Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 6
Теперь подробнее о каждом процессе:
Запоминание - это процесс когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.
Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет огромное значение, потому что именно так воспринимается основная часть информации, ежедневно необходимая человеку.[65]
Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Произвольное смысловое запоминание обычно достигает лучших результатов, так как человек работаая с материалом запоминает его.[66]
Наличием сознательной цели - запомнить материал характеризуется именно произвольное запоминание. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: составление плана, повторение выделение основных мыслей, и т. д.[67]
Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью человеческой деятельности, ее основным содержанием.
Непроизвольное запоминание - это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цель запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.
По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти - запоминание делится на механическое и осмысленное.[68]
Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.
Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.
Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.
Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Полностью обойтись в обучении без механического запоминания нельзя. [69]
Качественное запоминание обусловлено многими причинами. Запоминание зависит от личностных качеств человека, его интересов и склонностей. То, что соответствует интересам человека, удерживается в памяти, а забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.
Когда у человека огромный багаж знаний, запоминание становится успешным, так как запоминание новых знаний опирается на те знания, которые уже сохранены в памяти.
Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.[70]
Большим влиянием на успешность запоминания является цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.[71]
Огромное значение имеет и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.
Сохранение - фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти — удержание в ней информации. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения. Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.[72]
Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.
Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.
Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.
С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.[73]
Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.[74]
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.[75]
Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого.
Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.
Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.[76]
Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.
Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.
Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.
Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.[77]
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.[78]
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.
Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует учиться специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. Д.[79]
Воспроизведение проходит в три фазы:
Припоминание - умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти информации, оно является наиболее активной формой воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал, более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Термин реминисценция, был предложен сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. Этот механизм может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто реминисценция проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Реминисценция более выражена в детском возрасте. До этого он уже: различаем, обновляется в сознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например - написать, рассказать, нарисовать.[80]
Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент. [81]
Различие между узнаванием и воспроизведением заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти.
Забывание - процесс противоположный сохранению.
Исходя из всего изложенного, более всего соответствует проблеме исследования следующее определение памяти: память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Именно благодаря памяти человек усваивает опыт предыдущих поколений, приобретает новые знания, навыки и умения.[82]
Данное выше определение памяти является общим и отражает ее психологическую сущность, но оно далеко не единственное. Многие исследователи дают свои определения этому понятию, которые более применимы в рамках решаемых ими конкретные задачи.
Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.
Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.[83]
Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.
Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.
Качество памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.
Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.[84]
Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.[85]
Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.
Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует учиться специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припоминанию основных мыслей и т. Д.[86]