Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 6
Поток представлений человека, по его мнению, регулируется 4-мя различными ассоциациями:
1. по контрасту;
2. по сходству;
3. по смежности во времени и пространстве
4. по каузальности (причинно-следственные отношения)
Особенности изучения памяти в ассоциативной психологии:
- изучение “чистой” памяти, т.е. максимальное выключение сложной психической деятельности ( мыслительной, эмоциональной т.д.) при запоминании,
- исследование зависимости эффективности памяти от внешних условий, особенно от количества и организации повторений,
- строжайшая регламентация и стандартизация экспериментального исследования,
- почти исключительное внимание к результативной (количественной, а не качественной) стороне памяти.[44]
Методы экспериментального исследования памяти которые были впервые предложены в ассоциативной психологии Г. Эббингаузом:
- метод узнавания,
- метод заучивания,
- метод антиципации (предвосхищения),
- метод сбережения.[45]
Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии:[46]
- эффект края (Г. Эббингауз) –исследование положения элементов в ряду на запоминание. При запоминании, сохранении и воспроизведении однородного и большого по объёму материала лучше запоминаются его элементы, расположенные в начале и в конце ряда.
- кривая забывания (Г. Эббингауз) –исследование изменения памяти во времени. Она была получена Г. Эббингаузом в экспериментальном исследовании методом сбережения.
- исследование влияния осмысленности материала на запоминание (Мак-Теч).
- исследование влияния степени однородности материала на запоминание – эффект А. фон Ресторф, Разнородные элементы материала, включённые в ряд однородных элементов, сохраняются в памяти лучше, чем однородные, независимо от характера материала.
- исследование влияния способа организации повторений на запоминание.[47]
Гештальттеория. После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория - гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изначальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память. По мнению ее создателей, память определяется законами формирования гештальта (целостной структуры). В этой связи для эффективного функционирования памяти чрезвычайно важным признается структурирование материала, его систематизация при запоминании и воспроизведении. Она подчиняется действующим независимо от запоминающего субъекта законам: “близости”, сходства, “замкнутости пространства”, “хорошего продолжения”, ”хорошей формы” и др. Процессуально память представлялась так: у человека имеется некоторая необходимость (потребность), дающая установку на запоминание или воспроизведение. Данная установка оживляет в сознании человека некие целостные структуры, выступающие основой для запоминания или воспроизведения.[48]
Б.В.Зейгарник показала, что незавершенные действия приводятся лучше, чем завершенные. Это получше название «эффект зейгарник», или эффект незаконченного действия. Они запоминаются лучше потому, что они связаны с искусственно создаваемой потребностью завершить действие, которое не получило разрядки, это называется квазипотребность.[49]
Теория бихевиоризма. Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.
Память рассматривалась бихевиористами как процесс, обеспечивающий научение. Результативность научения зависела от качества памяти. Продуктивность же последней определялась подкреплениями - как положительными, так и отрицательными.[50] Есть вид поведения, который формируется в процессе многократного повторения связей между стимулами и реакциями.
Таким образом, теория памяти в таком представлении формировалась как теория подкреплений. Фазы формирования навыков (по Уотсону): заучивание навыка, период без практики, период возобновления навыка. В качестве основании формирования навыков были использованы принципы научения (Торондайк):[51]
1) закон эффекта (Торондайк при положительном подкреплении).
2) закон упражнений (многократное повторение)
3) закон готовности (получение возможно, когда у человека формирующего у себя навык есть желание, стремление это делать).
4) закон смежности ( в пространстве и во времени).
Одной из проблем экспериментального исследования в бихевиоризме являлось мотивированность влияния на эффективность памяти:
1) похвала увеличивает продуктивность памяти больше, чем порицание.
2) физическое наказание (удар электрическим током) ускоряет научение.
3) личный соревновательный мотив более действенен, чем мотив группового успеха.
4) неудача при заучивании приводит, в конечном итоге, к более высоким результатам, чем удача.[52]
Когнитивная теория памяти. [53]
Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания.[54] Память - это совокупность процессов приёма, трансформации и хранения информации.
Структурные теории: память делится на несколько подструктур – блоков хранения информации, которые отличаются по времени ее хранения, способам ее кодирования и объему хранящейся информации. Структурная (трёхкомпонентная) модель памяти (Дж.Сперлинг, Р.Клацки, Тульвинг и др.) СХЕМА! УКП – внимание – КП – повторение – ДП – петля повторения - КП
УКП – ультракратковременная память или сенсорный регистр – угасание, стирание; КП – кратковременная память замещение; ДП – долговременная память интерференция; указан соответствующий механизм забывания.
