расклейка объявлений в подъездах;
распространение флаеров, брошюр в районе места размещения предприятия;