Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности.
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Таким образом, пaмять - однa из психических функций и видов умственной деятельности, предназнaченная сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информацию. Способность длительно хрaнить информaцию о событиях внешнего мирa и реaкциях оргaнизмa и многокрaтно использовaть её в сфере сознaния для оргaнизaции последующей деятельности. В нaстоящее время отсутствует единaя и зaконченнaя теория пaмяти, и изучение зaкономерностей пaмяти остается одной из узловых проблем науки.
Объект исследования данной курсовой работы: память.
Предметом исследования являются: виды памяти.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
- дать понятие и общую характеристику памяти;
- раскрыть основные положения известных теорий памяти;
- изучить основные виды процессов памяти;
- раскрыть индивидуальные различия, присущие памяти.
1. Понятие и общая характеристика памяти.
1.1 Понятие памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.[1]
В основе способностей человека лежит одна из основных психологических функций живого организма - это память, которая является условием обучения, нарабатывания знаний, формирования умений и навыков. Из этого вытекает, что без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.[2]
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Благодаря совершенствованию своей памяти, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Все что получает человек об окружающем мире, сохраняется, закрепляется в памяти, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало в прошлом».[3] Одно из определений понятий памяти является способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Врожденные и приобретенные механизмы поведения, а также разнообразные инстинкты, принимают форму запечатленный, передаваемых по наследству или приобретаемых в процессе индивидуальной жизни опыт.
Приобретенный опыт воспроизводится в подходящих условиях, так как живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни без постоянного обновления этого опыта. Организм человека уникален, но он просто не смог бы совершенствоваться дальше, не помня о том, что с ним было, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы невозвратимо утрачивалось.[4]
Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека, хотя она есть у всех живых существ. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое живое существо в мире.[5]
Рассмотрение промежутков времени, в течении которых действуют различные блоки памяти является одним из простейших подходов к исследованию памяти. В данный момент за «стандартную» модель в психологии принята модель трех подсистем памяти, согласно которой наша память (как ни странно) состоит из трёх компонентов - сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти. Эта модель предложена сразу несколькими исследователями, однако большинство психологов считают, что ее основы заложены в статье Аткинсона и Шифрина, оказавшей большое внимание на исследования в этой области. Если здраво мыслить, то данную модель можно растолковать так: все что мы узнаём, мы воспринимаем через органы чувств (главным образом через глаза и уши).[6]
В первую очередь исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной сознательной, мнемической деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Область изучения памяти была существенно расширена[7] с развитием объективного исследования поведения животного.
В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка. Он впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного. В суть его исследований легло наблюдение за животным, которое обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. Известный всеми психолог И. П. Павлов, предложил метод изучения условных рефлексов. В своей работе он описал условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Самым главным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти стало учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах, а выработка и сохранение навыков и процессов «учения» у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.[8]
Процессы памяти или мнемические процессы, изучают различные науки, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.
Ежесекундный жизненный опыт составляет совокупность определенных процессов, которые представляют собой память. Память - это не только пассивное сохранение полученной когда-то информации.[9] Человеческая деятельность очень многогранна и многофункциональна и поэтому человек пользуется памятью каждый миг своей жизнедеятельности. И неудивительно, что явление памяти интересует ученых, начиная с древности и до наших дней. Еще в античные времена великие философы Аристотель и Платон обращали свое внимание к проблеме памяти.[10]
Память, спустя некоторое время, стали изучать такие религиозные мыслители, как Фома Аквинский и Блаженный Августин. Один из создателей экспериментальной психологии известный в ХIХ веке немецкий ученый Герман Эббингауз (Ebbinghaus) долгое время изучал закономерности процесса запоминания разных словосочетаний и вывел целый ряд законов запоминания. Этим ученым были разработаны первые экспериментальные методы изучения памяти и выведены важные закономерности. В дальнейшем фактически все школы и направления психологической мысли включали исследование памяти в свои научные программы.
И нынче память остается в центре внимания ученых. Ежегодно в специализированных журналах публикуются тысячи статей, посвященных исследованию памяти.[11]
Люди постоянно пользуются памятью, которая связывает их прошлое с настоящим и будущим - это основа психической деятельности.
Человек, который полностью лишен способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить прошлый опыт своей жизни, фактически перестает быть личностью. Большое значение памяти в сохранении его индивидуально-личностных и деловых качеств. По словам известного польского афериста В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой». [12] Память - это особый процесс, играющий роль своеобразного «интегратора» по отношению ко всем остальным психическим познавательным процессам. Трудно не согласится с тем, что невозможно представить свою жизнь без памяти.
Человечество не узнало бы главный смысл таких понятий как совесть, стыд, гордость, уважение, радость, любовь.[13]
Ухудшение памяти, у любого человека, вызывает личные переживания. Именно с памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, свою работоспособность, способность выполнять профессиональные обязанности.
Очень больший вклад в науку по вопросам изучения памяти человека внесли многие ученые прошлого и современности: П. Жане, А.А. Смирнов П.И Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо, К. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский,. Зинченко, и т.д.[14]
1.2 Виды и классификация памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.[15]
Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям:[16]
1) по преобладающему анализатору: зрительная; слуховая; двигательная (моторная); осязательная; обонятельная; вкусовая (К.Н. Дудкин, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин).
2) по времени закрепления и сохранения материала Р. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Р. Шифрин выделяют: мгновенную (иконическая); кратковременную; оперативную; долговременную; генетическую (наследственная, видовая).
3) по характеру целей деятельности (Э.А. Голубева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Н. Шлычкова): непроизвольная; произвольная.
4) по способу запоминания (А.А. Люблинская, Л.М. Житникова,): механическая; смысловая.
5) по уровням запоминания (А.Р. Лурия): сенсорная, кратковременная и долговременная.
6) по характеру запоминаемого материала (А.М. Вейн, С.Л. Рубинштейн): цветовая; числовая; на наглядно-образное содержание; на абстрактное содержание; на математические формулы; на лица.
7) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (А. Бергсон, П.П. Блонский, Е.П. Ильин, А.А. Люблинская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн): двигательная (моторная); эмоциональная (аффективная); образная (наглядно-образная); словесно-логическая (смысловая, вербальная).[17]
В работе образовательных учреждений воспитателями и учителями используется классификация по преобладающему анализатору ( К.Н. Дудкин, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин).
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Эта память очень важна для людей разных профессий, особенно для инженеров, архитекторов и художников. Отличной зрительной памятью часто обладают люди с эйдетическим восприятием, которые способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Способность к воображению у человека предполагает развитие данного вида памяти. Человек, который зрительно может себе представить то или иное событие, явление или предмет, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. На основе зрительной памяти проходит процесс запоминания и воспроизведения материала.[18]
Слуховая память – характеризуется хорошим запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Эта память необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Человек с данным видом памяти характеризуется наличием возможности быстроты и точности запоминать смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Одной из важной особенности речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ обладают именно этим типом памяти.[19] Главный смысл некого явления, человек может передать собственными словами, причем достаточно точно.