Файл: Реформирования естественных монополий в разных странах.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий
1.1. Теории регулирования естественных монополий
1.2. Современные проблемы государственного регулирования естественных монополий
2. Исследование реформирования естественных монополий в зарубежных странах
2.1. Развитие естественных монополий в США
2.2. Опыт реформирования естественных монополий в ЕС
2.3. Развитие регулирования естественных монополий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
3. Пути реформирования естественных монополий в России с учетом зарубежного опыта
3.1. Специфика функционирования естественных монополий в России
Положительная динамика имплицитных (неявных) трансакционных издержек определяется нерациональной спецификацией прав собственности и недостаточной обоснованностью подходов института собственности. Практически во всех отраслях естественных монополий, правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрации осуществляют управление предприятиями без учета интересов собственника. В условиях регулируемого ценообразования акционеры более терпимо относятся к оппортунистическому поведению менеджеров. Поведение менеджеров регулируемой фирмы характеризуется стремлением превратить всю «избыточную» прибыль в разного рода неденежные формы. В данном случае возможности регулирующих органов контролировать издержки регулируемых компаний сильно ограничены, поскольку в условиях ассиметричного распределения информации, специалистам, работающим в этих компаниях, не составляет труда завысить величину отчетных издержек[23].
Сдерживание цен на уровне средних издержек приводит к росту трансформационных издержек, которые обусловлены недостаточными стимулами к эффективному распределению ресурсов. Рост имплицитных трансакционных издержек связан с тем, что фирма не заинтересована в программах по внедрению новых технологий или рационализации структуры управления[24].
Регулирование деятельности предприятий естественных монополий может приводить к созданию ренты или квазиренты для фирм. Рента или квазирента используются регулируемыми фирмами для воздействия на регулирующие органы. В результате искажаются изначальные целевые ориентиры и правила регулирования (на первый план выходит институт неформальных правил). Испытывая дефицит информационных, административных, финансовых ресурсов, необходимых для проведения независимой экспертизы основных показателей деятельности фирмы – монополиста, регулирующий орган, в большинстве случаев вынужден полагаться на поддержку самой фирмы (например, информационную поддержку в виде советов, рекомендаций) [25].
Результатом такого сотрудничества неизбежно становится участие регулируемой фирмы в разработке основных мер воздействия на нее, и регулирование начинает осуществляться в интересах этой фирмы[26].
Таким образом, существующая ассиметрия информации позволит компании – монополисту получать определенную часть прибыли за счет использования информационных преимуществ.
Отсутствие адекватного механизма рыночного регулирования деятельности естественных монополий приводит к ситуации, в результате которой тарифная и товарно-кредитная политика стала одной из причин инфляции издержек, тяжелого финансового положения большинства предприятий[27].
Одним из основных методов государственного регулирования деятельности естественных монополий является государственное прогнозирование, то есть разработка, утверждение и контроль над исполнением программных документов, таких как: генеральная схема развития электроэнергетики; инвестиционные программы; прогнозные энергобалансы; прогноз спроса на электроэнергию, региональные программы развития электроэнергетики.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Задачей государства с учетом макроэкономической значимости отраслей естественных монополий, должно стать согласование интересов сторон, которые имеют отношение к этим отраслям. Государство, выполняя функцию выразителя и исполнителя общественных интересов, должно устанавливать для естественных монополий правила игры, учитывая их особые функции. С одной стороны, это предупреждение злоупотреблений естественными монополиями своим доминирующим положением, а с другой стороны - это недопущение действий органов власти, необоснованно ограничивающих деятельность этих предприятий. От того, насколько государство регулирует отрасли естественных монополий зависит функционирование экономики в целом.
При совершенствовании отраслевого регулирования естественных монополий необходимо учитывать уровень трасакционных издержек. Высокие трансакционные издержки технологических естественных монополий обуславливают тенденцию к вертикальным контрактам, предусматривающим издержки контроля. Права собственности специфицируется государством, поэтому любые изменения прав и отношений собственности обусловлены изменениями в государственном устройстве и проводимой государством политике. Следовательно, создание механизма действенного государственного регулирования ценообразования, организация конкуренции и дерегулирование потенциально конкурентных сегментов могут стать основой реального снижения тарифов и создать предпосылки роста в других отраслях промышленности. Успешность этих преобразований зависит от ликвидации возможности получения природной и монопольной ренты и внедрение институтов, представляющих интересы потребителей.
2. Исследование реформирования естественных монополий в зарубежных странах
2.1. Развитие естественных монополий в США
Антитрестовое законодательство – «законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты». Первым антитрестовым законом в истории США и мира стал акт Шермана, принятый в 1890 г. [28]
В 1914 г. были приняты два новых акта, которые были призваны улучшить акт Шермана, так он был признан довольно неясным, так как любое объединение часто могло стать причиной особого внимания прокуроров. Этими законами стали «Акт о федеральной торговле комиссии» и «Акт, дополняющий существующие законы против незаконных ограничений и монополий и других целей» [29]. Первый регламентировал деятельность нового органа при правительстве США – Федеральной Торговой Комиссии, которая была создана, в том числе, и для того, чтобы проверять объединения и сделки фирм на соответствие рыночности и сохранения независимости – недопущение создание трестов. Этот акт существует до сих пор и его основная цель – это защита конкуренции[30]. Второй акт (иначе – акт Клейтона) предусматривал ряд поправок и изменений в акт Шермана[31]. Он был направлен против слияния компании, то есть против той практики, которая получила широкое распространение в США с начала 20 века и использовалась монополистическими кругами, как для укрепления своих позиций в отношении конкурентных конкурентов, так и для усиления своего общего веса в экономике страны. Здесь говорится, что «ни она компания, занятая в торговле не будет приобретать, прямо или косвенно, полностью или частично, акции или иной акционерный капитал другой, также участвующий в торговле корпорации, если результатом такого приобретения может быть существенное ослабление конкуренции между корпорации - той, чьи акции скупаются, и той, которая совершает покупку - или ограничения торговли в какой-либо части или районе страны или тенденция к установлению монополий в какой-либо сфере торговли».
До 80-х гг. вводилось множество иных актов, которые меняли антитрестовое законодательство, однако, главное оставалось тем же – государство было против монополий. Однако в 80-е гг. двадцатого века сформировалась так называемая Чикагская школа экономистов. Они относились весьма критично к серьёзному вмешательству государству в дела регулирования конкуренции в части недопущения монополий. Их идея заключалось в том, что подобное вмешательство создает дисбаланс в экономике США, что вызывает монополистические искажения[32]. Эта группа экономистов предложила иной путь - антитрестовское регулирование должно было применяться только в тех случаях, когда действия отдельных фирм подрывают конкуренцию, препятствую доступу на рынок других фирм или используют свои рыночные возможности для ограничения производства[33]. Так были сформулированы следующие правила:
1. Антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счёт внутренних ресурсов.
2. Слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства (по объёму, ассортименту) за счёт роста рыночной доли вновь созданных компаний.
3. Наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, то есть ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка.
4. Ограничения конкуренции по вертикали (то есть соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться, так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети[34].
По сути, именно последний пункт означал эпоху разрешения существования естественных монополий. На основе этих идей в 1982 г. был создан закон - усовершенствованная версия закона Уэбба-Померена, который предусматривал разрешение создания ассоциация производителей товаров на экспорт, то есть разрешил естественную монополию для экспортных отраслей[35]. В дальнейшем (1984 г.) было принято ряд решений, смягчающих законодательство, стали допускать вертикальные и конгломератные объединения, а затем и часть горизонтальных объединений. В 1983 г. был принят Закон о производительности труда и нововведениях. Его основное значение было в разрешении естественных монополий в сфере НИОКР[36].
Особенностью современного антитрестового законодательства США является факт допущения деятельности компаний, которую можно трактовать как монополистическую[37]. Но оценивается она, прежде всего, с точки зрения воздействия на эффективность экономики. И если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, то она не подвергается антимонопольным санкциям[38].
Существует два пути реализации законодательства. Первый пусть – судебно-законодательный. Он заключается в том, что Министерство юстиции и суды преследуют по закону и наказывают за нарушение антитрестовского закона. Истцом и ответчиком может быть любое физическое или юридическое лицо - отдельный гражданин, частная компания или государственная организация. Если компания-ответчик признается виновной в нарушении антитрестовского закона, против неё применяются уголовные или гражданско-правовые санкции. Второй путь – административный. Его суть заключается в том, что регулирование происходит не в судебном процессе, а в мировом соглашении. Инструменты административного пути - многочисленные инструкции и руководства, выпускаемые федеральной торговой комиссией в дополнение к антитрестовским законам. Административные расследования нарушений антитрестовского законодательства, проводимые ФТК, ведут не к наказанию, а лишь к отмене неправильных решений компаний[39].
Таким образом, регулирование конкуренции в США имеет достаточно большой практический опыт, а множественный законодательные акты позволяют достаточно успешно регулировать деятельность объединений предприятий и естественных монополий. Безусловно, данное законодательство, пройдя столь долгий путь становления, является наиболее эффективным, по крайней мере, в условиях экономики США[40].
2.2. Опыт реформирования естественных монополий в ЕС
Процессы интернационализации экономической и правовой жизни вызывают необходимость унифицирования антимонопольных правил, формирования единых норм и подходов к осуществлению конкурентной политики. В этом плане заслуживает внимания опыт правового регулирования поддержания конкуренции и ограничения монополизма в странах ЕС[41].