Основная идея когнитивной психологии состоит в неразрывном единстве всех познавательных психических процессов, представляющих единую когнитивную структуру. Память в этой структуре занимает место информационного хранилища. При этом она рассматривается как набор когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой.[55]
Теория уровней переработки информации: память подчиняется единым законам информации, информация обрабатывается на разных уровнях, уровень обработки определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта.[56]
Модель Аткинсона и Шифрина: они ввели в кратковременную и долговременную память гораздо больше подсистем. Чем предыдущие авторы. Их модель была дополнена сенсорным регистром, кратковременным и долговременным хранилищами. При этом дифференцировались понятия "память" (как данные, подлежащие сохранению) и "хранилище" (как структурный элемент, для хранения этих данных).[57]
Модель Во и Норманна: делит память на первичную (систему кратковременного хранения) и вторичную (систему более длительного хранения). Эта модель спровоцировала представление о памяти как некоем "ящике в голове". Система кратковременного хранения имеет очень ограниченный объем, и информация в ней теряется путем вытеснения новой.
Культурно-историческая теория памяти. При формировании культурно-исторической теории памяти Л.С. Выготским был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы. Главным критерием их различения – это использование культурных средств (внешних и внутренних) для организации памяти. Формы памяти: натуральная (биологическая) память – низшая психическая функция, память специфически человеческая – высшая психическая функция:
- произвольно-регулируемая;
- системная по строению;
- становится опосредованной по структуре;
- развивается на основе натуральной памяти в процессе овладения культурными средствами.
Деятельностная теория памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.).
Основное содержание жизни людей – их практическая деятельность которая неразрывно связана с процессами памяти.[58]
Память, если включить её в практическую деятельность человека, сама может выступать как особого рода деятельность – мнемическая деятельность (произвольная память), направленная на достижение мнемической цели.
Что мы подразумеваем под мнемической целью, задачей? Это то, что мнемическую направленность, обусловливают такие факторы, как:
1) требования, предъявляемые к запоминанию;
2) индивидуальные особенности запоминающего;
3) возрастные особенности запоминающего;
4) особенности материала (характер, вид, объём, трудность).[59]
В контексте этой теории память выступает как особая психическая деятельность, направленная на решение определенной мнемической задачи. Именно память имеет все структурные элементы деятельности, в частности - цель, средства, операции.Память как деятельность включает действия запоминания, сохранения и воспроизведения. А результат мнемической деятельности всегда зависит от ее организации (П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов). П.И.Зинченко показал, что слова, кодируемые значащими средствами, будут сохраняться лучше, чем слова, кодируемые более поверхностными средствами. Запоминаемость слов сильно зависит от цели, стоящей при усвоении материала. [60]
Таким образом, "уровень воспроизведения" определяется целью действия. А.А.Смирнов показал, что действия запоминаются лучше, чем мысли, и особенно те действия, которые тесно связаны с преодолением трудностей. В части развития памяти в онтогенезе в рамках данной теории (А.Н.Леонтьев) была выявлена общая закономерность: развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков, путем своеобразного превращения внешних знаков во внутренние. С этого вытикает: развитие высших сигнификативных форм памяти идет по линии превращения внешне опосредованного запоминания во внутренне опосредованное. Кривая подобного развития напоминает форму параллелограмма, что явилось основанием для введения так называемого "принципа параллелограмма" в развитии высших форм памяти.[61]
В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.
Изучение данного вопроса дает основание для возможности управления человеческой памятью в будущем, а так же расширения способностей связанных с такой функцией человеческого организма как память.
3. Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Все виды памяти взаимосвязаны с механизмами памяти. Процессы, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии чего воспроизводит ее, дает нам расширенное понятие о механизмах памяти.[62]
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций);
Психологи останавливаются на такой особенности как зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.[63]
Биохимики в свою очередь считают, что процессы и механизмы памяти зависят от изменения состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти, от которого зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий.[64]
Сохранение – это немало важный процесс, при котором удерживается информации в памяти, перерабатывается и преобразовывается.
Забывание - это обычно непроизвольный процесс, противоположный процессу запоминания.
Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформированного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержание.